Иржи Менцель: «Сатира — это плакат»
По-прежнему актуальный классик «новой чешской волны» Иржи Менцель рассказал ИВАНУ ЧУВИЛЯЕВУ, чем ирония лучше сатиры и как вообще изменился за последние полвека юмор
— О чем будем говорить?
— Ох.
— Ох-ох-ох. Диктофон-то у вас работает или так, для вида?
— Вот как раз про что-то такое я хотел сначала спросить. Я недавно наткнулся в сети на интервью, которое вы дали сорок лет назад. Даже больше. Сразу после того, как «Поезда под пристальным наблюдением» получили «Оскар»...
— О, я его, наверное, «Плейбою» давал тогда! У меня же предрассудков нет никаких.
— Нет, не «Плейбою». Вы там говорите, в частности, что больше всего на свете боитесь, что к вам будут относиться серьезно. И не понимаете тех, кто боится обратного. Страх еще актуален? Или все уже?
— Ну мне сейчас возраст не позволяет таких глупостей бояться. Меня же знают все, кому надо, — так что никто из них не воспринимает меня серьезно и понимает, что это бессмысленно. А с теми, кто серьезный... Ну, я с такими дураками просто не разговариваю.
— Если продолжать говорить про несерьезность — когда вы экранизировали «Чонкина», то говорили...
— Господи, где вы тут в Одессе хороший интернет нашли? В гостинице, что ли?
— Да он тут везде нормальный... Так вот, вы говорили, что вам Чонкин ближе, скажем, Швейка — ровно в той же степени, в какой ирония симпатичнее и понятнее, чем сатира.
— Ой, это такие теоретические вопросы — я их не люблю. Но сатира — это дешевый юмор. А ирония предполагает, что нужно задуматься, включить мозги. Но это только теоретически. Тот, для кого ирония предназначена, должен кое-что сам додумать.
— А по исполнению что сложнее?
— Ну, я, опять же, не теоретик, но сатира — легче. Хотя для себя я и выбрал иронию как интонацию.
— А не было случаев, когда эту интонацию хотелось изменить?
— Нет, такого точно не было. Сатира — это же плакат. Если вы ей занимаетесь — вы подходите к людям с уверенностью, что они думают так же, как вы. А ирония заставляет зрителя включить фантазию. И зрителю, если вы выбрали путь иронии, а не высмеивания чего-то, нужно доверять. Оставлять ему какое-то пространство для маневра.
— Когда вышел ваш фильм «Я обслуживал английского короля», самая удивительная вещь была в том, что вы умудрились осовременить свой фирменный язык. Который на тот момент казался уже старомодным.
— Конечно, я приспосабливался, должен был как-то адаптироваться к тем переменам, которые происходили и продолжают происходить в кино. Просто чтобы то, что я показываю, воспринималось искренне. Кроме прочего, это экранизация моего любимейшего автора, Богумила Грабала, и здесь была еще одна задача — я хотел его интерпретировать, перенести на экран, не превращая при этом в дешевый анекдот.
— А в смысле приемов, языка насколько это было трудно?
— Ну я же не делаю никаких рафинированных, техничных вещей. Проблема была другая — книжка очень толстая, там очень много нюансов и параллельных линий. И я фильм снимал все-таки, когда Грабала уже не было в живых. Он смотрел на меня сверху, и мне кажется, что он иногда как-то подтрунивал надо мной.
— Кстати, о Богумиле Грабале — он же стал вашим своего рода соавтором... (Менцель снял четыре экранизации произведений Грабала. — Ред.)
— Нет, не соавтор, конечно, — учитель. Он меня научил как раз тому, что жизнь — это своеобразный микс трагичных и смешных моментов. И надо уметь их показывать — это как раз к разговору об иронии. Не надо расставлять акценты: трагичное показывать трагичным, смешное — комичным, таким, что просто со смеху можно умереть. Что нужно, с одной стороны, соблюдать баланс, а с другой — уметь показать одно в другом. Трагизм комизма и комизм трагизма. Вот, наверное, что было самым важным в моем сотрудничестве с Грабалом — он это умел делать в литературе, как никто. И смог заставить меня искать возможности кино, чтобы что-то похожее показать.
— Но в итоге же вы оказались достаточно литературоцентричным режиссером — у вас много работ с Грабалом, есть экранизация Войновича. Я слышал про то, что вы собирались работать с Кундерой...
— Нет-нет-нет. Все было немного не так. Просто один студент киношколы — не мой даже, просто студент — собирался снимать что-то по Кундере. И я вызвался выбить разрешение на экранизацию. Но Кундера отказался наотрез. «Нет» — и точка. И потом даже вовсе запретил какие бы то ни было экранизации своих произведений. Ну, я пожал плечами и сказал: хорошо, подожду, пока ты похудеешь. Ну, в смысле — успокоишься и перестанешь качать права, так скажем. А если говорить о том, мог ли Кундера быть моим соавтором — таким же, как Грабал, — думаю, нет. Он мне не слишком близок. Разве что «Смешные любови» — есть у него такая ранняя книга. Она мне близка.
— Хорошо, а если продолжать разговор о соавторах — вы бы кого-то могли назвать из ваших коллег, кто был бы вам по мировоззрению близок?
— Вуди Аллен.
— А из более молодых? Или у них иронию победил такой вот троллинг, сатира?
— Не знаю, я не слишком слежу за тем, что в кино происходит. И не слишком много смотрю по-настоящему. Ну вот разве что документальное кино. Там есть что-то новое и живое. Реальность для меня сейчас почему-то оказалась поинтереснее кино — за ней бы уследить.
-
18 сентябряМайк Фиггис представит в Москве «Новое британское кино» В Петербурге готовится слияние оркестров Петербургская консерватория против объединения с Мариинкой Новую Голландию закрыли на ремонт РАН подает в суд на авторов клеветнического фильма Акцию «РокУзник» поддержал Юрий Шевчук
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials