Юрий Бардаш: «Даже наш коммерческий директор не думает о деньгах»
Продюсер групп Quest Pistols и «Нервы» о том, почему он не ищет новых артистов, не подписывает с ними контрактов и почему ему важна «душевность»
Украинская компания Kruzheva Music — одна из тех, которые делают российский музыкальный мейнстрим чуть менее унылым. Компания занимается тремя проектами — бойз-бендом Quest Pistols, тинейдж-рок-группой «Нервы» и электро-поп-трио «Ия», которое еще не выпустило дебютный альбом. Все три проекта выделяются на блеклом фоне российской поп-музыки свежестью подачи — современным звуком и модными видеоклипами. Глава Kruzheva Music — Юрий Бардаш, бывший брейк-дансер, который постигает видеорежиссуру в Лос-Анджелесе и руководит сотрудниками, работающими в Киеве, Лос-Анджелесе и Москве. Юрий Бардаш обычно не дает интервью, но для COLTA.RU сделал исключение и подробно описал свой «продюсерский кодекс».
— Название группы Quest Pistols отсылает к Sex Pistols, а на сайте «Русского радио» о них почему-то написано, что «они приняли эстафетную палочку у легендарной британской группы начала 80-х гг. Adam and the Ants», которой тоже занимался Малькольм Макларен. Я спрашивал ребят из QP во время интервью: они даже не в курсе, что приняли эстафетную палочку у Adam and the Ants, или не захотели говорить. Хочется прояснить: была ли «панковская подоплека» у Quest Pistols в начале карьеры? Чего, по-вашему, тогда не хватало шоу-бизнесу?
— Никакой подоплеки не было. Был танцевальный коллектив Quest. Название его уходит корнями в маленький город Алчевск, что находится в Донбасском регионе Украины, где добрая тетя — руководительница юношеского клуба приютила бесплатно группу танцоров, клуб назывался «Поиск», как раньше называли детско-юношеские клубы: типа «Тимуровец», «Спартак» или «Березка». В честь этого клуба было дано название брейк-данс-коллективу — Quest.
В Киеве балет Quest стал популярным настолько, что автографы приходилось раздавать везде: на улице, в метро и по всем уголкам страны, все это благодаря усердной работе коллектива и рейтинговой телепередаче страны — «Шанс». На одной из репетиций балета ребята разминались под группу Shocking Blue, и я, уже тогда будучи не танцором, а менеджером, зашел на репетицию и услышал эту песню, она мне очень понравилась, мне вообще музыка всегда нравилась. К тому же так сложились обстоятельства, что на очередной фотосессии в кадр попали только три участника балета, и когда я все это увидел, возникла идея танцевальный коллектив превратить в шоу большего масштаба, чем подтанцовка зачастую для невменяемых адских певичек.
В то время меня познакомили с музыкальным гуру андеграунда украинской эстрады Сашей Чемеровым, он же являлся солистом рок-группы «Димна Сумiш», я спросил его, не хочет ли он поучаствовать в создании музыкального проекта. Так появился «кавер» на песню «Long and Lonesome Road» группы Shocking Blue — «Я устал», а название группы придумалось само собой, я знал, что существовала когда-то группа, которая появилась из ниоткуда и порвала всех своим пох...змом, — это были Sex Pistols, и я сказал себе: почему бы и нет, только у нас будет Quest Pistols. Так началась новая история приключений, или новый Quest, как вам будет удобнее.
Женя взял гитару и спел. Я спросил у него, зачем он исполнил такую бессмысленную песню.
Я не знаю, чего не хватало тогда шоу-бизнесу, да и сейчас не знаю, не особо хотелось бы вникать в это движение. Я рад, что существует российский рынок с каким-никаким стремлением к новому, интересному. В общем, для меня это как площадка для действий. Размышлять на тему сферы моей деятельности не особо хочется, так как не существует ни правил, ни законов, по которым живет и процветает какое-либо творчество, сегодня один законодатель, завтра другой, поэтому для нашего творческого движения существует только понятие «А давайте замутим такое»…
Продюсерская идея была очень простая — жить и кормиться за счет того, что ты любишь и умеешь делать. Других идей не было. Можно, конечно, говорить, что были какие-то задумки, стратегии, но об этом пусть рассказывают именитые продюсеры, мы же интуитивно движемся вперед.
— Новые песни QP выдают смену курса группы — как мне показалось, меньше стеба, меньше танцев, больше лирики. С чем это связано — в чем новая фишка?
— При росте и развитии творческой личности смена курса — всегда неизбежное событие, главное, чтобы мотивы не конфликтовали с принципами. Прошло целых шесть лет после первого сингла группы, а значит, в головах, даже самых горячих, происходят изменения.
Наша команда в первую очередь — это не Quest Pistols, а обычные люди, как и все остальные, люди, которые проходят этап взросления — то, о чем ты уже не услышишь от своих родителей, но что придется познать самому, лицом к лицу с жизнью; и поэтому лирика — следствие определенных событий. Все очень просто — живешь, учишься, растешь, ошибки, уроки, выводы, опять ошибки, победы, поражения, любовь, нелюбовь, семья, женщина, жена, слабость, борьба с самим собой: все то, о чем нынче никто не говорит, но это не означает, что мы это не переживаем, и если в 18 лет тебе хочется скакать и прыгать, ты берешь и скачешь, красиво скачешь, так, как никто другой не умеет, — это и называется артист, а потом в жизни артиста, но в первую очередь человека, наступают новые жизненные этапы, в которых он приспосабливается выражать себя в новых для него формах: это и есть поиск себя.
Наша новая фишка, как предыдущие, старые, — это личность, характер, харизма. Не важно, какой на человеке костюм, прическа, есть у него рисунки на теле или нет — это все мелочи, люди быстро подхватят и сделают любую тенденцию невыносимо нудной. Но если ты — персонаж, ты никогда не сможешь стать забытым, ты всегда будешь в топе чарта, только другого чарта, не того, что создают программные директора, а в том топе, о котором никто не говорит, — в топе самодостаточности, уверенности и спокойствия. Когда люди это чувствуют, они дарят артисту аплодисменты, которые мы, артисты, конвертируем в денежку. Все как у всех.
— Если послезавтра Антон Савлепов и Никита Горюк заявят, что устали и хотят выйти из QP, вы закроете проект или подыщете им замену, как поступил бы Константин Меладзе?
— Ваше сравнение с Меладзе мне понятно, так как мы тоже сделали похожее движение в сторону «ВИА Гры», взяв в группу человека, не имеющего к духу коллектива никакого отношения. Время показало, что если не стало руки, чужую руку не пришьешь, а протез всего лишь останется протезом.
Все когда-нибудь заканчивается, и проект Quest Pistols закончит свое существование, но это не означает, что люди, которые работали над ним, сложат руки и будут сидеть вспоминать то хорошее, что с ними было. Дальше мы готовим такой шаг, который никто не ожидает, случится это в сентябре, так что следите за нашими движениями — и будет вам entertainment.
— Сколько человек работает в Kruzheva Music? Как она устроена — как компания или как творческое комьюнити? Кто в Kruzheva Music принимает решения — есть ли какой-то худсовет, редколлегия или все это видение и воля одного человека (то есть ваши)?
— Kruzheva Music — это хаос. Людям со стороны иногда кажется, что я «Карабас-Барабас», но никто не знает, как на самом деле обстоят дела. Я и сам до конца не понимаю, как это происходит: когда люди в творческом поиске, то это всегда миллион вариантов, что предпринять и куда пойти, четкого курса никогда нет.
Касательно иерархии все просто. Все понимают, что ответственность нельзя разделить на всех, иначе и спросить будет не с кого, это мой вам ответ на вопрос, за кем последнее слово. Кстати, у компании Kruzheva Music не существует контрактов с артистами, за исключением постановки музыкального контента в ротацию, потому что это необходимость, но внутри компании бумаг нет. Все управляется словом. Мы верим в ценность сказанного слова, и в этом наша сила, как бы наивно это ни звучало.
Люди в компанию прибывают постоянно, критерий подбора людей прост — разделять принципы команды, быть интересным самому себе, ведь когда ты сам с собой можешь найти общий язык, значит, и во всем остальном ты тоже крут! Все люди, которые работают с компанией «Кружева», и есть компания «Кружева», поэтому всех сосчитать не так уж и легко. Вы, например, зашли на сайт, потратили свое время, чтобы изучить тему, составили вопросы на близкие компании темы — значит, вы не из числа журналистов, которые работают нао…сь, значит, вы уже в нашей компании. Кстати, это первое интервью, когда мне приятно отвечать, и это первый раз, когда я отвечаю. Не то чтобы я суперзазнавшийся, просто сразу видно, с каким настроем задаются вопросы; это как в Америке, например, люди спрашивают при встрече: «How are you?» — и при этом не смотрят друг другу в глаза. Такие люди никогда не будут в компании «Кружева».
В компании никто не занимается talent searching, в семье же никто не ищет, кого еще можно приютить.
Об устройстве писать не буду, приходите — и сами все увидите! У нас два офиса: в Москве решаются деловые вопросы, а в Киеве — творческий цех, конвейерную систему производства «продукта» мы не приемлем. Я убежден, что конвейер не даст результата. Компания «Кружева» уже восемь лет как работает с молодежью, а с молодыми людьми нужно быть честными, иначе не будет аплодисментов, а не похлопают — и денежек не будет, а ведь все хотят быть признанными, хоть и говорят, что им на это наплевать.
Кстати, и формула нарисовалась сама собой: деньги для артиста — это и есть признание. Признания жаждут не только артисты, но и все люди на планете, только к артисту внимания больше, вот он и вертится, бедный, между адом и раем, и себя не хочется обмануть, и зрителю угодить тоже надо. Вот тут-то и есть краеугольный камень философии компании. Самое главное — всегда анализировать, какой мотив у тебя делать то или это, и только так можно избежать попадания в ловушку социального мнения.
— Кто в компании занимается talent searching? Как вы нашли группы «Нервы» и «Ия»?
— В компании никто не занимается talent searching, в семье же никто не ищет, кого еще можно приютить. Вот, например, Мильковский Женя: пять лет назад этот маленький, щуплый мальчик появился на одной из вечеринок, которые являются важной составляющей нашей компании, откуда он взялся и кто его привел — это уже не важно. Так вот, Женя взял гитару и спел. Я спросил у него, зачем он исполнил такую бессмысленную песню. Он сказал, что это песня из «Фабрики звезд», в которой он участвовал. Тогда я поинтересовался у него, чем он живет на самом деле и о чем его душа поет, и попросил написать об этом песню. На следующий день появилась песня «Станция Туман».
«Нервы» — «Кофе — мой друг»
В творчестве нельзя устраивать searching, я верю в химию природную, и именно там, в раскрепощенной атмосфере веселья, мальчик услышал и понял самую важную вещь — что надо быть собой. Сейчас это уже совсем не мальчик, и от его песен кайфует как девочка, которой 13 лет, так и зрелый «коммерс», который заказывает группу себе на 45-й день рождения: спросите — почему? Наверное, честность нравится всем, и искать ее не надо, она сама тебя найдет, если твое сердце открыто.
Что касается группы «Ия», то это новое событие в Kruzheva Music. Не надо обладать развитой интуицией, чтобы понять, что их музыка будет иметь успех. Вот и я это понял. Мне близка эта группа, в первую очередь это дружба моей семьи (я, кстати, стал отцом год назад) и семьи Сергея и Кати, у нас схожее видение мира, одинаковые цели и, безусловно, творчество, которое нас связало. Моя жена Кристина Бардаш создает образы, снимает клипы для группы, пока наши дети играют в песочнице. Кстати, моего сына зовут Жора, а дочку Кати и Сережи зовут Ия.
«Ия» — «Видела»
На самом деле мы не очень хотели бы расширяться, это никогда не ведет к победе, я за точечные, прицельные удары. «Нервы», «Ия» и Quest Pistols — больше не надо, да и не в количестве дело. Важна душевность, это когда все друг друга уважают и любят, что среди артистов большая редкость, у нас это получается, и мы следим за этим равновесием. Компания прошла времена золотой лихорадки — «мол, давай, давай, больше, больше», урок был усвоен, ценности и приоритеты определены.
— Как вы определяете место, которое «Нервы» и «Ия» занимают сейчас на поп-карте, — их нишу, уникальное торговое предложение?
— По поводу места на поп-карте — время покажет. Мне лично нравятся почти все песни Мильковского, кроме ну уж совсем сопливых, также мне нравится, куда двигается «Ия», о Quest Pistols говорить не буду — это мое сердце, это мое все.
— Я нашел в интернете вот такое объявление, размещенное от имени вашей компании: «Наши принципы: работать только с настоящими артистами, с настоящими музыкантами, шоуменами, плюс к этому всему моральные принципы артиста должны совпадать с идеями “Книги Илая”, иначе Kruzheva за это не берутся, каким бы прекрасным и талантливым артист ни был». Что такое настоящий артист? Как вы это определяете? Не изменились ли ваши принципы?
— У меня был опыт всяких движений за нефтяные деньги, практика показала, что себя обманывать не стоит. Ошибки на то и существуют, чтобы делать выводы и настраиваться на правильный курс.
Настоящий артист — это тот, кто не стремится пожать руки всем начальникам каналов и журналистам, настоящий артист на самом деле — это человек, из воздуха делающий шоу, а из шоу — тот воздух, который так нам всем нужен. Когда-то я читал книгу про Никколо Паганини, в ней описывалось его отношение к деньгам, что за ним ходил слуга и носил сундук с золотом, проблема была в том, что Паганини этот сундук постоянно забывал, терял, ведь человек жил искусством! Вот это для меня настоящий артист. Деньги нужны для того, чтобы о них не думать, а не наоборот.
И это качество присутствует во всех артистах Kruzheva Music. Даже наш коммерческий директор, человек, который решает вопросы в Москве, не думает о деньгах. Не все смогут это понять, а кто сможет — тому зеленый светофор в свободную от страхов жизнь.
В Америке люди в машинах поют песни, и им все равно, что на них кто-то смотрит, люди там свободные от комплексов, танцуют на улицах, поют.
— Вы живете в Лос-Анджелесе — собирается ли компания Kruzheva Music работать на американский рынок? Насколько сейчас возможно появление проекта из России или Украины, который бы добился такого же мирового признания, как «Тату»?
— По поводу Америки — здесь все так же, как и у нас, только немного по-другому. Дело не в том, что здесь люди талантливее, все дело в рынке, который в Америке легальный, со своими законами, правилами и огромным оборотом денег, настолько огромным, что серьезные бизнесмены не боятся вкладывать деньги в шоу как в рынок, у нас же каждый сам себе герой. В Америке люди в машинах поют песни, и им все равно, что на них кто-то смотрит, люди там свободные от комплексов, танцуют на улицах, поют, если видят артиста, то выстраиваются в очереди, чтобы взять автограф и отдать дань уважения; у нас же, когда артист появляется на людях, начинается зверинец. Наши люди в этом не виноваты, у нас просто все по-другому. Но знаете что, лично я хотел бы работать с русскими людьми, для меня русские — это те, кто понимает русский язык, я понимаю русский язык, и мне легко объясниться и донести свою мысль именно так, как я этого хочу, и я знаю, что это будет понято. Я, например, хочу снимать кино, и в LA самая лучшая школа и есть чему учиться, но снимать я хочу о том, что я знаю, о том, что я пережил, и самое главное — для тех, кто сможет это ассоциировать с собой. Мне когда-то на это заявили, что можно и интернациональные идеи экранизировать; да, может быть, но мне важнее не конъюнктуру создавать, а творить на родном языке, на котором говорили мои родители и на котором говорю я. Но это уже другая тема — про будущее компании.
Что же касается музыки, то когда мы с Мильковским, например, обсуждаем его новые песни, для нас показатель — это «мурашки по коже». Мне тяжело ощутить мурашки по коже от песен на английском, хоть я его и научился понимать ))…
По поводу «Тату»: Ваня Шаповалов — мой хороший товарищ, в чем-то наставник, один из немногих людей, кто поразил меня своим подходом к работе, вот это продюсер настоящий, и плевать, что все говорят, что он «сдулся» или он сумасшедший, значит, они никогда не разговаривали с этим человеком. Мне же посчастливилось быть с ним знакомым, и я рад этому.
-
19 августаФрай обсудил с Кэмероном бойкот Олимпиады в Сочи Создается интерактивная карта библиотек Москвы Объявлены участники фестиваля WOMAD Russia Навальный отказался от дебатов в малозначимых СМИ
-
16 августаУволилась редакция «Артхроники» Норман Фостер не будет реконструировать ГМИИ?
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials