Юрий Бардаш: «Даже наш коммерческий директор не думает о деньгах»
Продюсер групп Quest Pistols и «Нервы» о том, почему он не ищет новых артистов, не подписывает с ними контрактов и почему ему важна «душевность»
Украинская компания Kruzheva Music — одна из тех, которые делают российский музыкальный мейнстрим чуть менее унылым. Компания занимается тремя проектами — бойз-бендом Quest Pistols, тинейдж-рок-группой «Нервы» и электро-поп-трио «Ия», которое еще не выпустило дебютный альбом. Все три проекта выделяются на блеклом фоне российской поп-музыки свежестью подачи — современным звуком и модными видеоклипами. Глава Kruzheva Music — Юрий Бардаш, бывший брейк-дансер, который постигает видеорежиссуру в Лос-Анджелесе и руководит сотрудниками, работающими в Киеве, Лос-Анджелесе и Москве. Юрий Бардаш обычно не дает интервью, но для COLTA.RU сделал исключение и подробно описал свой «продюсерский кодекс».
— Название группы Quest Pistols отсылает к Sex Pistols, а на сайте «Русского радио» о них почему-то написано, что «они приняли эстафетную палочку у легендарной британской группы начала 80-х гг. Adam and the Ants», которой тоже занимался Малькольм Макларен. Я спрашивал ребят из QP во время интервью: они даже не в курсе, что приняли эстафетную палочку у Adam and the Ants, или не захотели говорить. Хочется прояснить: была ли «панковская подоплека» у Quest Pistols в начале карьеры? Чего, по-вашему, тогда не хватало шоу-бизнесу?
— Никакой подоплеки не было. Был танцевальный коллектив Quest. Название его уходит корнями в маленький город Алчевск, что находится в Донбасском регионе Украины, где добрая тетя — руководительница юношеского клуба приютила бесплатно группу танцоров, клуб назывался «Поиск», как раньше называли детско-юношеские клубы: типа «Тимуровец», «Спартак» или «Березка». В честь этого клуба было дано название брейк-данс-коллективу — Quest.
В Киеве балет Quest стал популярным настолько, что автографы приходилось раздавать везде: на улице, в метро и по всем уголкам страны, все это благодаря усердной работе коллектива и рейтинговой телепередаче страны — «Шанс». На одной из репетиций балета ребята разминались под группу Shocking Blue, и я, уже тогда будучи не танцором, а менеджером, зашел на репетицию и услышал эту песню, она мне очень понравилась, мне вообще музыка всегда нравилась. К тому же так сложились обстоятельства, что на очередной фотосессии в кадр попали только три участника балета, и когда я все это увидел, возникла идея танцевальный коллектив превратить в шоу большего масштаба, чем подтанцовка зачастую для невменяемых адских певичек.
В то время меня познакомили с музыкальным гуру андеграунда украинской эстрады Сашей Чемеровым, он же являлся солистом рок-группы «Димна Сумiш», я спросил его, не хочет ли он поучаствовать в создании музыкального проекта. Так появился «кавер» на песню «Long and Lonesome Road» группы Shocking Blue — «Я устал», а название группы придумалось само собой, я знал, что существовала когда-то группа, которая появилась из ниоткуда и порвала всех своим пох...змом, — это были Sex Pistols, и я сказал себе: почему бы и нет, только у нас будет Quest Pistols. Так началась новая история приключений, или новый Quest, как вам будет удобнее.
Женя взял гитару и спел. Я спросил у него, зачем он исполнил такую бессмысленную песню.
Я не знаю, чего не хватало тогда шоу-бизнесу, да и сейчас не знаю, не особо хотелось бы вникать в это движение. Я рад, что существует российский рынок с каким-никаким стремлением к новому, интересному. В общем, для меня это как площадка для действий. Размышлять на тему сферы моей деятельности не особо хочется, так как не существует ни правил, ни законов, по которым живет и процветает какое-либо творчество, сегодня один законодатель, завтра другой, поэтому для нашего творческого движения существует только понятие «А давайте замутим такое»…
Продюсерская идея была очень простая — жить и кормиться за счет того, что ты любишь и умеешь делать. Других идей не было. Можно, конечно, говорить, что были какие-то задумки, стратегии, но об этом пусть рассказывают именитые продюсеры, мы же интуитивно движемся вперед.
— Новые песни QP выдают смену курса группы — как мне показалось, меньше стеба, меньше танцев, больше лирики. С чем это связано — в чем новая фишка?
— При росте и развитии творческой личности смена курса — всегда неизбежное событие, главное, чтобы мотивы не конфликтовали с принципами. Прошло целых шесть лет после первого сингла группы, а значит, в головах, даже самых горячих, происходят изменения.
Наша команда в первую очередь — это не Quest Pistols, а обычные люди, как и все остальные, люди, которые проходят этап взросления — то, о чем ты уже не услышишь от своих родителей, но что придется познать самому, лицом к лицу с жизнью; и поэтому лирика — следствие определенных событий. Все очень просто — живешь, учишься, растешь, ошибки, уроки, выводы, опять ошибки, победы, поражения, любовь, нелюбовь, семья, женщина, жена, слабость, борьба с самим собой: все то, о чем нынче никто не говорит, но это не означает, что мы это не переживаем, и если в 18 лет тебе хочется скакать и прыгать, ты берешь и скачешь, красиво скачешь, так, как никто другой не умеет, — это и называется артист, а потом в жизни артиста, но в первую очередь человека, наступают новые жизненные этапы, в которых он приспосабливается выражать себя в новых для него формах: это и есть поиск себя.
Наша новая фишка, как предыдущие, старые, — это личность, характер, харизма. Не важно, какой на человеке костюм, прическа, есть у него рисунки на теле или нет — это все мелочи, люди быстро подхватят и сделают любую тенденцию невыносимо нудной. Но если ты — персонаж, ты никогда не сможешь стать забытым, ты всегда будешь в топе чарта, только другого чарта, не того, что создают программные директора, а в том топе, о котором никто не говорит, — в топе самодостаточности, уверенности и спокойствия. Когда люди это чувствуют, они дарят артисту аплодисменты, которые мы, артисты, конвертируем в денежку. Все как у всех.
— Если послезавтра Антон Савлепов и Никита Горюк заявят, что устали и хотят выйти из QP, вы закроете проект или подыщете им замену, как поступил бы Константин Меладзе?
— Ваше сравнение с Меладзе мне понятно, так как мы тоже сделали похожее движение в сторону «ВИА Гры», взяв в группу человека, не имеющего к духу коллектива никакого отношения. Время показало, что если не стало руки, чужую руку не пришьешь, а протез всего лишь останется протезом.
Все когда-нибудь заканчивается, и проект Quest Pistols закончит свое существование, но это не означает, что люди, которые работали над ним, сложат руки и будут сидеть вспоминать то хорошее, что с ними было. Дальше мы готовим такой шаг, который никто не ожидает, случится это в сентябре, так что следите за нашими движениями — и будет вам entertainment.
— Сколько человек работает в Kruzheva Music? Как она устроена — как компания или как творческое комьюнити? Кто в Kruzheva Music принимает решения — есть ли какой-то худсовет, редколлегия или все это видение и воля одного человека (то есть ваши)?
— Kruzheva Music — это хаос. Людям со стороны иногда кажется, что я «Карабас-Барабас», но никто не знает, как на самом деле обстоят дела. Я и сам до конца не понимаю, как это происходит: когда люди в творческом поиске, то это всегда миллион вариантов, что предпринять и куда пойти, четкого курса никогда нет.
Касательно иерархии все просто. Все понимают, что ответственность нельзя разделить на всех, иначе и спросить будет не с кого, это мой вам ответ на вопрос, за кем последнее слово. Кстати, у компании Kruzheva Music не существует контрактов с артистами, за исключением постановки музыкального контента в ротацию, потому что это необходимость, но внутри компании бумаг нет. Все управляется словом. Мы верим в ценность сказанного слова, и в этом наша сила, как бы наивно это ни звучало.
Люди в компанию прибывают постоянно, критерий подбора людей прост — разделять принципы команды, быть интересным самому себе, ведь когда ты сам с собой можешь найти общий язык, значит, и во всем остальном ты тоже крут! Все люди, которые работают с компанией «Кружева», и есть компания «Кружева», поэтому всех сосчитать не так уж и легко. Вы, например, зашли на сайт, потратили свое время, чтобы изучить тему, составили вопросы на близкие компании темы — значит, вы не из числа журналистов, которые работают нао…сь, значит, вы уже в нашей компании. Кстати, это первое интервью, когда мне приятно отвечать, и это первый раз, когда я отвечаю. Не то чтобы я суперзазнавшийся, просто сразу видно, с каким настроем задаются вопросы; это как в Америке, например, люди спрашивают при встрече: «How are you?» — и при этом не смотрят друг другу в глаза. Такие люди никогда не будут в компании «Кружева».
В компании никто не занимается talent searching, в семье же никто не ищет, кого еще можно приютить.
Об устройстве писать не буду, приходите — и сами все увидите! У нас два офиса: в Москве решаются деловые вопросы, а в Киеве — творческий цех, конвейерную систему производства «продукта» мы не приемлем. Я убежден, что конвейер не даст результата. Компания «Кружева» уже восемь лет как работает с молодежью, а с молодыми людьми нужно быть честными, иначе не будет аплодисментов, а не похлопают — и денежек не будет, а ведь все хотят быть признанными, хоть и говорят, что им на это наплевать.
Кстати, и формула нарисовалась сама собой: деньги для артиста — это и есть признание. Признания жаждут не только артисты, но и все люди на планете, только к артисту внимания больше, вот он и вертится, бедный, между адом и раем, и себя не хочется обмануть, и зрителю угодить тоже надо. Вот тут-то и есть краеугольный камень философии компании. Самое главное — всегда анализировать, какой мотив у тебя делать то или это, и только так можно избежать попадания в ловушку социального мнения.
— Кто в компании занимается talent searching? Как вы нашли группы «Нервы» и «Ия»?
— В компании никто не занимается talent searching, в семье же никто не ищет, кого еще можно приютить. Вот, например, Мильковский Женя: пять лет назад этот маленький, щуплый мальчик появился на одной из вечеринок, которые являются важной составляющей нашей компании, откуда он взялся и кто его привел — это уже не важно. Так вот, Женя взял гитару и спел. Я спросил у него, зачем он исполнил такую бессмысленную песню. Он сказал, что это песня из «Фабрики звезд», в которой он участвовал. Тогда я поинтересовался у него, чем он живет на самом деле и о чем его душа поет, и попросил написать об этом песню. На следующий день появилась песня «Станция Туман».
«Нервы» — «Кофе — мой друг»
В творчестве нельзя устраивать searching, я верю в химию природную, и именно там, в раскрепощенной атмосфере веселья, мальчик услышал и понял самую важную вещь — что надо быть собой. Сейчас это уже совсем не мальчик, и от его песен кайфует как девочка, которой 13 лет, так и зрелый «коммерс», который заказывает группу себе на 45-й день рождения: спросите — почему? Наверное, честность нравится всем, и искать ее не надо, она сама тебя найдет, если твое сердце открыто.
Что касается группы «Ия», то это новое событие в Kruzheva Music. Не надо обладать развитой интуицией, чтобы понять, что их музыка будет иметь успех. Вот и я это понял. Мне близка эта группа, в первую очередь это дружба моей семьи (я, кстати, стал отцом год назад) и семьи Сергея и Кати, у нас схожее видение мира, одинаковые цели и, безусловно, творчество, которое нас связало. Моя жена Кристина Бардаш создает образы, снимает клипы для группы, пока наши дети играют в песочнице. Кстати, моего сына зовут Жора, а дочку Кати и Сережи зовут Ия.
«Ия» — «Видела»
На самом деле мы не очень хотели бы расширяться, это никогда не ведет к победе, я за точечные, прицельные удары. «Нервы», «Ия» и Quest Pistols — больше не надо, да и не в количестве дело. Важна душевность, это когда все друг друга уважают и любят, что среди артистов большая редкость, у нас это получается, и мы следим за этим равновесием. Компания прошла времена золотой лихорадки — «мол, давай, давай, больше, больше», урок был усвоен, ценности и приоритеты определены.
— Как вы определяете место, которое «Нервы» и «Ия» занимают сейчас на поп-карте, — их нишу, уникальное торговое предложение?
— По поводу места на поп-карте — время покажет. Мне лично нравятся почти все песни Мильковского, кроме ну уж совсем сопливых, также мне нравится, куда двигается «Ия», о Quest Pistols говорить не буду — это мое сердце, это мое все.
— Я нашел в интернете вот такое объявление, размещенное от имени вашей компании: «Наши принципы: работать только с настоящими артистами, с настоящими музыкантами, шоуменами, плюс к этому всему моральные принципы артиста должны совпадать с идеями “Книги Илая”, иначе Kruzheva за это не берутся, каким бы прекрасным и талантливым артист ни был». Что такое настоящий артист? Как вы это определяете? Не изменились ли ваши принципы?
— У меня был опыт всяких движений за нефтяные деньги, практика показала, что себя обманывать не стоит. Ошибки на то и существуют, чтобы делать выводы и настраиваться на правильный курс.
Настоящий артист — это тот, кто не стремится пожать руки всем начальникам каналов и журналистам, настоящий артист на самом деле — это человек, из воздуха делающий шоу, а из шоу — тот воздух, который так нам всем нужен. Когда-то я читал книгу про Никколо Паганини, в ней описывалось его отношение к деньгам, что за ним ходил слуга и носил сундук с золотом, проблема была в том, что Паганини этот сундук постоянно забывал, терял, ведь человек жил искусством! Вот это для меня настоящий артист. Деньги нужны для того, чтобы о них не думать, а не наоборот.
И это качество присутствует во всех артистах Kruzheva Music. Даже наш коммерческий директор, человек, который решает вопросы в Москве, не думает о деньгах. Не все смогут это понять, а кто сможет — тому зеленый светофор в свободную от страхов жизнь.
В Америке люди в машинах поют песни, и им все равно, что на них кто-то смотрит, люди там свободные от комплексов, танцуют на улицах, поют.
— Вы живете в Лос-Анджелесе — собирается ли компания Kruzheva Music работать на американский рынок? Насколько сейчас возможно появление проекта из России или Украины, который бы добился такого же мирового признания, как «Тату»?
— По поводу Америки — здесь все так же, как и у нас, только немного по-другому. Дело не в том, что здесь люди талантливее, все дело в рынке, который в Америке легальный, со своими законами, правилами и огромным оборотом денег, настолько огромным, что серьезные бизнесмены не боятся вкладывать деньги в шоу как в рынок, у нас же каждый сам себе герой. В Америке люди в машинах поют песни, и им все равно, что на них кто-то смотрит, люди там свободные от комплексов, танцуют на улицах, поют, если видят артиста, то выстраиваются в очереди, чтобы взять автограф и отдать дань уважения; у нас же, когда артист появляется на людях, начинается зверинец. Наши люди в этом не виноваты, у нас просто все по-другому. Но знаете что, лично я хотел бы работать с русскими людьми, для меня русские — это те, кто понимает русский язык, я понимаю русский язык, и мне легко объясниться и донести свою мысль именно так, как я этого хочу, и я знаю, что это будет понято. Я, например, хочу снимать кино, и в LA самая лучшая школа и есть чему учиться, но снимать я хочу о том, что я знаю, о том, что я пережил, и самое главное — для тех, кто сможет это ассоциировать с собой. Мне когда-то на это заявили, что можно и интернациональные идеи экранизировать; да, может быть, но мне важнее не конъюнктуру создавать, а творить на родном языке, на котором говорили мои родители и на котором говорю я. Но это уже другая тема — про будущее компании.
Что же касается музыки, то когда мы с Мильковским, например, обсуждаем его новые песни, для нас показатель — это «мурашки по коже». Мне тяжело ощутить мурашки по коже от песен на английском, хоть я его и научился понимать ))…
По поводу «Тату»: Ваня Шаповалов — мой хороший товарищ, в чем-то наставник, один из немногих людей, кто поразил меня своим подходом к работе, вот это продюсер настоящий, и плевать, что все говорят, что он «сдулся» или он сумасшедший, значит, они никогда не разговаривали с этим человеком. Мне же посчастливилось быть с ним знакомым, и я рад этому.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials