Это очень красиво
КИРА ДОЛИНИНА (Ъ) о том, почему все так любят прерафаэлитов и почему так их любить есть признак дурного вкуса
Выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в ГМИИ имени Пушкина обречена на ажиотажный спрос. Причин этому несколько. Во-первых, это имена и вещи очень знаменитые. Привезли чуть меньше сотни произведений, значительная часть которых сошла на Москву прямиком со страниц западных хрестоматий по истории искусства XIX века. Во-вторых, это искусство так долго у нас было под негласным запретом, так долго в русскоязычной версии искусствоведения не учитывалось, что оказалось желаннее многих других, пусть куда более значительных с точки зрения вечности, но не столь соблазнительных плодов. И в-третьих, это очень красиво. Вот именно так и скажут вам зрители, отстоявшие свою очередь на прерафаэлитов: красивое это искусство, просто прекрасное. Вот эта-то дефиниция и есть корень всего — и того, почему мы так любим прерафаэлитов, и того, почему именно так их любить есть почти признак дурного вкуса.
Жертвами этого прерафаэлитского Прекрасного падают все, независимо от знаний и образования. Умудренные опытом искусствоведы постят в Фейсбуке детали картин с выставки по принципу «чем мельче, тем лучше». Безымянные телевизионные девы с ненужным придыханием излагают сухие факты из пресс-релиза, но видно, что тают они не от умных слов, а от возможности сняться на фоне волооких россеттиевских красавиц. Едкие критики в пух и прах разбивают в своих рецензиях основной месседж кураторов из галереи Тейт (что прерафаэлиты есть авангардное течение), но устоять перед обаянием не живописи даже, а мифа об этой живописи не могут.
Что мы знаем о прерафаэлитах точно? Что названное невыносимо банально на взгляд не только нынешнего зрителя, но и их современников «Братство прерафаэлитов» под этим именем и с росчерком P.R.B. просуществовало всего пять лет — с 1848 по 1853 год. Семь едва-едва двадцатилетних юнцов (Джон Эверетт Милле, Холман Хант, Данте Габриэль Россетти, его младший брат Уильям Россетти, Томас Вулнер, Фредерик Стивенс и Джеймс Коллинсон) решили, что британская Академия художеств безбожно устарела и никуда не годится. Мысль нельзя сказать чтобы неординарная, кто из нас в 20 лет не думал такого о своей альма-матер? Но «братья» не только думали, но и начали действовать. Их программа была «против»: главными врагами были назначены сэр Джошуа Рейнольдс и Рафаэль. Первый — за отравление английского искусства сухим академизмом, а второй — за тот путь, на который с его легкой и гениальной руки вступило все европейское искусство, путь измены Природе ради Красоты. Противопоставить этому надо было чистоту помысла, программную верность натуре, обыкновенных людей в качестве моделей и непререкаемую уверенность в том, что рукой художника водит Всевышний. Сюжеты брали из Священного Писания, ранней истории Англии. Не гнушались и литературными образами и аллегориями. Свою живописную манеру заявили ориентированной прежде всего на итальянские примитивы. Состав братства довольно скоро претерпит изменения — одни герои исчезнут, другие появятся (в первую очередь — Форд Мэдокс Браун, Эдвард Берн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Джон Уильям Уотерхаус). В 1853 году, после вступления самого талантливого из «братьев», Милле, в академию, Россетти объявит, что «Круглый стол распущен», но и настоящая хула, и подлинная слава прерафаэлитов были еще впереди.
От нас глядя, найти в произведениях прерафаэлитов следование заявленным ими принципам не так и легко. Итальянский Проторенессанс как образец чистоты и искренности первыми возвели на трон не они, а немцы-назарейцы. И, надо сказать, те старались уподобиться образцам куда больше. А вот искусство английских «братьев» оказалось куда тяжеловеснее, проклинаемая ими академия с ее уроками и законами шла за ними по пятам: модели из круга родственников и знакомых под кистью этих поборников проторенессансной «простоты» становились искусственными донельзя. Выходы на пленэр декларировались, но то, что дышало свежестью на этюде, убивалось старательным дописыванием фигур и прорисовыванием деталей в мастерской. Иллюзорность каждого листика и цветочка на их полотнах отсылала не столько к дорафаэлевской эпохе, сколько к старым нидерландцам, которые, впрочем, никогда не позволяли себе подобного буйного нагромождения мелочей.
Прерафаэлиты для английского искусства — это святая святых.
Первоначально миф о прерафаэлитах строился вовсе не на их картинах — первые опыты были приняты даже очень благосклонно. А уж заимев в покровителях самого Джона Рескина, они вошли в первый эшелон национального искусства. Их ранняя слава — это слава скандала. А скандал в викторианском обществе был сильнейшим средством рекламы. Надо сказать, они сильно для этого постарались: жены и любовницы менялись чаще, чем перчатки, помолвки расторгались по идеологическим соображениям, жены уводились у друзей по соображениям художественным, вдовели с исступлением, с таким же исступлением женились снова. Алкоголь, опиум, психиатрические клиники, самоубийства — полный набор богемного ада, как его себе представляли викторианцы. «Скопище сатиров», они равно пугали и привлекали, исправно поставляя обществу поводы для возмущения.
Однако какая богема не становится со временем истеблишментом? Прерафаэлиты для английского искусства — это святая святых. И дело тут не в том, что все они как один были гениями, а как раз в первом в истории национального искусства коллективном художественном выступлении. Эта массовость, пусть относительная, но для степенной Англии все-таки очень значительная, дала основания для самых разных интерпретаций прерафаэлитского наследия. Сегодня британские кураторы предлагают версию «викторианского авангарда». Если не считать богемный образ жизни или соединение искусства и ремесел авангардом, то тут есть с чем поспорить. Московскому же зрителю предстоит решить для себя куда более важную задачу: на этой выставке он впервые, может быть, так близко столкнется с китчем в его исторической, музейной ипостаси. Это советскому искусствознанию было легко — оно отметало прерафаэлитов, также как и весь парижский Салон, символистов, да и поздних немецких романтиков, ради эфемерного, но им почему-то совершенно четко осознаваемого Высокого Искусства. История искусства с ним согласиться не может — в ней и китч, и кэмп, и высокое с низким, границы не определены, хуже того — размыты до неузнаваемости. Мы испытываем восторг от театральной безделушки, радуемся подделке больше, чем оригиналу, смеемся над трагедией и плачем от банальной мелодрамы. Всему этому можно смело отдаться на выставке прерафаэлитов. Эти страсти были им вовсе не чужды.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта со Slon.ru.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials