Кольцевая финишная прямая
Как Байройтский фестиваль готовится отметить 200-летие Вагнера
Как известно, в 1813 году в городе Лейпциге (или его окрестностях) произошли два события, определивших дальнейшее течение мировой истории: сражение союзников с армией Наполеона, известное как Битва народов, и рождение Рихарда Вагнера. Если о сражении, стоившем жизни 92 тысячам солдат, напоминает сегодня лишь помпезный памятник в Лейпциге, то Вагнер дан нам в реальных ощущениях: двухсотлетие со дня его рождения обеспечило Германии сотни новых постановок опер, от юношеских «Фей» до итогового «Парсифаля» (одних новых «Колец» более дюжины), сотни книг о самых разных аспектах жизни композитора (есть даже исследования о животных в жизни и сочинениях Вагнера) и такое количество печатного и прочего слова, что, ей-богу, даже заядлый вагнерианец не знает порою, куда от всего этого подеваться.
Но последнее слово в этой годовой национальной вагнеромании еще не сказано. Грядет Байройтский фестиваль. А с ним — новый залп дискуссий, публикаций, скандалов и прочих околовагнеровских увеселений.
В Байройте, на фестивале, славящемся как своей уникальной аутентичной атмосферой (все спектакли идут в знаменитом, построенном самим Вагнером «фестивальном доме», Festspielhaus), так и непомерными очередями (билетов, ежегодно возобновляя заявку, поклонники Вагнера ждут по десять и более лет), конечно, тоже подумали о юбилее. Начинал планировать фестиваль еще покойный внук композитора Вольфганг Вагнер, продолжили — унаследовавшие отцовский престол правнучки Вагнера, сводные сестры Ева и Катарина (байройтское семейство, надо сказать, заменяет бюргерской Германии Виндзоров).
Планирование юбилейного фестиваля протекало с переменным успехом. Байройту, столице мирового вагнерианства, в последнее время категорически не везет с главным и ключевым номером вагнеровской программы — тетралогией «Кольцо нибелунга». В среднем «Кольцо» ставится на фестивале раз в десятилетие, постановки являются вехами, в удачном случае — символами той или иной эпохи (как, скажем, «Кольцо» Патриса Шеро и Пьера Булеза 1976 года). Но уже с прошлым «Кольцом», премьера которого состоялась в 2006 году, дело не заладилось: ставить его должен был, как известно, великий Ларс фон Триер, испытывающий глубокие чувства к музыке Вагнера. Но хрупкий душой классик мирового кинематографа, на которого возлагали особые надежды руководители фестиваля, сперва было рьяно взялся за дело (в частности, сфотографировал около ста северных мхов и лишайников, которые собирался использовать для визуального решения постановки), а почти на финишной прямой сошел с дистанции, объявив, что не готов соответствовать величию Вагнера в полной мере своего перфекционизма. В сложившейся форс-мажорной ситуации выпавшее из рук Триера знамя согласился подобрать лишь престарелый (тогда 80-летний) драматург Танкред Дорст. Его высокопарно-скучное прочтение компенсировал лишь гениальный генеральмузикдиректор Байройта Кристиан Тилеман, творивший с Байройтским оркестром чудеса.
Но история, как известно, любит повторяться дважды. И если случившееся с Триером можно с натяжкой оценить как трагедию, то происходившее с «Кольцом» на этот раз иначе как фарсом не назовешь. В Байройте, где сознание космического величия Вагнера причудливым образом сочетается с чисто провинциально-баварским почитанием себя пупом мира, как-то по инерции думали, что все режиссеры, а равно и музыканты мира стоят в очереди и молят Бога о чести быть приглашенными в Байройт. Это действительно когда-то было так, но времена изменились. Байройт — это очень большая ответственность, очень привередливая публика, некомфортные условия работы, многонедельная изоляция в живописной, но абсолютно глухой провинции, где не останавливаются скоростные поезда, цейтнот и, к слову сказать, сравнительно мало денег.
Ясно было, что после неудачи с Триером на «Кольцо» следовало звать некоего «большого немецкого мастера». Отчасти подпав под влияние моды на приглашение кинорежиссеров в оперу, в Байройте сговорились с Вимом Вендерсом. «Париж, Техас», «Небо над Берлином» — в фильмах Вендерса всегда ощущалось нечто оперное! И чем грустный ангел Кассиэль из «Неба» — не Вотан, созерцающий несовершенство мира? Плюс международная известность и проявленная любовь к Вагнеру — свое 65-летие Вендерс праздновал в Байройте посещением оперы «Парсифаль». А что нет опыта с делами оперными — так это в наше время не проблема.
Но легкомыслие было наказано. «Различные представления сторон о процессе и результате совместной работы не позволили достигнуть окончательного согласия» — значилось в апреле 2011 года в совместном заявлении Вендерса и байройтского руководства. Причиной разлада стала достаточно сложная юридическая коллизия. Вендерс непременно хотел выпустить свою продукцию на DVD. Мало того: его режиссерская концепция строилась с прицелом именно на киновариант. Это превращало сам спектакль в своего рода «генеральную репетицию» к фильму. Кроме того, Вендерс намеревался снять свою вагнеровскую эпопею в полюбившейся ему трехмерной технологии. А для этого оставшихся двух лет просто катастрофически не хватало. Словом, Байройт и Вендерс решили расстаться друзьями.
Поиски режиссера из нервозной перешли в истерическую стадию. Известно, что безуспешные переговоры велись с кинорежиссерами Томом Тыквером, Оскаром Рёлером и Флорианом Хенкелем фон Доннерсмарком. Потом оставили киновагнерианцев в покое, стали искать среди профессионалов. В частности, некоторое время озвучивалась кандидатура Кристофа Лоя, но и он отказался. В конечном итоге согласие дал Франк Касторф. Шеф берлинской Volksbühne — поклонник Достоевского и любитель потоков крови на сцене. Сравнивать его с Юрьпетровичем Любимовым не вполне корректно, но нечто общее все-таки есть. Впрочем, постановку пока еще никто не видел, и шанс на чудо остается.
Зато согласие Кирилла Петренко возглавить в качестве музыкального шефа новую продукцию байройтского «Кольца» можно расценивать как огромную удачу фестиваля. В лице Петренко в Байройт приходит харизматичный молодой маэстро, потенциалу которого еще предстоит раскрыться. При этом родившийся в Омске и эмигрировавший с родителями в Австрию в возрасте 18 лет Петренко обладает немалым вагнеровским опытом: в частности, в 2001 году прорыв в его карьере был связан с сенсационным «Кольцом» в театре Майнингена. На Рурской триеннале он дирижировал «Лоэнгрином». Генеральной репетицией к Байройту можно считать и недавний вагнеровский ангажемент Петренко в Риме.
Петренко уже заявил, что намерен дирижировать «Кольцом» так долго, как того захотят в Байройте. Несмотря на то что это делает невозможным его участие в Мюнхенском оперном фестивале, фирменном мероприятии Баварской государственной оперы, художественным руководителем которой Петренко становится с наступающего сезона (он сменяет на этом завидном посту Кента Нагано, который, в свою очередь, перемещается в Гамбург). Готовясь к байройтскому экзамену, Петренко, прежде знакомый автору этих строк как доброжелательный и открытый собеседник, отказался от любых контактов с прессой. С того момента, как стало известно о его байройтском ангажементе, он не дал ни одного интервью и, говорят, не собирается.
Кроме нового «Кольца», первый звук которого раздастся 26-го, а последний умолкнет 31 июля, в Байройте в этом году три старые постановки: «Лоэнгрин» Ханса Нойенфельса и Андриса Нельсонса, «Тангейзер» Себастиана Баумгартена, в котором в качестве дирижера дебютирует Аксель Кобер, и злополучный «Голландец», неучастием в котором в прошлом году прославился любитель татуировок Евгений Никитин.
Полный байройтский цикл, семь вечеров, включая новое «Кольцо», в этом году будут транслировать медиакомпания Deutsche Welle и московская радиостанция «Орфей». Передачи будут выходит в эфир с 25 июля по 3 августа. Подробное расписание и прочие детали можно найти на специальном сайте или на сайте «Орфея».
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials