Украинский павильон. Backstage
ЖАННА КАДЫРОВА и НИКОЛАЙ РИДНЫЙ о том, как они уложились в шесть дней
Украину на 55-й Венецианской биеннале представляют Гамлет Зиньковский, Жанна Кадырова и Николай Ридный. Участникам есть что вспомнить. Как шла подготовка к выставке в Национальном павильоне Украины и что осталось за кадром, рассказывают ЖАННА КАДЫРОВА и НИКОЛАЙ РИДНЫЙ.
25.05
Николай Ридный: Приезжаю в Венецию. Открытие Национального павильона Украины запланировано на 29-е, то есть на инсталляцию работ у меня всего четыре дня до открытия — довольно нервозная ситуация. Приехать раньше возможности не было: госбюджет выделен только на шесть дней пребывания в Венеции. Об этом мне сообщили примерно за месяц до поездки, когда уже были запущены анонсы (в том числе в международную прессу), верстался каталог, и пасовать уже было нереально. Вообще тот факт, что проект в 2013 году состоится, уверенно прозвучал только на рабочей встрече за два месяца до поездки.
Помещение украинского национального павильона оказалось еще более маленьким и тесным для запланированной выставки, чем я себе представлял, исходя из фотографий и планов пространства. Финансирования для предварительного site visit не было, в Министерстве культуры таких слов не понимают.
Гостиница. Подругам/друзьям и женам/мужьям художников расселение никто не обеспечивал. Поэтому мою спутницу пришлось подселить в гостиничный номер нелегально. Трюк удался. На утренних завтраках забираю круассаны и йогурты с собой. При этом номер был снят для двоих, но не для меня и моей спутницы, а для меня и чужого человека, причастного к организации выставки. В общем, в тесноте, да не в обиде. Аналогичная ситуация была у художника Гамлета, но трюк с подселением не получился, и их паре пришлось жить раздельно.
Жанна Кадырова: Уже пять дней в Венеции, мы с моими ассистентами Денисом и Тимофеем приехали 20-го, чтобы все успеть. Так как обе мои работы нужно строить по месту, я просила 10 дней на монтаж двух инсталляций, но условия для всех одинаковы — 6 дней. Не больше! Первые дни мы жили на квартире у группы «Р.Э.П.» (помимо Кадыровой в группу «Р.Э.П.» входят Ксения Гнилицкая, Никита Кадан, Владимир Кузнецов, Лада Наконечна, Олеся Хоменко. В Венеции присутствовали все, кроме Хоменко. Художники организовали однодневную выставку «Союз хижин» на острове Лидо, а Кадан участвует в выставке Future Generation Prize, которую PinchukArtCentre проводит в палаццо Контарини Полиньяк. — Ред.), потом переехали в гостиницу на Лидо. Как оказалось, нам сняли трехместный номер, не поинтересовавшись даже, в каких отношениях я со своими ассистентами. Предварительно мне еще нужно было убедить организаторов в том, что без ассистентов, одна я физически никак не смогу построить объект и что если уж взяли работу на выставку и напечатали ее в каталоге, то нужно было поинтересоваться технической стороной дела.
25—28.05
Ридный: Монтаж выставки. Обстановка напряженная, так как запланированное сочетание работ не вмещается в помещение. Предварительно «вживую» помещение видел только комиссар проекта Виктор Сидоренко, который приезжал ранее за свой счет. Но он и кураторы выставки, Александр Соловьев и Виктория Бурлака, еще на Украине и приедут лишь за день до открытия. Им, как и всем остальным, оплачивают только по шесть венецианских дней. На всех художников только один координатор, он же монтажер. Вместе собираем подиум под объекты, подпиливаем тумбы, оказавшиеся слишком большими, прикручиваем видеопроекторы к потолку... Жанне Кадыровой помогают делать инсталляцию несколько друзей, приехавших как ассистенты, и художница Ксения Гнилицкая, занятая параллельно в другой выставке, но проявившая дружескую солидарность.
Кадырова: Тут нужно заметить, что кроме строительства инсталляций Денис занимался монтажом видео, а Тимофей — звуком к этому видео и всеми техническими коммуникациями.
Приехали мы на две недели; Министерство культуры оплачивало проживание и суточные на шесть дней. Оплата труда не предусматривалась ни для художников, ни для ассистентов. При этом шесть человек, приехавших из министерства, кроме суточных также находятся на зарплате сотрудников.
Доставка материалов в Венецию — очень сложный вопрос. Чтобы избежать проблем в этой сфере, я обратилась к итальянской галерее Continua, с которой работаю, и они заранее заказали для меня все необходимое. Доставка заняла пять дней. Деньги для покупки материалов в Италию отправить, согласно законодательству Украины, невозможно: нужно было заключать договор с человеком, который их получит и купит. Если учесть, что сумму мне выдали в пятницу, 17 мая, приехав в Венецию 20 мая и заказав там материалы, я бы получила их только 25 мая. Плюс десять дней на сборку объектов. Итого — на открытие, 29 мая, мы бы получили незаконченные работы и стопку мешков с цементом. Не говоря уже о том, что была предварительная договоренность, что комиссия биеннале будет смотреть наш павильон.
Оплата труда не предусматривалась ни для художников, ни для ассистентов.
27.05
Ридный: Впритык успеваем к открытию, за исключением того, что не хватает целой серии скульптур. Мою серию «Платформы» взяли с позволения московского фонда «Виктория» из их коллекции. И они едут каким-то отдельным транспортом из Москвы, а не из Киева, с чудовищной задержкой.
28.05
Ридный: За сутки до открытия приезжают скульптуры, но нас ждет неприятный сюрприз: выясняется, что они разбиты и поцарапаны. Тут сотрудники министерства заявляют: они знали, что работы были отправлены с незначительными повреждениями еще из Москвы. Я об этом слышу в первый раз. Но одна из работ, разбитая просто на осколки, повреждена явно по халатности транспортной компании. Вспоминаю, как мне предлагали оформить страховку работ на себя, чтобы якобы ускорить процесс транспортировки. Кто-то вообще предложил дичайший вариант, согласно которому я за свой счет должен был сгонять в Москву и привезти работы собственноручно. Я прислушался к совету Жанны и собственному здравому смыслу и, естественно, ничего на себя оформлять не стал. Видимо, интуиция не подводит. В итоге для показа пригоден только один объект из четырех, который и остается на выставке. Решаю в этот вечер сильно напиться, что и происходит.
Кадырова: Ушли из павильона в 10 вечера. Все успели, все работает. Так как плазму, которую я заказывала для проекта, мне привезли в последний момент (в среду, 15 мая, после обеда, а отдать на таможню ее нужно было уже в пятницу, 17 мая, утром), за это время мы успели рассчитать конструкцию и отрегулировать изображение, но протестировать звук не было возможности: колонки я увидела только в павильоне — оказалось, что они не совмещаются с плазмой. Но каким-то чудом нам все-таки удалось найти в Венеции конвертер, и все заработало!
29.05
Ридный: День открытия; выясняются неожиданные детали. Оказывается, что в палаццо Лоредан, где расположена наша выставка, этажом выше будет происходить некий украинско-итальянский бизнес-форум. Выясняется также, что у нас будет совместный фуршет.
Приходит много журналистов с телеканалов. Спрашивают про работы, но говорить про работы хочется меньше всего. Недовольство организацией перекрывает художественные месседжи.
Открытие выставки. После речи вице-премьера Украины неожиданно раздается государственный гимн. Неожиданно даже для комиссара проекта, так как он не успевает договорить свою речь. Все стоят в оцепенении. Параллельно замечаю, что вход на выставку перекрыт патриотической желто-синей лентой. Затем ленту торжественно разрезают и вручают художникам по отрезку. Этот отрезок я сохранил — артефакт, пригодный для будущих проектов. Тем временем на улице начинается концертная программа. Команда танцоров в национальных костюмах начинает выплясывать гопак, затем девушки в вышиванках поют песни. При этом заметно, что танцоры явно повышенной рентабельности, через раз не попадают в такт. Последней выступает пожилая женщина, которая поет Ave Maria. Ей не дает закончить резкое выключение аппаратуры — она явно расстроена и возмущена. Когда-то давно я снимал концерт в честь Дня училища в одном из харьковских ПТУ. Была даже идея выставить видео с пэтэушниками в вышиванках в Национальном павильоне на биеннале, но тут без моих иронии и участия все это случилось в виде официального живого перформанса (видео: 1, 2).
Кадырова: В 10 утра выселяемся из гостиницы — в день открытия! Очень символично. На церемонию я опоздала, выслушав после претензии от сотрудников министерства. Но тот факт, что за все время подготовки проекта между участниками и организаторами не составлен ни один договор, делает все претензии смешными.
31.05
Ридный: Выселяемся из гостиницы, так как шесть оплаченных бюджетных дней закончились, и пользуемся приглашением друзей переночевать на их съемной квартире.
01.06
Ридный: Еду на самоорганизованную выставку «Союз хижин» на далеком пляже острова Лидо. Идея выставки принадлежит группе «Худсовет». Везу ноутбук с видео, с которым должен принимать участие. В вапоретто встречаю знакомую, разговариваем о предстоящем событии. Она спрашивает: «Это наверняка выставка, которой нет ни в одном гиде?» Я говорю, что да и что вполне доволен таким форматом. Несмотря на отдаленную локацию, посетить хижину приезжают не только сами участники, но также кураторы, галеристы и художники из других стран. Воодушевленный Лидо, но в целом с горьким венецианским осадком, на следующий день уезжаю бродить по Неаполю.
Кадырова: После выставки на Лидо остались ночевать прямо на пляже. Была хорошая погода, да и не хотелось напрягать ночевкой никого из друзей с хостами.
«Нам не нужен международный скандал! Мы решим все по-тихому».
03.06
Кадырова: Вылет из Тревизо, авиакомпания Wizzair, задержка рейса на пять часов. За день до этого некоторым друзьям повезло еще больше: рейс Венеция — Киев был вообще отменен.
05.06
Ридный: На Украину летим из Рима. Обратный билет мне отказались оплачивать, так как «он позже 3 июня». Согласно государственной бюрократии, бюджет не может покрыть художнику возвращение домой, если оно датировано позже сроков официального открытия биеннале. А ведь из Киева мне еще как-то нужно будет добраться домой, в Харьков. Но внутренние поезда вообще никто не включает в статью расходов, хотя они существенно подорожали после формальных улучшений к Евро-2012. У «сидячих» экспрессов цены вполне европейские, в отличие от качества. Короче, на уровне чиновничьей логики, видимо, Украина — это только Киев.
06.06
Ридный: Звоню в Министерство культуры уточнить, когда отдадут деньги за расходы на венецианский вапоретто. Согласно предварительным договоренностям, эти расходы должны покрываться. Но мне отвечают, что этот вопрос еще тщательно пересмотрят, так как я дал очень критические интервью. Особенное возмущение вызывает то, что я рассказал о своих разбитых скульптурах. Аргументация следующая: «Нам не нужен международный скандал! Мы решим все по-тихому».
Кадырова: У меня приняли все чеки на перевод и рассмотрение в министерстве. После перезвонили и сказали, что уровень, нож и плоскогубцы я должна сдать в министерство на хранение, так как эти вещи многоразового использования. Чеки с радиорынка на б/у аппаратуру и пластик вообще не рассматриваются — на них нет печати.
Ридный: В итоге возникает вопрос: будет ли через два года сиквел этой истории с другими актерами? И нужен ли он вообще в таком качестве?
-
29 августаРежиссер судится с властями, обвинившими его в гей-пропаганде
-
28 августаМихаил Фихтенгольц уволен из Большого театра Продлена выставка прерафаэлитов в ГМИИ На могиле Малевича под Москвой построили элитный поселок Руководство Пермского театра оперы и балета поделилось планами В Русском музее выставлены 10 неизвестных картин Брюллова
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials