Казус Белла
ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА о том, как знаменитого скрипача Джошуа Белла опять не узнали. На этот раз — в Москве
Многие знают, что Джошуа Белл — звезда. Но вот играет он на чем-нибудь, поет или, может быть, пляшет — это сложнее сказать. Скорее всего, поет, раз звезда — смекнули билетные торговцы, обратившие свое коммерческое внимание на концерт в Большом зале консерватории 16 июля. Тексты, которые вылезают в Яндексе, сопровождая призывы раскошелиться (цены доходят до 18 тысяч рублей), хочется цитировать и цитировать. «Зрители увидят молодого, красивого певца с непосредственной милой улыбкой. На первый взгляд может показаться, что этот насыщенный и глубокий голос принадлежит солидному оперному тенору средних лет. Но этот потрясающий высокий баритон новой американской звезды Джошуа Белл, который позиционирует себя как певца с веянием классики».
Меж тем если зайти на сайт самого Джошуа Белла, то обнаруживается, что на площадке под названием Great Hall, Moscow Conservatory он вообще-то собирается играть Скрипичный концерт Чайковского. А через два дня — его же в Питере, в новом здании Мариинского театра. На сайте Мариинки можно, кстати, цивилизованно купить билеты за две-четыре тысячи рублей, заодно выяснив, что к Чайковскому прилагаются Десятая симфония Шостаковича и сочинение «Магия» молодого американского композитора Шона Шеперда. Валерий Гергиев стоит за пультом Национального молодежного оркестра США, это что-то вроде американской молодежной музыкальной сборной, летний социально полезный проект.
Ощущение, что речь идет о двух разных людях и двух разных мероприятиях. Но нет, произведя нехитрое расследование, можно понять, что это просто московские билетные спекулянты каким-то образом перепутали скрипача Джошуа Белла с певцом Джошуа Гробаном. Помимо имени обоих американцев роднят, конечно, премия Grammy, медийная популярность и гламурное обаяние. Но все-таки это совсем разные люди, исполняющие разную музыку. И какова окажется реакция публики, купившей билеты за 18 000 и обнаружившей Десятую симфонию Шостаковича вместо пения миловидного баритона, склонного к кроссоверу, страшно даже себе представить.
Путаница, впрочем, очень показательная. Ведь даже те, кто все-таки в курсе музыкальной специализации Джошуа Белла, зачастую только и знают о нем, что это тот самый парень, который играл на своей многомиллионной «страдивари» в вашингтонском метро, изображая уличного скрипача, большого успеха не имел, не был узнан и за 45 минут заработал 32 доллара. Это был знаменитый эксперимент газеты The Washington Post, непонятно что доказывающий, зато эффектный и прилипчивый. Рядом с ним хорошо смотрятся детские успехи музыканта в теннисе, «Оскар» за саундтрек к фильму «Красная скрипка» с музыкой Джона Корильяно, участие в телепередаче «Улица Сезам», вечная мальчиковая внешность (вообще-то Беллу уже 45) и музыкальные опыты со Стингом, Анушкой Шанкар, а также тем самым Джошем Гробаном (диск «At Home with Friends»). На глянцевом фоне этой россыпи достижений как-то теряются такие скучные подробности из биографии Белла, как музыкальное руководство известным лондонским камерным коллективом Academy St. Martin in the Fields (с которым он уже выпустил Четвертую и Седьмую симфонии Бетховена в качестве дирижера), многочисленные музыкальные премии, запись концерта Чайковского с одним из лучших оркестров мира — Берлинским филармоническим — и тот факт, что Джошуа Белл — просто хороший скрипач.
Понятие superstar, может, где и сочетает вполне гармонично душистую мыльную пену с честной профессиональной основой, но в российской ситуации — особенно московской, перегретой деньгами и звонящими гаджетами, — бывает опасно скособоченным. Анна Нетребко с Дмитрием Хворостовским поют у нас не в оперном театре, а — что уж там мелочиться — сразу на Красной площади. Джошуа Белл звездит высоким баритоном за 18 тысяч рублей. Какой-то во всем этом есть морок. Может, и правда в Москву приезжают немножко другие люди, не совсем настоящие? А настоящих надо искать в других местах? В конце концов, Нетребко можно поехать послушать в Берлин, где она поет Леонору в «Трубадуре», а Хворостовского — например, в Вену, где он — Яго в «Отелло». А Джошуа Белла — хотя бы в Питер. Дешевле будет и вернее — там он точно будет не петь, а играть на «страдивари».
Джошуа Белл выступит 16 июля в Большом зале консерватории, а 18 июля — в новом здании Мариинского театра (Санкт-Петербург).
Материал подготовлен в рамках совместного проекта со Slon.ru.
-
18 сентября«Дождь» будет платным
-
17 сентябряМинобороны займется патриотическим кино Начался конкурс киносценариев «Главпитчинг» Противники реформы РАН пришли к Госдуме Шер отказалась петь на Олимпиаде в Сочи Роскомнадзор: блокировка сайтов неэффективна
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials