Правила игры
«Карты I: Пики» Робера Лепажа на Чеховском фестивале
Показанные на Чеховском фестивале «Пики» Робера Лепажа — первая часть тетралогии «Карты», постановку которой квебекская компания Ex Machina планирует завершить к 2015 году. Писать о новой работе великого канадского режиссера — задача неблагодарная: «Пики» — экспозиция цикла, знакомство с главными героями и исходными обстоятельствами повествования. Сюжетные линии скорее намечаются, чем начинают развертываться, и предположить, в какой именно смысловой узел они завяжутся в итоге, можно будет разве что по осени, когда на Руртриеннале состоится мировая премьера «Черв», второй главы величественной театральной саги. В обрывающемся на полуслове спектакле Лепаж, по сути, только готовится к игре в «Карты» — объясняет ее правила, обозначает систему координат.
Определить время действия «Пик» можно с точностью до одного дня: события спектакля разворачиваются 19 марта 2003 года — в ключевом эпизоде по телевизору транслируется видеообращение Джорджа Буша, сообщающего американской нации о начале военных действий в Ираке. За экстренной сводкой новостей персонал дорогой гостиницы в Лас-Вегасе наблюдает вполглаза — куда более живой интерес вызывает очередная серия латиноамериканского сериала. Тональность «Пик» — скорбное бесчувствие, манера наррации — неожиданно для гуманиста Лепажа сухая, отстраненная, при первом приближении как будто лишенная привычного сочувствия и ожидаемого сострадания; она хроникально фиксирует пугающие характеристики окружающей режиссера повседневной реальности, в которой стрекот военных вертолетов стал такой же обыденностью, как жужжание пылесоса. В Москве «Пики» показывали в цирке на Цветном: «Карты» Лепаж тасует на круглой, как рулетка, сцене, а вступительная часть тетралогии выглядит размышлением о том, что жизнь современного человека — это циничная игра, пирамида из всеобщего вранья, иллюзий и мнимостей.
В поминутно меняющем характеристики и очертания (тренировочный лагерь НАТО, аэропорт Лас-Вегаса, гостиничный номер, бассейн, лобби-бар, пустыни Невады) пространстве спектакля шестеро актеров демонстрируют чудеса лицедейства, жонглируя бесчисленным количеством ролей — точь-в-точь как в показанном на Чеховском фестивале четыре года назад «Липсинке». Театральный язык двух этих спектаклей вообще на удивление схож — начиная с чисто внешних характеристик вроде языковой полифонии («Липсинк» игрался на шести языках, в «Пиках» на равных уживаются английский, французский и испанский) и заканчивая повтором формальных приемов вроде следующего: по планшету в якобы хаотическом порядке расставлены детали мебели, сцена снимается на видео, которое в режиме реального времени транслируется на экраны — камера «собирает» разрозненные части реквизита в идеальную картину интерьера. Современный человек видит мир состоящим из дробных фрагментов, театральная призма Лепажа объединяет их в единое целое.
Нет движения, слова или поступка, которые были бы как Остров, сами по себе, — в «Пиках» Лепаж словно бы перефразирует джон-донновский эпиграф к «По ком звонит колокол» Хемингуэя. Театральное повествование с трудом поддается линейному пересказу, его структура напоминает строение новостной ленты в социальных сетях, где на первый взгляд не связанные между собой герои и сюжеты оказываются вовлеченными во взаимоотношения самых причудливых свойств. В «Липсинке» близкая клиповому сознанию современного зрителя дискретность на поверку оказывалась мнимой: смысловые лакуны восполнялись флешбэками, осколки отдельных сюжетных линий, рассыпанные по всему девятичасовому полотну, собирались в конечном итоге в подчиненное железным причинно-следственным связям единое нарративное целое. Потенциал стать таким же великим сценическим романом, отражающим и объясняющим породившее его время, определенно есть и у новой театральной саги Лепажа — но делать какие-либо выводы о том пасьянсе, в который в конце концов сложатся его «Карты», было бы по меньшей мере преждевременно.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials