Пространство биотуалетов
ПОЛИНА СОСНОВСКАЯ попробовала выяснить, какие картины любит президент РФ и чем нам это грозит
В 2007 году Павел Пепперштейн обратился с открытым письмом к Владимиру Путину, Юрию Лужкову и Валентине Матвиенко о том, что в Москве и Санкт-Петербурге происходят события, угрожающие основам культуры и самосознания нашей страны. «Речь идет о грубом изменении этих городов, которое осуществляется с полным пренебрежением как к мнению подавляющего большинства жителей, так и к общепринятым цивилизованным нормам обращения с культурным и историческим наследием. Разрушение ценных исторических памятников и просто прекрасных старых зданий, построенных в разные эпохи, несущих в себе память о различных периодах истории нашей страны, уничтожение целых кварталов, составляющих неотъемлемую часть духа и атмосферы главных центров России, с последующей перезастройкой, характер которой продиктован коммерческими соображениями и амбициями, не опирающимися на достойные культурные и эстетические основания, — эти действия невозможно определить иначе как варварские», — возмущался создатель арт-группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”». Адресаты оставили письмо без ответа. Кто бы сомневался: у первых лиц государства иные советчики.
В 2008 году Владимир Путин почтил своим визитом галерею Александра Шилова — народного художника СССР, поставляющего свои аляповатые опусы чиновникам разного ранга. Память о визите Владимира Путина хранится на литом стенде галереи. Стоит ли отрицать, что фотографии президента РФ помогли промоушену «уникального мастера классической реалистической живописи», работы которого не принимают в коллекции главных музеев страны.
В 2009 году, будучи премьер-министром, Владимир Путин посетил еще одну галерею — Ильи Глазунова, позже предложившего «прижать» современное искусство, чтобы оно больше не мешало реализму пробиваться на художественную сцену. Предложение было отвергнуто. Но сам факт, что подобный разговор вообще состоялся, говорит о многом. Похоже, плакали грандиозные планы строительства нового музея современного искусства.
Но это полбеды: президент РФ не одинок. Его художественные предпочтения явно разделяют Сергей Шойгу, Борис Грызлов, Сергей Лавров, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Михаил Барщевский, Юрий Чайка, Владимир Ресин и Сергей Степашин, замеченные на фотографиях галереи «Алые паруса», приторговывающей работами Александра Осипова и Никаса Сафронова, которому удалось огорошить СМИ фотографиями в неглиже. О защите детей от этого постыдного зрелища чиновники не промолвили ни слова. Прав был Павел Пепперштейн: в Москве «разрушение под видом процветания» обрело катастрофические масштабы.
Вспомним классику. «Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног», — говорил Жозеф Жубер. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться», — говорил Демокрит. «Искусство требует знаний», — говорил Бертольт Брехт. Похоже, посещению музеев чиновники предпочитают досуг в компании художников, которые пишут их портреты. Да и зачем идти в ГТГ смотреть на «Черный квадрат» Казимира Малевича, когда иной обыватель скажет: «Я и сам так могу». Вот и министр культуры Владимир Мединский утверждает: «Не все, что называется современным искусством, им является. Когда ребенок рисует домик и получается все криво, у него спрашивают: “Почему так?” Он отвечает: “А я не умею”. А когда взрослый рисует все криво, он говорит: “Я так вижу”». На его официальном сайте в подразделе «Анекдоты» есть перечень фраз, за которые можно было загреметь в психушку. Продолжение следует. Следите за прессой.
А впрочем, Владимир Мединский на сомнительных выставках не светился. «Образы» Хуана Миро — хороший выбор для вечернего времяпровождения. Министр культуры побывал на открытии. Почти не удивлял ценителей прекрасного и Дмитрий Медведев, по словам очевидцев, увлеченный фотографией. Один из его последних визитов — Центр современного искусства «Винзавод». Правда, пришелся он на тот день, когда галереи-резиденты должны были быть открыты для посетителей. На время визита их закрыли. Дмитрий Медведев остановил свой выбор на фотовыставке The Best of Russia. Галеристы остались недовольны. Попробуем выяснить, почему им так и не удалось склонить чиновников на свою сторону.
Совладелец галереи «Триумф», расположенной буквально в двух шагах от Кремля, Дмитрий Ханкин на вопрос о том, пытался ли он продать произведения искусства первым лицам государства, ответил: «Нет, потому что ни им, ни нам это неинтересно». Владелец галереи «Риджина» и основатель аукциона VLADEY Владимир Овчаренко популярно объяснил, почему среди его клиентов до сих пор нет Владимира Путина:
1) небожители не покупают, только принимают дары;
2) есть опасность не угадать с подарком;
3) Pussy Riot подарили произведение, не понравилось, результат — тюрьма.
И добавил, что если бы ему удалось добиться аудиенции президента РФ в ближайшее время, то подарил бы ему суперидею Павла Пепперштейна «Город Россия»: «Гигантизм, стройка, бюджет. Все составляющие успеха налицо. Бери и делай!!!»
От щедрого подарка Владимиру Путину не отказался бы и Дмитрий Ханкин. Он готов отдать президенту РФ работу братьев Чепмен. Омрачившаяся скандалом выставка этих художников проходила в Эрмитаже. После нее Чепмены заявили: «В Россию больше ни ногой».
Ситуация патовая. Художественные пристрастия первых лиц государства испокон веков сказывались на векторе развития культуры в целом и изобразительного искусства в частности. Гитлер изымал из музеев Гогена, Ван Гога и Пикассо. Хрущев твердил, что художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа. Владимир Путин соглашался с идеей поддерживать реализм, но не социалистический. Среди его доверенных лиц значились Надежда Бабкина, Федор Бондарчук и Игорь Бутман.
* * *
Переосмыслить происходящее мне помогла прогулка по центру Москвы. Консервные банки — автозаки, окружившие кремлевские стены, рекламные щиты, торговые лавки, экскаватор, промоутер-Шрек... Площадь Революции вверх дном! Может быть, из окна машины с мигалкой весь этот балаган не виден. Стоит ли с ним бороться, я уже не знаю. Я в замешательстве. Оттого, что Москва уже не похожа на Москву. Оттого, что вырубили деревья в Александровском саду. Оттого, что повсюду дешевая реклама. Пишу имейл директору МУАРа Ирине Коробьиной. Спрашиваю, как она относится к рекламным вывескам, ларькам и биотуалетам в сердце столицы. «Городская активность в самом центре Москвы крайне необходима. Без нее город становится серым и мертвым. И мы прекрасно помним такую холодную и официозно-партикулярную Москву времен брежневского застоя — с пустыми “общественными” пространствами, заполняемыми административной волей только по идеологическим поводам и социалистическим праздникам, — отвечает Ирина Коробьина. — Однако главный вопрос в архитектурной и дизайнерской профессии — не “что?”, а “как?”. Сегодняшний дизайн городской жизни, на мой взгляд, неадекватен и неприемлем для любого города, тем более обладающего столичным статусом и культурными амбициями. Похоже, эта область либо плохо контролируется в Москве, либо стала жертвой структур, умело осваивающих бюджеты при полном отсутствии профессионального чутья и вкуса. Конструктивным решением проблемы станет привлечение молодых архитекторов и дизайнеров, которые, уверена, предложат великое множество остроумных, стильных и низкобюджетных решений при минимальном расходе средств городской казны на их услуги. Эффективным также считаю проведение конкурса на разработку объектов городского дизайна — “фирменного московского набора”. Для особо важных городских территорий, таких, какие перечислены в Вашем опросе, желательны индивидуальные решения. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева готов взять на себя не только проведение такого рода конкурсов, но и разработку задания на проектирование с учетом московских традиций, проследить которые можно, изучая архивные материалы из наших коллекций».
Но кто согласится привлечь молодых архитекторов для решения проблем урбанистического дизайна? Кто отдаст помещение галереи Александра Шилова под мастерские талантливым художникам, которые делают первые шаги на арт-сцене? Кто, наконец, откажется от официоза, «прижимающего» современное искусство?
-
20 августаРНО откроет сезон Большим фестивалем Мариус фон Майенбург отказался ехать в Россию Решается судьба фресок Пикассо в Осло Начинается конкурс на новое здание ГЦСИ
-
19 августаНа «Стрелке» обсудят будущее библиотек Forbes: Гергиев хочет создать Национальный центр искусств
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials