Верни туфлю назад!
«Летучий голландец» в Михайловском театре
Усталый мужчина возвращается с работы домой, а она — с другим. И с каждой новой появляющейся в его жизни прелестницей (все они — в красных платьях и на высоких каблуках) снова и снова та же история. С досады он то поколошматит соперника, то засунет в аквариум голову очередной неудачной спутницы жизни. А работает он киноактером, снимается в роли Летучего голландца, и маленький человечек с лысиной Вуди Аллена докучливо суетится вокруг него на съемочной площадке. Постепенно старея и мрачнея, он таскается по жизни со своим чемоданом на колесиках, обклеенным этикетками из разных стран. В чемодане среди бутафорского барахла — красный летучий шарф и туфли на каблуках. Вдруг все-таки найдется та, которой все это можно будет отдать насовсем и потом не отбирать? Но нигде нет ему счастья.
И у Сенты тоже нет в жизни гармонии. Она — бунтующий подросток, наряжена, как и все подруги, в чинное приталенное платье, в котором она будто в клетке сидит. Какие годы на дворе? 60-е, 70-е, 80-е? В общем, речь идет про старину, про ХХ век. У подруг — бобинные магнитофоны с наушниками и мещанские улыбочки на лицах. А у нее — сигарета в зубах и нервный огонь Шарлотты Генсбур в глазах. Она насмотрелась кино — в частности, про того самого Летучего голландца — и теперь портит жизнь своему парню Эрику, у которого, между прочим, тоже не то чтобы все в порядке с нервной системой.
Здесь надо сделать паузу в рассказе про то, как опера Вагнера «Летучий голландец» в очередной раз — прихотливо, многодельно и небезуспешно — была конвертирована в XXI век. Какие в ней были найдены спасательные круги, позволяющие, не чихнув, проплыть рядом с такими пыльными понятиями, как «верность», «судьба» и «самопожертвование». Потому что наиболее волнующий момент в постановке — как раз самое банальное выяснение отношений двух молодых людей, Сенты и Эрика, у каждого из которых — свои тараканы в голове. Не в пример остальным частям спектакля, за всеми многоуровневыми событиями которого может уследить разве что только профессиональный компьютерный игрок, здесь — никакой беготни и суматохи, никаких новых подтекстов, кавычек и опций. Только невероятно убедительные Асмик Григорян в роли Сенты, Дмитрий Головнин в роли Эрика, психологически точная работа режиссера Василия Бархатова и упругий, гибкий, смелый и взрывной оркестр Василия Петренко.
Но уже на втором спектакле, с другим актерским составом, эта сцена, увы, лишается всякого смысла. Точнее — оборачивается привычной оперной вампукой. Там главной отрадой остается лишь Станислав Швец в качестве упоительно пронырливого папаши Даланда (он пел эту партию в обоих составах). Оба Голландца (Йоханнес фон Дуйсбург и Андрей Маслаков) вызывают разной степени иронические переживания, но, кажется, существуют в постановке только потому, что без них никак нельзя.
Кончается спектакль вроде плохо, но на самом деле весело. Поскандалив из-за туфли, которую Голландец, расстроенный новым столкновением с прозой жизни, стаскивает с ноги Сенты и прячет обратно в чемодан, оба по-тарантиновски расшвыривают свои мозги по сцене с помощью случайно оказавшегося под рукой огнестрельного оружия, а видеоморе, плескавшееся на заднем плане весь спектакль, накрывает пляжно-причальную декорацию (сценограф Николай Симонов, художник по свету Дамир Исмагилов, видеохудожники Мария Небесная и Юрий Ярушников) штормовой волной с рыбками. Публика улыбается. Занавес.
«Голландец» двоих Вась — именно так, видимо, его будут называть — некая веха в бурной новейшей истории театра Владимира Кехмана. Во-первых, в городе на Неве есть теперь Вагнер не только у Гергиева. Во-вторых, с этим спектаклем 29-летний Бархатов вступает в должность худрука оперной труппы театра, притормаживая, по всей видимости, свою деятельность в Мариинке. В частном разговоре Кехман признался, что ему важны не только и даже не столько постановочные возможности молодого режиссера, сколько его общая креативность и энергичность. Действительно, сложно не вспомнить чудесным образом зародившийся под бархатовским руководством в прошлом сезоне проект «Опергруппа», благодаря которому новые оперы из скучной фантастики в одночасье превратились в модную реальность. Уже в следующем сезоне в планах Михайловского театра — опера московского композитора Алексея Сюмака.
В-третьих (и, пожалуй, это главное), «Голландец» — первая собственная оперная постановка в России главного приглашенного дирижера Михайловского театра, 37-летнего Василия Петренко, и работа с оркестром в ней является безусловной ценностью. Траектория его карьеры, некогда стартовавшей в Петербурге, такова: Ливерпульский симфонический оркестр, Национальный юношеский оркестр Великобритании и со следующего сезона — Филармонический оркестр Осло (один из предшественников Петренко на этом посту — Марис Янсонс). В общем, еще чуть-чуть — и улетел бы совсем. Но, кажется, поймали.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials