Открытки из Интерзоны
ДЕНИС РУЗАЕВ о показательном столкновении европейского рацио с уютной российской бездной в документалке «Приговоренные»
В «Приговоренных» англичанина Ника Рида (автор сценария — журналист The Sunday Times Марк Франкетти, долго работавший в России), снятой каналом 24_DOC документалке о жизни в колонии особого режима № 56, звучит очень много слов. Есть и такие: «Невиновных тут нет никого. И вообще, единственное решение, как мне кажется, — это смертная казнь». Их произносит начальник когда-то самой жесткой колонии в СССР (тогда здесь сидели смертники, сейчас — приговоренные к пожизненным и 25-летним срокам) — полковник Дадашев, которому Рид и Франкетти дают высказаться так же, как и нескольким из его подопечных: пожилому авторитету, варящему баланду на тюремной кухне, осужденному пожизненно наемному убийце, молодому зеку, который сидит за совершенное по пьяни убийство четверых, старику, опущенному по собственной воле и боящемуся жизни после зоны.
«Приговоренные» построены как серия монологов зеков, отобранных словно для репрезентативной (представлены все возрасты и касты) подборки. Здесь нет закадра, не звучат вопросы авторов (монтаж выдает в них зачарованных и ничего не понимающих странников). Но фильм сам вызывает множество вопросов, прежде всего касающихся уровня достоверности того, что происходит и звучит в кадре. Весь фильм проходит в попытках нащупать ту лакуну тюремной жизни, что остается невысказанной, закрытой, спрятанной от посторонних глаз, но осязаемой и даже иногда выплескивающейся мутными постановочными фантазмами.
Насколько правдивы респонденты Рида и Франкетти? Не кроется ли вроде бы отсутствующая фигура автора в откровенно фальшивых, выспренних сценах диалогов между зеками (камера стоит на штативе, решетка рассекает солнечный свет, звучит вопрос: «А че, Иваныч, из дома-то давно тебе писали?»)? Или, может быть, автор проявляет себя через пейзажные отступления — эти роскошные натуралистские зарисовки «Утро на зоне» или «На тайгу спускается ночь»? Или — через две центральные, разбивающие хроники лагерного быта сцены свиданий, в которых к зеку средних лет (как раз киллеру) приезжают жена и сын-подросток, а к убийце помоложе — старушка мать? Насколько страшные картины стоят за словами «В обиженку я сам уехал», после которых Рид вместо разъяснения дает монтажную склейку?
Два эпизода со свиданиями — единственные попытки надрыва в фильме Рида. Но надрыв (который не что иное, как постоянное осознание разыгрывающейся вокруг трагедии) — эта константа любых постсоветских высказываний на тему зоны, от почти фашистского в своем упоении лагерным спектаклем перестроечного «Беспредела» до эксплойтейшена телепередач формата НТВ, — так и не воплощается в кадре: один зек заговаривает следующие пять лет одиночества признаниями в любви, другой — элементарной бестолковостью. Оттого слезы родственников, явно ждущих рассказов о зверствах, не получающих их и заметно подозревающих зеков в сокрытии правды, кажутся тем более сюрреальными.
Эта сюрреальность, противоестественность самых, казалось бы, естественных в заданных обстоятельствах эмоций — логичный результат вроде бы нейтрального авторского подхода: Рид и Франкетти, избавленные от генетически вложенного в каждого русского человека страха тюрьмы, упрямо пытаются определить роли в том обществе спектакля, которое они находят в колонии № 56. Поэтому им так нужен полковник Дадашев, не без удовольствия фрондирующий сравнением своего 26-летнего стажа с тюремным сроком: вот она, идеальная метафора условности ролей «надзиратель-заключенный»! Дадашев меж тем просто доволен красотой своей служилой мысли.
Именно в построении фигур речи, синтаксисе звучащих в кадре предложений, манере саморепрезентации через насыщенность монолога почерпнутыми откуда-то банальностями вдруг раскрывается (без всякого участия авторов) подлинное устройство увиденного английскими документалистами. Зона оказывается неделимой: понять что-то про местную жизнь через любого отдельного из ее обитателей невозможно, как невозможны здесь ни нарратив, ни любые драматургические приемы.
В поисках русского Паноптикона Рид и Франкетти натыкаются на самоорганизованную (или порожденную коллективным бессознательным, вынесенным далеко за лагерные стены) соцструктуру, больше напоминающую первичный хаос. Инструментов для ее описания и понимания у них нет — и потому перед зрителем предстает не столько зона, сколько Интерзона, модель общества, в которой среди прочего де-факто признан и не замалчивается гомосексуализм, имеют хоть какое-то, пускай скорее умозрительное, значение концепт свободы и Европейский суд по правам человека, а Аристотель с Платоном действительно оказывают благотворное воздействие на умы. Что ж, если считать зону отражением тех сфер жизни, которые в данный момент хочет вытеснить коллективное бессознательное, то «Приговоренные» при всей своей беспомощности более чем показательны. Авторы отважно вглядываются в бездну — и видят на дне ее довольно уютный беспорядок, вечный российский срач, проекцию не пыточной камеры, но липкой кухни.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials