Борис Юхананов: «Я не буду воевать с актерами»
Новый худрук Театра имени Станиславского — в эксклюзивном интервью COLTA.RU
Департамент культуры Москвы продолжил реализуемую командой Сергея Капкова реформу столичных театров эффектной двухходовкой — в начале этой недели были назначены новые художественные руководители Драматического театра имени Станиславского и Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Результаты открытого конкурса творческих концепций произвели в театральном сообществе эффект разорвавшейся бомбы: его победителями стали соответственно Борис Юхананов (в соавторстве с продюсером Мариной Андрейкиной) и Клим: оба — занимающиеся поисковым театром ученики Анатолия Васильева, оба — ведущие участники независимого театрального движения конца 1980-х. Свои первые интервью в новом статусе Борис Юхананов и Клим дали COLTA.RU — их собеседницей выступила театральный критик АЛЕНА КАРАСЬ, непосредственный участник и свидетель как становления «поколения Творческих мастерских», так и тех драматических процессов, в которые его представители оказались втянуты в 1990-е и 2000-е годы. Сегодня — беседа с основателем «Мастерской Индивидуальной режиссуры» и новоиспеченным худруком Театра имени Станиславского БОРИСОМ ЮХАНАНОВЫМ.
— Как ты сам оцениваешь такое решение московского Департамента культуры?
— Мне кажется, что в театральном сообществе Москвы созрел отчетливый дисбаланс как внутри людей, так и снаружи. Это система труднопереносимых перекосов, не связанных ни с политикой, ни с чем иным. Просто где-то что-то перетянулось, и этот узелок живет не так — не так трясется, не так оттягивает плечи, или душу. Возможно, именно этот дисбаланс и дал сигнал к действиям и событиям, которые начали происходить. Совершенно неожиданно мой близкий товарищ по поколению Клим без всякой связи со мной подал заявку на участие в конкурсе. Проявление этой тенденции — участие в конкурсе Володи Агеева, Николая Рощина и многих других, о которых уже известно из опубликованного списка.
Объективно вхождение в большой государственный театр связано с риском для психического здоровья человека, и не только психического, — сегодня это очевидно —, и все равно люди готовы к такому шагу, и их художественные и жизненные стимулы перевешивают дисбаланс, о котором я говорю. Он непереносим настолько, что люди готовы идти в дискомфорт нового дела.
Конечно, я отдаю себе отчет — а это условие конкурса, иначе зачем в нем участвовать, — что театр имени Станиславского, который стоит на потенциально бродвейской территории в центре города, имеет непростую историю: бывший кинотеатр, электротеатр «Арс», ставший последним театром, созданным К.С. Станиславским. И я с ним связан каким-то удивительным образом.
— Но и судьба твоего учителя Анатолия Васильева связана с этим театром.
— В этом ракурсе театр Станиславского является частью моей театральной юности. Два спектакля Васильева, родившихся там, и их история — часть жизни моей души. И когда Васильев ушел оттуда, я был этим ранен точно так же, как и он сам, хотя это произошло еще до нашего знакомства. Мифология жизни твоего учителя становится мифологией жизни твоей души — так устроена передача традиции. Она вся состоит из ран, вся является целостным мифом, который пережит душой как собственная судьба. Диагональ той стены, что была поставлена Василевым и Поповым в спектакле «Взрослая дочь молодого человека» — живое осязание не только сценографии, но и судьбы. Потом приход сына Товстоногова, разгон прекрасной команды режиссёров, который качнул театр в очередную трагическую путаницу и непрерывность смен, разрывов и каких-то болезней, что начали происходить с актерами…
Мы не верим в счастливые концы, мы не родина хеппи-эндов. А жаль.
— Роковое слово произнесено: ты собираешься как-то изменять конфигурацию труппы, состав актеров?
— Я не буду воевать с актерами, я чту стариков, их беспокойства, но еще больше я чту детей, ибо все мы в театре «дети до самой могилы» («Фауст»). Начальствование, агрессия, война, «мы почистим территорию, мы займемся делом» — такого рода разговоры не для меня. Из таких геракловых жестов по чистке авгиевых конюшен в наших пенатах не произрастает ничего.
— Комитет по культуре проявляет отчетливую радикальность в своих реформах. Многим они кажутся кровавыми.
— Сергей Капков проводит реформы, на которые Худяков (Сергей Худяков, до 2011 г. — руководитель Департамента культуры Москвы — ред.) не решился. Никогда я не толкну под локоть реформатора. Проведение реформ — это очень болезненный процесс. Эту боль здесь переживают как издевательство над культурой и гибель, а не как лечение и спасение. Мы не верим в счастливые концы, мы не родина хеппи-эндов. А жаль.
— Я знаю, что стержнем твоей концепции является идея создания мирового центра режиссуры.
— Москве очень нужно стать нормально действующей театральной столицей, в которую в том числе приезжают и ставят крупнейшие режиссеры, и в этом нет ничего сенсационного. Это пока не осуществлено, и мало будет даже нескольких театров, которые ставят себе задачу возвращение статуса режиссера. А это то очень важное, о чем я говорю в своей концепции — не о продюсерском театре, не о театре драматурга, не об исследовательском и экспериментальном театре, а о театре, в центре которого располагается искусство режиссуры, иначе искажения и беда...
Мы воспитаны в среде и культуре, которая осознала, может быть, раньше всех в мире и досконально, центральное положение режиссера во всех его ипостасях — как педагога, исследователя, постановщика. Осознала, что это нераздельные вещи. Ты не можешь сделать хороший спектакль, если не осуществился в нем как педагог и исследователь.
— Похоже на реванш? Последние двадцать лет в русском театре были связаны с выдавливанием, точнее испарением фигуры режиссера...
— Режиссура отступила в какие-то тени. Еще и потому, что многие люди, не различая самой режиссерской территории, заходят туда и называются режиссерами. Вместо того, чтобы последовательно, с учетом всех стадий, необходимых для создания роли, работать с актером, его, бедного, просят хорошо сыграть, а если он играет плохо, с ним ссорятся и выгоняют. Нарушен тончайший и необходимый диалог между режиссером и актером, в котором есть и конфликт, и конкуренция, и невероятная объединенность по направлению к будущей целостности спектакля, а значит — и театра.
И, конечно, для меня очень важна режиссерская школа. Я этим занимаюсь интенсивно и долго в Мастерской индивидуальной режиссуры. С 1988 года я это делаю по своей методике, конечно, привлекая в свой педагогический труд практическую методологию Эфроса и школу Васильева. Парадоксально, что они прекрасно уживаются с телевидением, новыми медиа, современным искусством и кино.
— В каких отношениях твоя Мастерская индивидуальной режиссуры будет сосуществовать с Театром имени Станиславского?
— Молодые режиссеры, выпускники МИР-4, будут осуществлять свои театральные дебюты в рамках проекта «Золотой осел».
— Решение Департамента спровоцировало разговор о несовместимости твоей личности с московским «Бродвеем», как часто называют Театр имени Станиславского.
— Согласись, это сомнительное словосочетание — «московский Бродвей». Важно увидеть живую историю самого этого места. Здесь случилось несколько спектаклей, перевернувших представление о возможностях театрального языка. Понятно, что этому не помешало, а помогло нахождение на Тверской. Это положение было линзой, усиливающей свет или тьму. Не Бродвей — линза.
— Появления тебя и Клима во главе двух важных культурных площадок Москвы кого-то шокировало, кого-то возмутило, а многих — порадовало. Что ты сам сейчас об этом думаешь?
— Ты знаешь то чудовищное искажение, когда наше поколение вдруг исчезло с карты эволюции. Возможно, теперь мы оказываемся участниками и свидетелями возвращения. Может ли эволюция продолжатся, когда у тела вырезана часть? Вот спорят о репертуарном театре. А речь идет о механизмах и организмах. Репертуарный театр существует в режиме органической жизни, продюсерский — как механизм. Нас всех поджидает симбиоз. Мы уже это видим — люди не могут оторваться от фейсбуков. Но в центре — живое. А чем отличается органика от механики? Вспомним Флоренского — у механизма часть связана с последующим и предыдущим, а у организма — с целым. Вот тебе и разница.
Беседу Алены Карась с Климом читайте на COLTA.RU в начале будущей недели.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials