Ниндзя из Die Antwoord: «Я такое же животное»
Лидер хулиганской южноафриканской рэп-группы Die Antwoord изобразил гопника и насвистел песню Шаинского
Известное своими нецензурными видеоклипами и неприличными выступлениями рэп-трио Die Antwoord прикидывается гопниками из трущоб Йоханнесбурга, которые сквернословят на смеси диалектов и, не таясь, смолят косяки в видеоинтервью для прессы. На самом деле они занимаются чем-то вроде лоуброу-арта, мешая поп-культуру с панк-подходом и эстетизируя трэш низших классов южноафриканского общества. Накануне российских концертов Die Antwoord ДЕНИС БОЯРИНОВ позвонил в парижский отель, чтобы поговорить с артистом Уоткином Тьюдором Джонсом, который придумал Die Antwoord, но у него не получилось вывести Ниндзю из образа.
— Вы остановились, наверное, в роскошном номере. Как положено поп-звездам в Париже.
— Хех, это дерьмовый отель. Тут все розовое. Номер крошечный. Гостиницы поприличнее были заняты, поэтому живем где пришлось. Но для меня не важно — хороший номер или плохой. Все равно.
— У меня есть несколько вопросов не к Ниндзе, а к человеку, который его придумал, — Уоткину Тьюдору Джонсу...
— Я поменял свое имя. Поменял его некоторое время назад. Даже моя дочь и моя мать называют меня Ниндзя. Когда я просыпаюсь утром, я слышу «Ниндзя». Так что, хе-хе, если ты хочешь поговорить с Уоткином Тьюдором Джонсом, тебе надо изобрести машину времени.
— Как вам пришло в голову стать Ниндзей? Вот до этого у вас был проект, в котором вы были кем-то вроде корпоративного зомби...
— У меня было много разных проектов. Я занимаюсь проектами уже 20 лет. Много-много проектов (выдерживает паузу).
Я экспериментировал со своим разумом. Шел все глубже и глубже в свой разум. И в какой-то момент нашел его — Ниндзю. Он всегда был во мне. Он был частью моей личности, но прежде он просто спал. Когда я был молод, я боялся его будить. Но однажды у меня достало смелости, и на следующий день я проснулся Ниндзей.
— Можем ли мы поговорить о вашей юности? Где вы выросли?
— Сначала в Дурбане. Потом переехал в Йоханнесбург, жил там долгое время. Я много путешествовал по Южной Африке — был во многих очень разных местах. Я не хотел работать и искал разные предлоги, чтобы работы избежать. Поэтому кочевал — жил в гетто и в других дерьмовых местечках. Если я даже устраивался на работу, то долго не задерживался, меня отовсюду выгоняли под предлогом, что я ленив. Но я не был ленив, когда читал рэп.
Я кочевал с места на место. Я не принадлежал ни к одной южноафриканской культуре — в Южной Африке много разных культур, но я везде был чужим. Также в Южной Африке огромный социальный разрыв, как и во всякой стране третьего мира: есть люди, живущие в нищенских районах и страшных гетто, и есть очень богатые люди, высшее общество. Мне были совершенно не интересны богатые. Они скучные. Я хотел заниматься искусством и говорить с людьми, поэтому меня тянуло в гетто. Я стал читать рэп в черных клубах Йоханнесбурга. Мне там было интереснее, потому что там люди — реальные.
— Когда вы начали читать рэп?
— В 14.
— Какой вам тогда нравился рэп?
— N.W.A — «Fuck tha Police», потом Beastie Boys, LL Cool J, мне очень нравились рэпер по имени Paris, Public Enemy и многие другие. Весь этот ранний рэпак, тогда была куча свежей музыки, это было как новая волна. Я ничего не слушал, кроме рэпа. Только рэп, рэп, рэп, рэп. Рэп был моей религией. Он полностью завладел мной. Я забросил школу, перестал учиться. Пришлось смухлевать, чтобы ее закончить. Забавное было время — это было так давно.
Я искал встречи с Gucci Mane. Связался с его менеджером. Но выяснилось, что его как раз недавно арестовали.
— Сейчас Die Antwoord — в общем-то сами звезды рэпа. Вам, наверное, доводилось встречаться с героями своей юности на фестивалях — например, Wu Tang Clan. Какие у вас при этом возникают чувства?
— Странно встречаться с героями, потому что они иногда падают. Понимаешь, о чем я? Они меняются. Вот есть я — Ниндзя, артист, я делаю искусство, и есть Ниндзя — произведение искусства. Мои поклонники делятся на две части: одни — поклонники артиста Ниндзя, другие — его искусства. Так же и я — поклонник искусства Wu Tang Clan, но не их самих. Я хочу сказать, что я остался фанатом музыки рэперов того времени, но с ними самими связь утрачена. С большинством из них. Они изменились, состарились, низвергнуты. А их искусство остается.
— Вам доводилось встречаться с настоящими гангста-рэперами, которые на самом деле проходили через то, о чем читают рэп, — выросли в гетто, сидели, стреляли, кидали? Ну как Gucci Mane, например.
— Ха-ха. Я искал встречи с Gucci Mane. Связался с его менеджером. Но выяснилось, что его как раз недавно арестовали (смеется).
Мне и с настоящими бандитами доводилось встречаться, которые сидели, но рэп не читают. И что?
— Как они воспринимают вас — артиста, который ведет себя как они, то есть имитирует их стиль поведения? Они вроде как «реальные», а вы — нет.
— Они меня любят. Я такой же, как они, только не причиняю людям вреда. В этом единственная разница. Я такое же животное. Но вообще мне все равно, что подумают бандиты. Где бы я ни встречал людей, им нравится, что я даю им что-то новое. Это их привлекает. Люди хотят нового. Моя работа — давать им новое.
— Где вы берете вдохновение для нового?
— Из реальной южноафриканской жизни. Каждый день приносит что-то новое.
— Но вы сейчас много гастролируете, проводя время за пределами ЮАР.
— Не так уж много. Сейчас мы закончим трехнедельный тур и вернемся в Южную Африку. Будем готовиться к съемкам нового видео.
— Не поверю, что вы до сих пор живете в гетто.
— Я купил дом в Йоханнесбурге — в районе, полном современного дерьма. Это не гетто, но близко к zef side. Как я уже сказал, я не выношу районы, где живут обеспеченные слои южноафриканского общества. Мы любим гетто — там куда веселее.
Die Antwoord — «Zef Side»
— Ваш предпоследний клип был очень неожиданным и странным даже для Die Antwoord — психоделический анимационный ролик о Холокосте.
— Это не наше видео. Художник Гэри Бейсмен сделал этот ролик. Он просто взял у нас для него песню. Лицензировал, как берут для саундтреков фильмов.
Gary Baseman X Die Antwoord — «Buckingham Warrior»
— Ролик вам понравился?
— Я его еще не видел. Гэри — мой друг. Я собираю его работы, игрушки и всякое такое. Но этот клип еще не видел.
— Сколько человек работает в команде Die Antwoord?
— Я, Йо-Ланди и Hi-Tek.
— И все? Нет менеджеров, продюсеров, помощников?
— У нас есть один менеджер в Лос-Анджелесе. Его зовут Тони. Он работает с нами, а еще с Мэрилином Мэнсоном и Yeah Yeah Yeahs. И все.
Только рэп, рэп, рэп, рэп.
— Расскажите про Hi-Tek — он самый загадочный персонаж в вашей команде. Его и на сцене толком не разглядишь.
— Он мой лучший друг. Он делает нам всю музыку.
— Как давно вы знакомы?
— Лет 10. Он пришел из техно-тусовки. Мы с ним до Die Antwoord делали экспериментальные проекты. В какой-то момент я понял, что коммерческий рэп меня интересует больше, чем андеграундный. Что Тимбаленд, Swizz Beatz и другие «коммерческие» продюсеры делают более крутую музыку, чем те рэперы, которые сидят в андеграунде и этим гордятся. Hi-Tek меня поддержал, и мы стали делать Die Antwoord — гангста-бит, но в новом стиле, добавив туда элементов из электронной музыки.
— Как вы делаете песни?
— Идея рождается у меня или у Йо-Ланди, потом мы долго обсуждаем ее вместе с Hi-Tek, и из этих обсуждений получается песня. Или не получается. Мы никогда не работаем так, как обычные рэперы: сделали бит, записали минус, потом сверху что-то начитали. Мы долго работаем вместе над композицией, над звуком и над текстом (держит паузу).
Обычные засранцы-рэперы работают в очень легких коллаборациях. Мы делаем песни только вместе. В очень глубоком, глубоком, глубоком сотрудничестве.
— Мне рассказывали, что в ваш прошлый приезд в Москву вас очень впечатлила одна русская мелодия…
— (точно насвистывает «Если с другом вышел в путь») Эта мелодия.
— Я поражен, что вы ее так точно помните. Кажется, вы хотели сделать на ее основе песню. Что-нибудь получается?
— Мы связались с ее автором — это известный русский композитор…
— Шаинский.
— Как ты сказал? Повтори еще раз. Ша-ин-ский, да. Мы с ними поговорили. Он и его жена живут в Нью-Йорке, как оказалось. Они не против. Это ведь детская песня, да? Она очень крутая. Я от нее без ума. Мы пробуем сделать из нее песню. Но иногда у нас проходит большой срок между зарождением идеи и появлением трека. До двух лет. А иногда это случается быстро.
— То есть у русских еще есть шанс услышать эту мелодию на одном из альбомов Die Antwoord?
— Я не знаю. Не уверен. У нас все время появляются новые идеи. Мы их коллекционируем — откладываем на будущее. У нас много идей... (В трубке слышен скрип приоткрывающейся двери.) Минуточку. (Отходит от телефона. Другим голосом, уже без бравады: «Да, дорогая. Да, я делаю русское интервью. Да, дорогая, сейчас-сейчас». Возвращается к телефону.) Нам нужно заканчивать.
— Хорошо, заканчиваю. Сколько лет исполнилось вашей с Йо-Ланди дочери?
— Девять.
— Она видела последнее видео Die Antwoord?
— Не знаю еще. Мы же на гастролях, а она дома. Эй, мэн, а какая разница?
Die Antwoord выступят 2 июля в клубе А2 (СПб.) и 3 июля в клубе Arena Moscow
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials