pic-7
Полина Сосновская

Пожалуйста, уступите место

Пожалуйста, уступите место

ПОЛИНА СОСНОВСКАЯ решила оказать срочную помощь PR-отделам отечественных музеев, примерив роль «тайного» покупателя

 
 
Почему бы не объявить открытый конкурс?

«В музеях время замирает: годы идут — движения по карьерной лестнице не происходит. Чтобы дождаться своего звездного часа, нужно с честью пережить уход начальника на пенсию. Выдержат не все. А ход конем, похоже, невозможен: ТК РФ для госструктур — святое», — жалуется сотрудница пресс-службы одного из московских музеев, не пожелавшая раскрыть свое имя. Сейчас перед ней стоит проблема выбора — остаться или продолжить карьеру в коммерческой галерее. Если отложить решение, то можно навсегда остаться с телефонной трубкой в руке и грудой публикаций для чужих отчетов на столе. «С ассистентской работой могут справиться и студенты, хотя среди требований к специалисту I категории — высшее профессиональное образование, — продолжает она. — Но одно дело — выполнять эту работу, когда тебе 20. Совсем другое — спустя 10 лет после получения диплома. Чтобы принести музею больше пользы и пополнить собственное портфолио, я предложила идеи по модернизации сайта и аккаунтов в социальных сетях. Но они были заблокированы руководством. И не потому, что на модернизацию требовался дополнительный бюджет. Мне сказали: ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НУЖНО?»

Доподлинно известно, что уровень заработной платы работников музеев не превышает стоимости 100 билетов. А впрочем, это досадное недоразумение — не помеха для профессионалов, готовых стряхнуть пыль с унылых сайтов, обучить, а если не получится, отстранить старую гвардию, чтобы взять управление коммуникациями под свой жесткий контроль. Но ни Пушкинский музей, ни Эрмитаж не объявляют конкурс на замещение должности PR-директора. А между тем сухие цифры подтверждают, что давно пора менять стратегии.

Рассмотрим в качестве примера информационное поле ГМИИ.

Источник/Инфоповод Ирина Антонова уволена... (Ирина Антонова покидает / уходит с поста...) Ирина Антонова назначена президентом...
СМИ «РИА Новости», «Коммерсантъ», 24news, RT, РБК, m24.ru, mosday.ru, телеканал «Культура», НТВ, Forbes.ru, aktualno.ru, regions.ru, novostimira.com, «Вести», artinvestment.ru, vz.ru, Slon.ru, kp.ru, mir24.tv, COLTA.RU, interfax.ru, «Известия», tvc.ru, dp.ru, «Новая газета», argumenti.ru, mirnov.ru, grani.ru, novoteka.ru... ИТАР—ТАСС, radiovesti.ru, tvc.ru, gazeta.ru, iskusstvo.tv, jewish.ru, culture.ru

Данные: 01.07.13, 16:30

Смотрите, в какую сторону явный перевес. Что сделала пресс-служба Пушкинского музея, чтобы защитить Ирину Антонову? Разместила на сайте новость, которую, по сути, СМИ проигнорировали. Поздно.

У меня есть друг — пиарщик-искусствовед с опытом работы в галерее, свободным английским, несколькими успешными стартапами за плечами и ворохом полезных идей, которые позволили переметнуться на другую сторону баррикад — в СМИ, а чуть позже открыть небольшой PR-бизнес. Иными словами, у него стандартный набор записей в резюме, чтобы устроиться в коммерческую организацию, но только не в крупнейший госмузей. На позицию специалиста I категории он не пойдет, потому что не сможет сработаться с начальником, который в ответ на дельные предложения говорит: зачем все это нужно. Суровая правда жизни: хорошие места в PR-отделах заняты. Кем именно, Google тщательно скрывает. Забив в поисковик имя PR-директора, руководителя пресс-службы или обычного специалиста, который регистрирует запросы журналистов и занимается подготовкой пресс-клипингов, вы не найдете ровным счетом ничего, даже ссылки на научные публикации.

Во время подготовки материала мне пришлось отправить в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей и Государственный музей истории Санкт-Петербурга просьбу оказать содействие, а именно предоставить информацию о структуре PR-отдела и резюме руководителя. Откликнулись на сообщение только сотрудники Анны Котляр, возглавляющей пресс-службу Государственной Третьяковской галереи. Вот ответ: «К сожалению, мы не сможем предоставить Вам информацию в такие сжатые сроки. Если Вас устроит конец следующей недели, будем рады помочь». Остальные воздержались. А зря: игнорировать прессу — все равно что ходить по минному полю. И да, на сайте Tate указаны имена всех сотрудников пресс-службы: вот он — ответ на элементарный вопрос о структуре отдела.

Чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, владельцы FMCG-брендов (FMCG равнозначна отечественной аббревиатуре ТНП — товары народного потребления. — Ред.) отправляют в торговые точки «тайных» покупателей, фиксирующих ошибки sales-менеджеров. Метод эффективный. Давайте поможем Марине Лошак, Михаилу Пиотровскому, Ирине Лебедевой, Алексею Левыкину, Елене Гагариной, Владимиру Гусеву и Александру Колякину: проверим его на отделах по связям с общественностью возглавляемых ими музеев.

 
Шаг 1: открываем утреннюю почту

Государственный исторический музей отправил пресс-релиз. Информационный повод — выставка «Портретная», которая открывается 3 июля. Вроде бы ничего особенного. Но сообщение обезличенное. Пресс-служба решила ограничить журналистов логином pressa, который часто используют пиарщики заведений, приглашающих арт-обозревателей вместо клубных на вечер буги-вуги или очередную дегустацию крымских вин. В теле письма одна лишь фраза: «С уважением, пресс-служба ГИМ». А где же «Здравствуйте»? Приглашение на выставку? Номер телефона? Имя специалиста, ответственного за рассылку, наконец? А впрочем, это не страшно: в большинстве случаев пресс-служба ГИМ достаточно оперативно реагирует на запросы. Отказ прислать резюме руководителя отдела — не в счет.

А вот письмо от Эрмитажа. В теме: «Государственный Эрмитаж приглашает». И больше ничего, кроме вложенного файла. Чтобы получить дополнительную информацию о предстоящей выставке или иллюстрации, написать ответ на спустившееся в почтовый ящик послание недостаточно. Нужно звонить и просить, договариваться и уговаривать не дожидаться того момента, когда тысячи петербуржцев увидят все представленные произведения воочию. Так нельзя!

Но в любом случае спасибо.

Для сравнения

Письмо от пресс-службы Венецианской биеннале:

В письме: автоматически сгенерированное именное обращение, текст приглашения, точное время проведения превью, ссылка на форму регистрации, контактные данные. Ради справедливости стоит обратить внимание на рассылку ГТГ, содержащую всю необходимую журналисту информацию и ссылку на FTP  для скачивания иллюстраций.


Шаг 2: заходим в Фейсбук

И смотрим на удручающую статистику. У ГМИИ им. А.С. Пушкина примерно 9945 отметок «Нравится», у Государственной Третьяковской галереи — 16 450, Музеев Московского Кремля — 610, Государственного исторического музея — 3535, Государственного Эрмитажа — 4435 (в русской версии) и 17 760 (в английской), Государственного Русского музея — 1515. У Государственного музея истории Санкт-Петербурга и вовсе нет аккаунта. А жаль: именно из Фейсбука мы, журналисты, часто черпаем информацию. И именно с помощью Фейсбука вы, пиарщики, можете управлять общественным мнением.

Для сравнения

У Лувра примерно 987 425 отметок «Нравится», у The Metropolitan Museum of Art — 911 425, у Tate — 585 090, у Victoria & Albert Museum — 276 250, у Музея Орсэ — 96 700, у Версаля — 64 175. И эти результаты — не эффект рекламы.

P.S.: все данные за 28.06.13.


Шаг 3: смотрим посты

Скучные и не очень, напоминающие выдержки из внутренних отчетов и просвещающие, словно Википедия, но не цепляющие так, чтобы иной подписчик сделал лишний перепост. А впрочем, «галочка» проставлена.

Источник

Подпись: «Произведения, представленные на выставке, отражают весь творческий путь Тициана, предлагая зрителю исчерпывающую галерею образов и композиций мастера».

Примечание: пост о произведениях искусства проиллюстрирован фотографиями чиновников. К слову, не самыми удачными. Но это полбеды. Вчитайтесь: «отражают…», «предлагая...»!

Источник 

Подпись: «Открытие выставки “Россия и Голландия”»

Примечание: как на похоронах. Увы!

Источник

Подпись: «Фото с благотворительного аукциона современного искусства в Оружейной палате Музеев Московского Кремля. В 2008 году благотворительный фонд Чулпан Хаматовой и Дины Корзун “Подари жизнь” совместно с Музеями Московского Кремля провел благотворительный аукцион произведений современных российских художников в Оружейной палате Кремля».

Примечание: информация о событии, имевшем место в 2008 году, публикуется в июне 2013-го — однако! Но ситуацию спас Брэд Питт.

Для сравнения

Интерактив от Лувра:

Виртуальный подарок от Tate по случаю наступления пятницы:

Краткая историческая справка от The Metropolitan Museum of Art:

Друзья, пишите об искусстве! Для этого вы и пришли в музей!

И да, пока с этим неплохо справляется ГТГ:


Шаг 4: открываем сайты…

…и удивляемся.

На главной странице официального сайта ГМИИ им. А.С. Пушкина фичер показывает анонсы выставок. По порядку:

1. Вторая жизнь Пергамского алтаря;

2. Франс Халс. «Святой Марк»;

3. «Весна священная». Зарождение легенды;

4. Прерафаэлиты: викторианский авангард;

5. Тициан из музеев Италии.

В чем проблема: анонс сомнительной выставки Андрея Александера, работавшего, наподобие Екатерины Рождественской, с известными актерами и шоуменами, — на первом месте. Анонс выставки Тициана — в самом конце.

Почему Андрей Александер удостоился такой чести, объясняет пафосный релиз: «Благодаря проекту Андрея Александера легендарный Пергамский алтарь, символ победы величайшей эллинской культуры над варварством, обретет вторую жизнь, и зрители получат уникальную возможность ощутить целостность шедевра и восхититься его мощью и красотой». А вот выдержка из рецензии к выставке: «...Если честно, то создатели проекта похожи на ту самую унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Музей, выставив этот плод просвещения пред очи публики, несколько помог авторам в этой непростой задаче. Собственно, именно музейная площадка делает этот травматический процесс публичным...»

Негативные отзывы не помешали пиарщикам ГМИИ им. А.С. Пушкина продвинуть Андрея Александера и задвинуть Тициана. Задание Ирины Александровны Антоновой?

Подраздел «Афиша» официального сайта Государственного Русского музея. Данные не обновлялись с 2008 года.

Раздел «Новости» официального сайта Государственного исторического музея. No comments.

Раздел «Виртуальные выставки» официального сайта Музеев Московского Кремля. На первый взгляд, интересно! Идем глубже!

Анонс виртуальной выставки «Наследники великих просветителей». Ссылка, внедрившаяся в текст, ведет на статью Исаевой Е.В. Похоже, это и есть виртуальная выставка. Но не только на сайте Музеев Московского Кремля пользователей ожидает облом. У ГМИИ им. А.С. Пушкина есть раздел «Издания и публикации». Заходим! Нажимаем на кнопку «Листать», прикрепленную к анонсу одной из книг. Пять-шесть страниц, две из которых — оглавление. Но главная беда всех сайтов — в иностранных версиях, разбор которых достоин отдельной публикации.

Для сравнения

Один из виртуальных туров Лувра

Блог Tate 

 
Шаг 5: изучаем состав информационных партнеров

Выставку Густава Клуциса, которая проводится в Государственной Третьяковской галерее, поддержали «Эхо Москвы», радио «Культура», «Ваш досуг», Le Courrier de Russie и три специализированных издания. Выставку «1000 лет золота инков», завершившуюся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, — «Афиша», «Артхроника», «Вокруг света», «Дилетант», «Русское искусство», «Искусство» и «Радио России». В списке информационных партнеров нет «Коммерсанта», Первого канала или Euronews и глянцевых журналов, которые помимо моды пишут об искусстве.

Крупнейшие западные музеи не публикуют в анонсах и релизах перечень информационных партнеров. Почему Третьяковка выделила именно «Ваш досуг», когда выставку Густава Клуциса проанонсировал и TimeOut? Это справедливо?

 
Шаг 6: открываем один из пресс-релизов

Смотрим, как оформлен. Анализ содержательной части опускаем.

Не указан график работы выставки. Друзья! Мы пишем для тех, кто ходит на выставки, а не для охотников до тарталеток, интересующихся исключительно вернисажами. Имейте это в виду! Отдельная просьба к пресс-службе Государственного Эрмитажа: не забывайте сообщать СМИ об изменениях в графике работы выставок. Информации на вашем сайте недостаточно, чтобы понять, какая судьба ждет коллекцию сэра Дэниса Маона.

Для сравнения

Пресс-релиз, выпущенный Лувром 

 
Шаг 7: пытаемся дозвониться

Государственный Эрмитаж: 10:00 — телефон молчит, 13:00 — девушка на том конце провода сообщает, что ни одного из сотрудников нет на месте, а она помочь ничем не может. Контактные данные, чтобы передать информацию коллегам, не спрашивает. Предлагает перезвонить позже. Наверное, так и должно быть в обеденный перерыв. 14:00 — происходит то же самое, что и в 13:00. 15:00 — ситуация не меняется. 16:00 — я уезжаю на пресс-показ. 18:00 — рабочий день в Государственном Эрмитаже подходит к концу. Телефон молчит. Почему я не отправлю сообщение по электронной почте, вы спросите? Отправила. Ответа не получила. В итоге иллюстрации для публикации, посвященной выставке «Корпоративное единство», любезно предоставил Музей Амстердама.

Это далеко не полный перечень казусов, допущенных PR-отделами и пресс-службами музеев. Разбор полетов может продлиться до бесконечности. Но лучше поставить точку и открыть комментарии, где каждый сможет высказаться. О зарплатах музейных работников, соразмерных их же КПД. О любви к вкусной еде, которая во время продолжительных обеденных перерывов перебивает любовь к искусству. Об ответственности. О дисциплине. О том, почему бы не нанять одного классного пиарщика за 60 000 — 80 000 рублей вместо пяти специалистов I категории, зарабатывающих по 20 000. И на фотографа-фрилансера останется. О спрятавшемся под псевдонимом авторе этой статьи, который никогда не работал в музее, но осмелился критиковать «гуру» по связям с общественностью, из раза в раз допускающих промахи в работе с прессой и аудиторией. Да о чем угодно.

новости

ещё