Жоаким: «В клубах часто просят “поиграть еще” после того, как ты закончил. Я отказываюсь»
Французский диджей, музыкант и владелец лейбла Tigersushi об искусстве сета и о том, как он озвучил работу, получившую приз Венецианской биеннале
Недавно в Москву приезжал французский музыкант, диджей и лейбловладелец Жоаким, музыкальный вкус и клипы которого мы когда-то пропагандировали. COLTA.RU не могла упустить возможность узнать, что нового происходит в жизни одного из любимых музыкантов.
— Вы только что побывали на Венецианской биеннале, где видео художницы Камий Анро (Camille Henrot), к которому вы написали музыку, получило «Серебряного льва». Расскажите об этой работе.
— Я не первый раз сотрудничаю с Камий: подбираю или пишу музыку к ее фильмам и инсталляциям. В данном случае саундтрек появился задолго до видеоряда: мы обсуждали будущий фильм, и я предложил использовать материал из «Последних поэтов» (The Last Poets) — экспериментаторов в области устной поэтической речи, голоса, звука 60—70-х годов, по сути «изобретателей» рэпа. Камий понравились записи тех лет, мы попробовали выйти на кого-то из оригинального объединения, но в результате нашли в Нью-Йорке современного автора — он помимо прочего играет в группе Dragons of Zynth, которую я очень люблю. Вместе с Камий они скомпилировали довольно безумный речитатив из самых разных — религиозных, научных, художественных — текстов о сотворении Вселенной, так как было известно, что это одна из тем предстоящей биеннале, а Камий делала проект специально для нее. Акветей (Akwetey Orraca-Tetteh) записал голос, я — музыку. Несмотря на то что сам фильм появился гораздо позже, сочетание видео и звука получилось, в моем представлении, идеальным: гипнотизирующим, захватывающим. Видеоарт обычно смотрят урывками: две-три минуты — и все. На нашем фильме в павильоне «Арсенал» люди сидели от начала до конца.
— Для вас важны эта награда и связанное с ней признание?
— Автор работы — Камий, и это ее награда. Для меня это интересная альтернатива музыкальной деятельности в чистом виде. Мне нравится визуальное искусство и соответствующее арт-сообщество.
— Вы и сами художник — в частности, оформляете релизы для своего лейбла Tigersushi.
— И даже однажды устроил выставку собственных работ. Но все же в первую очередь я музыкант.
Joakim — «Wrong Blood»
— Вы человек разносторонний: композитор, диджей, продюсер и владелец лейбла. Связано ли это с тем, что вы получили академическое музыкальное образование, а затем перепробовали очень разные жанры и направления?
— Не думаю. Скорее — с моим любопытством. Образование дало больше возможностей, но само стремление экспериментировать — часть моего темперамента, склада ума, отношения к жизни, если угодно.
— Слушаете ли вы сейчас академическую музыку? Считаете ли электронную музыку продолжением единой традиции?
— Слушаю, но не стал бы выделять что-то конкретное: по отношению к академической музыке я исключительно потребитель, слушатель. Как композитор и диджей я делаю совершенно другие вещи, это отдельный опыт. Электроника для меня — часть популярной культуры, которая, считаю, стоит особняком.
— Кто из музыкантов попадает на ваш лейбл, как происходит отбор?
— Я довольно ленив, следовало бы уделять этому больше времени и, наверно, более строго оценивать продукт. С другой стороны, мне нравится, что Tigersushi — в большей степени сообщество по интересам или даже (прошу прощения за клише) семья, нежели звукозаписывающая компания. Сейчас лейбл, можно сказать, сформирован, не сильно развивается вширь, и меня это устраивает. Своим артистам я предоставляю свободу действий.
DyE — «Fantasy»
(И вот как артисты Tigersushi этой свободой пользуются)
— Вы выпустили четыре альбома, но до сих пор много диджеите: ради денег или любите формат диджей-сета?
— Очень люблю и никогда не готовлюсь: не расписываю трек-лист, не сортирую треки по тональностям и проч. и проч. Для меня сет — форма импровизации и живого контакта с аудиторией. Но, разумеется, диджеям хорошо платят, и это тоже причина.
— Может ли диджей-сет быть чем-то более значимым, чем последовательность чужих треков, — например, большой музыкальной формой, вроде симфонии в классике?
— Пожалуй… Хоть я и предпочитаю импровизировать, сет не должен быть хаотичным и бесхребетным. Для меня, например, важна продолжительность: от нее зависит структура. Я могу наметить общую композицию, модальность, а конкретный материал нанизываю в процессе. В клубах часто просят «поиграть еще» после того, как ты закончил. Я отказываюсь: сет — это не бесконечный поток музыки.
— Ежегодно в течение нескольких лет вы составляете и выкладываете в интернет сборники «лучших треков» года. Какие треки попадают в эти компиляции?
— За редким исключением — чистая статистика: так как обычно я играю с USB, просто смотрю в компьютере, что чаще всего ставил в клубах.
— Пример исключения?
— Пару лет назад на меня произвел большое впечатление «Triangle Folds» Джеймса Холдена (James Holden). Я включил его в очередной выпуск, несмотря на то что ни разу не использовал в сетах. К слову, в последнее время стараюсь играть его же «Renata».
James Holden — «Renata»
— Это трек со второго альбома Холдена «The Inheritors», о нем много говорят. Только что вышел и новый Boards of Canada, с которым Холдена раньше сравнивали. Что из недавнего стало значительным музыкальным событием лично для вас — или какого релиза вы особенно ждете в ближайшем будущем?
— «The Inheritors», несомненно. Помимо этого очень освежил электронную сцену проект Дэна Снейта (Dan Snaith) из Caribou — Daphni. Он привнес что-то, что я не могу как следует вербализовать, но чего явно не хватало.
Daphni — «Ye Ye»
— А что-то свое в ближайшее время выпускаете?
— Я только что переехал в Нью-Йорк, а студия осталась в Париже. Впрочем, раньше у меня было столько устройств, что выбор инструмента отнимал больше времени, чем творческий процесс. Новое — планирую. Предположительно это будет гипнотический эмбиент и пара поп-песен.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials