Мегафон как орудие производства
«Новая социальная поэзия» — грандиозный фейк, считает АЛЕКСАНДР ЖИТЕНЕВ
Когда самые важные новости приходят из зала суда, вся культура превращается в агору. В центре общего внимания — жест и формула. Ценятся актерская харизма и риторический талант. Критерий истинности — эффектность высказывания. Прав тот, кто первым сорвет аплодисменты.
В эту экспансию зрелищности втянуты все области культурного производства и, в частности, такая «интровертная», как поэзия, которая перестает быть «просто» работой со словом, притязая на артикулирование социальной проблематики и вынесение итоговых оценок.
Стремясь вырваться за рамки «геттоизированного» бытия, поэзия сегодня обличает и свидетельствует. Стилевая рафинированность не в чести. Слово должно быть аскетичным и прямолинейным. Не быть социальным поэтом сегодня не комильфо. И именно это вызывает вопросы.
«Новая социальная поэзия» — грандиозный фейк, но возник он не на пустом месте. Он возник из грез о социальности. В атомизированном обществе всегда будет запрос на единство. Здесь всегда хочется говорить «мы», и у этого эйфорического «мы» должен быть свой голос.
Поэзия как «осмысленное говорение», предполагающее связь «слова и дела», обнаруживает — пишет Александр Скидан — «глубинное родство» с политикой, понятой как «опытное — всегда рискованное, чреватое срывом и катастрофой — обустройство общего пространства бытия».
Еще раз: «новая социальная поэзия» — это культурный императив, она «долженствует быть». Если ее нет, ее надо выдумать. С ней связана мысль о сохранении субъектности, об автономии художника. В конце концов, если вы не занимаетесь политикой, политика занимается вами.
У нас уже был пример порождения литературного явления из концептуального аванса. Явление называлось «новый реализм». Оно так удачно фокусировало «ретро»-ожидания, что связанные с ним писатели, кажется, и по сию пору извлекают дивиденды из своего косноязычия.
Едва ли нужно напоминать, что символический капитал этого «реализма» также был обеспечен выходом в социальный контекст. Разницей тематических и стилевых ориентиров можно пренебречь. Общность принципов легитимации явлений куда более красноречива.
Аванс создает поле зачарованности. Художник, который оказывается в его центре, абсолютно неуязвим для критики. Высказывать сомнения в его творческой состоятельности неприлично. У него всегда есть индульгенция: он работает в «горячей» точке культуры.
И тут становится очевиден фатальный изъян такой модели: она создает инерцию долженствования. От апологетического тона уже невозможно избавиться: между восприятием и оценкой нет места для рефлексии. Настоящие путы любви, сети недоговоренности.
Неудивительно, что в разговорах о «новой социальной поэзии» обнаруживаются и ложность оппозиций, и заданность прочтений, и безальтернативность оценок. И это при том, что обсуждаемая художественная практика является откровенно спекулятивной и другой быть не может.
Главный признак, изобличающий рекламную природу публичных акций, — блуд многословия. Красивый политический жест не предполагает «программы», он исчерпывает сам себя. Он сам — слово. Способность к высказыванию такого рода делает избыточными любые другие.
Левое искусство органически вульгарно, это плакат и балаган, в этом его фронда, его raison d'être.
В «социальной поэзии» налицо стремление конвертировать свое присутствие в точке социальной напряженности в символический капитал — желательно немедленно. «Самоценная застенчивая красота» умолчания, поясняет нам Кирилл Медведев, здесь некстати: «привилегию автора надо использовать без стыда и скромности».
Был на митинге — расскажи об этом. Был задержан — расскажи об этом. Сомневался, стоит ли повествовать о своем геройстве, — расскажи об этом. Это «хроника текущих событий», летопись противостояния системе. И не важно, что на первом месте уже не поступок, а субъект речи.
Но дело не только в переизбытке автодокументации, в невероятном нарциссизме левых. Дело в том, что чаемое единство слова и дела расслаивается здесь на гастроли с репертуаром автозака и «теплое» теоретизирование (о «теплом марксизме», напомню, говорил Кирилл Медведев в программе «Школа злословия»), что и в одном, и в другом случае приводит к китчу.
«Полифоническая конкуренция нескольких голосов, связанных авторской речью», в общем, не нужна; для «прямого политического высказывания», признается Медведев, больше «подходит песня». Левое искусство органически вульгарно, это плакат и балаган, в этом его фронда, его raison d'être.
Закономерно, что каждое рассуждение о гетерономии искусства в этом наборе координат превращается в апологию детского утренника, как в статье Романа Осминкина: «движение монахов и монашек за выборность игуменов и игумений», «общество православных феминисток за посещение церкви во время критических дней».
Очередная попытка «обогнать оформление» приводит к тому же, к чему приводила всегда: к отсутствию художественного результата. И ссылка на то, что сегодня нет «произведения», а есть «коммуникативная ситуация», ничего не меняет: «коммуницировать» тоже не получается.
«Новая социальная поэзия» предполагает маскарадную идентичность, постоянное ускользание из поля речи. Именно поэтому она может производить только безадресные эмблематические жесты. Упраздним разделение труда на творческий и ручной, напечатаем книжечку на крафт-бумаге.
Не лучше обстоит дело и с теорией, которая пересочиняется от случая к случаю. Слово здесь даже не инструмент, слово здесь — арабеска. Предмет анализа существует только внутри высказывания. Укоренение в реальности фикции и последующая война с ней — самый характерный ход.
«Субъект, — пишет Павел Арсеньев, — смотрит со стороны на свою речь, подвергает ее непрерывному сомнению и всегда стремится избавиться от ее власти». Но, простите, «власть» — это единица языка описания, в самой речи никакой «власти» нет. «Избавиться» от нее значит всего лишь сказать «избавился».
Однако вымышленность эстетической проблематики — лишь частное проявление зависимости от идеологического катехизиса. «Проблематизация» литературы, заявленная левыми, не может быть осуществлена ими в принципе, поскольку предпосылки собственной речи здесь никогда не ставятся под вопрос.
Преодоление «блаженного разноречия» во имя «пространства общего», декларируемое как цель — в частности, Арсеньевым, на деле оборачивается созданием замкнутого пространства «дискурсивной совместности», позволяющего не столько развивать теорию искусства, сколько поддерживать друг друга.
«Голод и холод публичного пространства», о котором писал Григорий Дашевский в связи с масштабными акциями протеста, в «социальной поэзии» свелся к эксплуатации оппозиционности как темы. Впрочем, если «центральной характеристикой сегодняшнего дня стало настроение», странно было бы ожидать иного.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials