Уве Шмидт: «Настало время вернуть месседж в электронную музыку»
Немецкий электронный музыкант, известный под псевдонимами Atom™ и Senor Coconut, об империалистском попе, унылой электронике и Depeche Mode
Из множества личин Уве Шмидта наиболее известен, пожалуй, мариачи с маракасами по имени Сеньор Кокос. В конце 1990-х под псевдонимом Senor Coconut Шмидт выпустил несколько пластинок латиноамериканского кавер-бэнда, который переигрывал знаменитые песни Kraftwerk, Yellow Magic Orchestra и даже Deep Purple c The Doors в ритмах ча-ча-ча и кумбии. Переделки Senor Coconut получили такое широкое распространение, разойдясь в сборниках легкой музыки, что до сих пор звучат в московских ресторанах. Мерно жующая под них публика и не догадывается, что автор этих веселеньких композиций, проживающий в Сантьяго немец Уве Шмидт, — один из интереснейших продюсеров современности, автор сотен пластинок с футуристичной электронной музыкой, выходившей под самыми странными никами (например, Urban Primitivism или Fonosandwich), а этот забавный оркестр, услаждающий их слух, во-первых, полностью виртуален, во-вторых — шутка с подтекстом. Несколько лет назад Уве Шмидт перестал плодить виртуальные личности и стал выпускать музыку только под ником Atom™ — разную, но неизменно интересную и умную. Пару месяцев назад вышел его новый альбом «HD», на котором Уве Шмидт, можно сказать, впервые за много лет взялся за песенный формат, пригласив вокалистов. Бывший барабанщик Шмидт, помимо того что в совершенстве владеет синтезаторами, драм-машинами и ProTools, — сам себе графический дизайнер и сам себе видеохудожник, а также умело придумывает оригинальные концепции под свои альбомы и не прочь пофилософствовать. Пользуясь тем, что продюсера привозят в Россию на фестиваль «Ночь новых медиа», ДЕНИС БОЯРИНОВ списался с ним и выяснил, что от латиноамериканской музыки тот до смерти устал.
— Ключевой трек на вашем новом альбоме — «Stop (Imperialist Pop)» — содержит строчку «Gaga Gomez Timberlake give us a fucking break» («Гага Гомес Тимберлейк — дайте нам передохнуть»). Вы правда не любите Леди Гагу и Тимберлейка или это сказано для рифмы?
— Имена, которые звучат в треке, можно воспринимать как пустые поля. Впишите туда любого другого артиста, исполняющего империалистский поп. Эти, разумеется, просто рифмовались хорошо. Честно говоря, по поводу их музыки у меня нет никакого определенного мнения, кроме Леди Гаги, которая, на мой взгляд, плохой артист и музыкант.
«Stop (Imperialist Pop)»
— Мне казалось, что вы любите поп-музыку. Когда-то вы выпустили пластинку «Pop Artificielle» с изумительными кавер-версиями песен Донована, Джеймса Брауна и Принса. Джеймс Браун и Принс — это не империалистский поп?
— Для меня было важно в первую очередь сделать заявление. Хотя в социологическом и философском значении оно может показаться не до конца связным. Вы сравниваете две пластинки, которые разделяет больше десятилетия: «Pop Artificielle» был выпущен в 1999-м, а «HD» — в 2013-м. Эти альбомы возникли из разных идей, в разное время и, я бы даже сказал, были записаны разными людьми. Сравнивать их бессмысленно, тем более из логической посылки, что одна и та же персона не может сама себе противоречить, с которой я абсолютно не согласен. Вообще-то мне очень нравятся противоречия, несогласия и все, что с этим связано, — потому что это значит, что есть «трение». А «трение» значит, что есть движение. Конечно, между «Pop Artificielle» и «HD» есть кое-что общее, хоть они и абсолютно разные. Многие месседжи на «HD» сформулированы нарочито «круто» — со всей осознанностью рисков, которые несет с собой эта «крутость». Мне показалось, что настало время вернуть месседж в электронную музыку, потому что электроника превратилась в унылое музыкальное направление, в котором все такое умненькое, сложное и милое: текстура звука, структура, разные техники — и ничего кроме. Я вообще скучаю по «трению» — противоречиям и людям, осмеливающимся делать заявления.
Кроме того, да — я люблю некоторую музыку, которую когда-то называли «поп», и в то же время считаю: то, что сегодня называется «поп», — это что-то совсем другое.
Электроника превратилась в унылое музыкальное направление, в котором все такое умненькое, сложное и милое.
— Обложка альбома «HD» напомнила мне крафтверковский «Die Mensch-Maschine», равно как и музыка. Я где-то читал, что, по вашим словам, музыка Kraftwerk не имела на вас особенного влияния, что довольно удивительно слышать от электронного музыканта, тем более немецкого. И что даже первые песни проекта Senor Coconut возникли строго из-за концептуального желания столкнуть друг с другом типично латиноамериканскую и типично немецкую музыку, а вовсе не от любви к песням Kraftwerk.
— Дело обстоит немного иначе. Когда я начинал заниматься электронной музыкой, Kraftwerk уже не были популярными и довольно давно не выпускали ничего нового. Я интересовался очень разными стилями электронной музыки, и для меня тогда Kraftwerk были где-то на периферии. Конечно, я знал их музыку, но долгое время не считал их важными лично для себя. Долго-долго, пока не осознал, насколько глубоко их музыка растворена в моем подсознании. Также я понял, что мое понимание музыки совпадает с их, поэтому цитирование и ссылки на Kraftwerk — это вполне естественно и органично.
— Под псевдонимом Senor Coconut вы также выпускали альбом кавер-версий Yellow Magic Orchestra, так называемых японских Kraftwerk. Это было по любви или тоже концепта ради? Кто для вас важнее — Kraftwerk или YMO?
— Забавно, что YMO сыграли бóльшую роль для меня, чем Kraftwerk, во времена, когда я только стал открывать для себя электронную музыку, — в начале 1980-х. По странному стечению обстоятельств большинство моих друзей были поклонниками YMO, и потому у меня была тонна кассет с японским электропопом. Что мне всегда нравилось в японской поп-музыке, у нее никогда не было «плотности» — депрессивного вайба, который исходил от всей европейской электроники конца 1980-х. Японская музыка была куда более позитивна и на ступень более сложна, что меня тогда и привлекало. Так что Yellow Magic Orchestra — это любовь навсегда.
Senor Coconut — «Yellow Fever!»
— Ваши друзья и коллеги Diamond Version накануне вашего совместного выступления на фестивале в Никола-Ленивце играют на разогреве московского концерта Depeche Mode. Depeche Mode — это ведь тоже империалистский поп. Вы бы согласились сыграть на их концерте? И как вам понравился их последний альбом «Delta Machine», для записи которого они использовали редкие модульные синтезаторы?
— Вообще я очень люблю Depeche Mode. Последний альбом я не слышал, поскольку полагаю, что все, что они выпускают последнее десятилетие, очень непривлекательно, увы. И не важно, какие синтезаторы были использованы. Но я их уважаю.
На разогреве у них я бы выступать не стал. Несмотря на то что DM — великолепная группа и, я думаю, приятные люди в общении, мне кажется, что выступать перед ними было бы неправильно в символическом смысле. Неправильный «месседж». То, что они пригласили Diamond Version выступать перед ними, много говорит о DM. Это рискованное сочетание.
— В статье на Wikipedia вы провозглашены отцом «электролатино, электрогоспела и эйситона — кислотного реггитона». Мне кажется, что вас можно назвать отцом еще десятка стилей — у вас есть любимые дети? Кстати, следите ли вы за тем, что происходит нового в латиноамериканской музыке?
— Что касается статьи на Wikipedia — конечно, есть парочка стилей, к формированию которых я приложил руку, но мне, говоря исторически, не важно, насколько хорошо отражен мой труд, вклад и все такое. Тем более в интернете, который я считаю... пустоватым. Вся эта возня вокруг стилей — это что-то «очень из 2000-х», как говорится. Я отказался от всех своих псевдонимов, кроме одного, а к игре со стилями давно потерял интерес. Для меня все это — теперь лишь факт моей биографии, ступень в личном развитии. И как следствие этого развития — я потерял всякий интерес к нынешней ситуации в музыкальных стилях. Так же как и к латиноамериканской музыке — она мне до смерти надоела.
То, что сегодня называется «поп», — это что-то совсем другое.
— Вы очень плодовитый автор — ваша дискография насчитывает больше 100 релизов. В ней немудрено запутаться, тем более что вы когда-то, как специально для этого, плодили псевдонимы. Могли бы вы сами порекомендовать несколько своих альбомов, которые можно назвать недооцененными — они менее известны, чем того заслуживают?
— Последние пару лет я потратил на то, чтобы навести порядок в своей дискографии. Я собрал все свои записи вместе, и теперь они хранятся на одном жестком диске. Теперь она упорядочена, каталогизирована и доступна онлайн, так что больше нет никакой путаницы!
Следует добавить, что все мои записи скоро будут ремастированы, реструктурированы и доступны для полного скачивания. Правда, из-за объемов это может случиться еще не скоро. Так что я теперь совсем не единственный «судья» своим альбомам, который может решать, какие из них «лучшие», а какие просто хорошие.
Тем не менее вот моя пятерка «менее известных» релизов:
«Binary Amplified Super Stereo — BASS» (1995);
«Schnittstelle» (1998);
«DOS Tracks — : )» (1999);
«Flanger — Spirituals» (2005);
«Atom™ — Muster» (2009).
— Каким оборудованием вы пользуетесь в студии и как будете играть «HD» живьем?
— Моя студия представляет собой соединение аналогового и цифрового оборудования. В ней небольшое количество синтезаторов, драм-машин, эквалайзеров, динамических процессоров и hi-end-усилителей. Редактирование и микширование я полностью делаю в ProTools. Я не пользуюсь ничем особенным, зато это весьма определенное оборудование. Я отказался от всех лишних устройств в пользу тех, поведение и характер которых как следует изучил за многие годы практики. Лайв-версия «HD» походит на мой предыдущий лайв «AV». Основная идея в том, что я играю аудио и видео в реальном времени. Для этих целей я подготовил огромное количество видео и сделал его воспроизводимым. Материал с альбома «HD» будет сведен с другими треками, часть из которых взята из предыдущего лайва «AV», часть специально сделана для выступления.
Второй фестиваль «Ночь новых медиа» состоится 22 июня в Никола-Ленивце (Калужская область)
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials