Как не надо писать пресс-релизы

Промоутер ИЛЬЯ ЗИНИН за годы работы в московских клубах прочитал тысячи пресс-релизов и решил рассказать о 10 распространенных ошибках, которые совершают музыканты и их пиарщики
Сколько бы ни говорилось о том, что доступность музыки сломала выстраивавшиеся десятилетиями механизмы ее продвижения, это справедливо только отчасти: роль музыкальных СМИ, например, ничуть не уменьшилась. Многие музыканты сейчас живут по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», занимаясь всеми делами группы — от продвижения в интернете до съемок клипов и общения с музыкальными критиками — самостоятельно. Поэтому научиться писать пресс-релизы для них чуть ли не так же важно, как овладеть музыкальным инструментом. Если раньше текст о группе нужен был для журналистов, арт-директоров клубов и организаторов фестивалей, то теперь к ним прибавились еще поклонники в интернете и социальных сетях.
1. Избегайте штампов
Как правило, пресс-релизы молодых групп похожи до такой степени, что подозреваешь: где-то в интернете существует специальный сайт, на котором нужно заполнить небольшую форму с начальными данными группы — и на выходе получишь готовый текст. На самом деле вам не нужно «лить воду» и писать расхожие фразы в духе «харизматичный солист, лиричные тексты и “фирменное” британское гитарное звучание не оставят равнодушным решительно никого», «при помощи баса, гитары, барабанов и вокала эти ребята создают настоящий рок-саунд» и «на выступлениях группы царит атмосфера настоящего рок-н-ролла». Помните: общие слова — враг пресс-релиза, его главная задача — рассказать именно о вашей группе и описать именно вашу музыку. Обтекаемый текст, под который подходят сотни других команд, совершенно бесполезен и никого не заинтересует.
2. Не льстите себе
Безусловно, пресс-релиз носит во многом рекламный характер. Но подход к нему по принципу «сам себя не похвалишь — никто не похвалит» в корне неверен. Избегайте кричащих интонаций и гипербол. Вы даете третий концерт в истории группы в окраинном клубе? Тогда вам точно не стоит писать пассажи в духе: «Свершилось! Группа, которую так долго ждали миллионы слушателей по всей стране, уже здесь и рвет в клочья столичные площадки!» Играете во вторник в подвальчике на 30 зрителей? Убирайте из пресс-релиза фразу «не пропустите главное музыкальное событие этого концертного сезона». А еще молодые музыканты очень любят сравнивать себя с великими: «группа X звучит так, как могли бы звучать Pink Floyd с Томом Йорком на вокале и Джими Хендриксом в качестве гитариста». Уж поверьте, если хотя бы в десятом приближении вы соответствовали бы этому описанию — вы бы незамедлительно стали музыкальной сенсацией. Восторженные отзывы о группе должны исходить не от музыкантов, а от музыкальных критиков, только в этом случае они воспринимаются всерьез. Если такие отзывы о вас есть — тогда совсем другое дело, смело цитируйте их в пресс-релизе.
3. Не перегружайте текст лишними деталями
Думать, что людей интересует каждый ваш вздох, самонадеянно. Тем не менее это свойственно очень многим музыкантам. Из-за этого их пресс-релизы превращаются в подробнейшие автобиографии: «Свою первую группу Вася Петин и Петя Васин создали в девятом классе школы в период увлечения ленинградским роком и назвали ее “Вечный Цой”. Спустя два года, открыв для себя Егора Летова, ребята переименовали команду в “Вечный Хой”, а еще год спустя, наслушавшись британского стрит-панка, кардинально поменяли имидж и звучание и назвались “Вечный Ой”». И так — на пять страниц с перечислением всех квартирников, выступлений в актовом зале школы, упоминанием вынужденного перерыва по причине службы басиста в армии и коротким описанием всех новых песен по мере их сочинения. Читать это никто не будет. Вполне возможно, когда-нибудь о вас появится подробнейшая статья в Википедии, а поклонники будут спорить о точной дате самого первого школьного концерта. Но сейчас детали вашей творческой биографии совершенно не важны, не перегружайте ими текст.
4. Пишите емко
Даже если вы обошлись без ненужных подробностей, описанных в предыдущем пункте, но все равно получился многостраничный трактат — его нужно сокращать. Объем текста не должен превышать лист, этого вполне хватит, чтобы сообщить всю ценную и важную информацию о вашей группе. В противном случае до конца его почти никто не дочитает.
5. Не придумывайте бессмысленные ярлыки
Едва ли не каждая молодая группа считает, что именно она является основоположницей нового стиля. А даже если не считает, то точно уверена, что нужно навесить на себя как можно более броский ярлык. И чем эта словесная конструкция будет тяжеловеснее — тем лучше. Отсюда во многих текстах молодых групп появляются искусственные, не способные ни удивить, ни заинтересовать нагромождения стилей с приставками «пост», «нео», «квази» и так далее — всевозможные «пост-нео-дарк-фолки» и «квази-поп-софт-роки». Отсюда же — бессмысленные и беспощадные эпитеты. Написали что-то вроде «аудиовизуальный абстрактный хип-хоп» или «мистически-отвязный фанк»? Попробуйте осмыслить написанное, и вы поймете, что это просто набор слов, не несущий никакой смысловой нагрузки.
6. Уважайте труд редактора
Пресс-релиз ориентирован на представителей СМИ, чья профессия подразумевает врожденную или приобретенную грамотность. Поэтому орфографические и пунктуационные ошибки в вашем пресс-релизе — верный способ произвести плохое первое впечатление и даже вызвать раздражение. В идеале ваш текст должен быть написан таким образом, чтобы редактор музыкального портала мог поставить его на ленту новостей, не правя ни единой запятой. И уж точно не стоит писать название вашего коллектива заглавными буквами. Если вы думаете, что это заставит обратить на него внимание, — вы ошибаетесь. Наоборот, бедный редактор должен будет исправить его написание столько раз, сколько оно встречается в тексте. Если ваша команда называется «Вася Пупкин и группа» — так и пишите. Ни в коем случае не «ВАСЯ ПУПКИН И ГРУППА» и уж точно не «*****BaCR ПYПkiN***и*** ГPYППa*****». Игра с раскладкой клавиатуры уже лет десять как не в моде, кроме того, такое написание существенно осложнит нахождение ваших сообществ и треков в социальных сетях, где нет морфологического поиска.
7. Не прибегайте к неймдроппингу
«Практика постоянного использования имен важных людей, названий организаций, товарных марок, специальных терминов и так далее в разговоре с целью показаться слушателям более значительным» — так расшифровывает этот термин Википедия. Музыканты действительно очень часто любят описывать себя через аналогии с другими группами, стилями и лейблами. Без сравнений и отсылок обычно и правда не обойтись, но многие с ними перебарщивают, из-за чего на выходе получается нечто монструозное: «представьте себе перегруженные электронные биты в духе продукции лейбла Digital Hardcore Алека Эмпайра; минималистские гитары, отсылающие к “мэдчестеру”; глубокие басовые линии, выдержанные в духе современного дабстепа; наконец, скримо-вокал — и вы поймете, как звучит группа». Такое описание способно свернуть мозг даже музыкальному критику. И если ему худо-бедно удастся свести этот пазл в своей голове в цельную картинку, то куда менее подкованному в терминах потенциальному слушателю, который случайно наткнется на такое описание в интернете, скорее всего из него будет ничего не понятно. Пресс-релиз не должен демонстрировать вашу музыкальную эрудированность, он должен быть понятен даже не самому подготовленному читателю.
8. Не высасывайте из пальца информационные поводы
Наличие информационного повода — всегда весомый аргумент для публикации о группе. Увы, но в жизни музыканта, которая на деле куда банальнее, чем может показаться, самым главным инфоповодом является выход альбома. И многие почему-то считают, что если информационного повода нет — его обязательно надо придумать. Если вы увидели в календаре, что дата вашего ближайшего концерта совпадает с Днем работника тяжелой промышленности, — это не информационный повод, не стоит увязывать события между собой. Выступление по случаю дня рождения вашего барабанщика тоже на серьезное событие не тянет. Если вы пишете альбом или снимаете клип — не стоит рассылать информацию по СМИ по итогам каждой студийной сессии и съемочного дня. Инфоповодом в данных случаях станет конечный результат, а не новости с описанием процесса. Не притягивайте за уши информационные поводы. Если их нет — лучше обойтись в тексте без них.
9. Не искажайте факты и не обманывайте
Почему-то в России традиционно считается, что искусство промоушена — это умение раскрутить и впарить потребителю любую чушь, нужно лишь придумать для нее эффектную упаковку. Отсюда — распространенное заблуждение, что группе обязательно нужно сочинить биографию и придумать несуществующие «вкусные» подробности, которые якобы заинтересуют прессу. Особенно этим грешат музыкальные пиар-агентства. Тот факт, что сотни и тысячи российских артистов, в которых были вложены огромные деньги и про которых штатные пиарщики рассылали самые фантастические небылицы, с треском провалились, почему-то до сих пор никого не останавливает. Так что если вы решили обратиться к профессионалам, десять раз подумайте, прежде чем согласиться с их видением продвижения группы.
Пример: крупный продюсерский центр подписал контракт с певицей, коренной москвичкой с актерским образованием. Пиарщики тут же включают «креатив», дают ей сценический псевдоним и пишут душещипательную историю о том, как жила-была в глухой таежной деревушке девушка, которая под гитару записала на диктофон несколько своих песен и отправила демо-кассету бандеролью в продюсерский центр. Посылка пылилась в недрах офиса полгода, пока однажды об нее случайно не споткнулся генеральный продюсер. Прослушав запись, он был потрясен, незамедлительно взял бумажку с обратным адресом, добирался до затерянной сибирской деревушки самолетом, вертолетом и в оленьей упряжке. А когда добрался — предложил контракт и подписал его кровью. Обычно фантазии пиарщиков хватает только на такие истории. И если в прошлом десятилетии журналисты еще могли на них повестись, то теперь уже точно не поверят. Кроме того, благодаря социальным сетям любая ваша «легенда» скорее всего развалится достаточно быстро — достаточно будет комментария к статье бывшего одноклассника, который узнает вас на фото. Так что если не хотите оказаться в черном списке музыкальных ньюсмейкеров — лучше к таким методам не прибегать. Равно как ни в коем случае не стоит писать, что вы, по мнению Пола Маккартни, — главная надежда российской музыки, если он о вас такого никогда не говорил. Обман обязательно вскроется, а репутация — такая штука, которую сложно заработать, но очень легко потерять.
10. Не забывайте об этике
Музыкальные критики, арт-директора клубов и фестивальные промоутеры — люди, через которых проходят гигантские потоки информации. Пресс-релизов, подобных вашему, они получают десятки и сотни в день. Присутствие в социальных сетях для них — важный рабочий инструмент, но это все-таки их личные аккаунты. Поэтому не удивляйтесь, если вам не отвечают на сообщения «ВКонтакте». По рабочим вопросам всегда и со всеми лучше общаться посредством рабочей почты, которую обычно достаточно легко найти в открытом доступе. И здесь тоже есть важный нюанс: смело дополняйте текст ссылками на ресурсы группы в социальных сетях и на видео, но никогда не прикрепляйте к письму треки — это дурной тон, почтовые ящики представителей музыкальной индустрии постоянно переполняются и без ваших прикрепленных файлов. И не будьте слишком назойливыми: вопреки еще одному распространенному мифу, что для появления публикаций, приглашения в клубы и на фестивали нужно обладать связями и что вообще без денег нигде ничего не происходит, на деле все ровно наоборот — журналисты и промоутеры очень активно ищут новые имена. Так что если вам не отвечают или отказали в публикации — значит, этого человека ваша музыка не заинтересовала. Вам стоит стучаться в другие места.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials