Профессия: хороший человек
ГЛЕБ СИТКОВСКИЙ об «Августе» Алексея Паперного на «Платформе»
«Я на 90 процентов состою из воды! То есть я хотела сказать, что на 90 процентов состою из тебя!» — кричит героиня «Августа» своему молодому человеку во время любовного объяснения. Про пьесу Алексея Паперного тоже поначалу хочется сказать, что она на 90 процентов состоит из воды: узкий перешеек сюжета утопает в бесконечных разговорах ни о чем. Но правда и то, что на 90 процентов «Август» состоит из автора. Причем есть основания полагать, что написана эта пьеса человеком хорошим и простодушным. Почему? Да потому, что «Август» на все 100 процентов (ну ладно, на 95 — кто считает?) населен хорошими и простодушными людьми, включая даже двух дачных воров Колю и Петю. То, что эти незамысловатые ребята стибрили у соседа ложки, чашки и телевизор, не мешает им щедро делиться ворованным с другими хорошими людьми и тихонько затягивать «Сулико» в теплой компании.
«Август» — это о любви и о том, что «сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен». Бок о бок, словно пара немолодых лошадей на проселочной дороге, медленно поспешают к финишу две сюжетные линии. Одна — про парня с девушкой (он ее любит, она его мучает), другая — про папу с маленьким сыном (он его любит и мучает эгоистической отцовской любовью). Порой усталые лошади останавливаются передохнуть, и тогда нам дают послушать то Шуберта, то фрагмент самодеятельной оперы, то какую-нибудь поучительную историю. Потом лошади вздохнут и двинутся дальше. Общее настроение — тоскливо, но не противно. Люди-то на сцене вполне милые.
Мне не довелось видеть предыдущий и, судя по откликам, куда более удачный спектакль Паперного «Река», но, экстраполируя, могу угадать, что привело тогда в такой ажиотаж многих моих знакомых. Все очень просто: здесь не фальшивят. Не врут ни единым звуком ни те, кто исполняет Шуберта, ни те, кто произносит слова. Будучи музыкантом по образованию, Паперный ни черта не смыслит ни в режиссерском мастерстве, ни в искусстве мизансцены, но задать точную ноту своим актерам он умеет. Если называть вещи своими именами, то перед нами чистой воды самодеятельность, но занимались ею чуткие к фальши люди. И самодеятельная актриса Варвара Турова смотрится на сцене ничуть не менее органично, чем матерый профессионалище из театра «Около» Андрей Кочетков в роли отца, муштрующего сына-пианиста.
«Август» — это о любви и о том, что «сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен».
Проблема «Августа», видимо, вот в чем: есть существенная разница между «не врать» и «говорить правду». Достигая существенных успехов в выполнении первой задачи, актеры Паперного отказываются даже замахиваться на вторую. Потому что кто ее знает, эту правду. Уж лучше мы Шуберта сыграем. И чем дальше, тем больше спектакль делается похож на литературно-музыкальный концерт, сделанный силами талантливых любителей. Сидишь в зале и думаешь, слушая актеров: ага, сейчас мы, кажется, прослушали сонату. А вот первая сцена дословно отразилась в последней — это, наверное, рондо. И, наконец, отдельный номер — поедание огурца серьезной девочкой Паулиной.
«Мы споем, конечно. Только я не знаю, зачем я это сочинил... просто захотелось», — говорит в пьесе повар Гия Зурабович, пишущий в свободное от кухни время оперы с грузинским колоритом. «Мы сыграем, конечно» — так мог бы сказать о своем спектакле и Алексей Паперный, стремящийся представить течение жизни как она есть. Драматические опусы такого рода принято именовать настроенческими — или, если угодно, атмосферными. Дескать, ничего нового о смысле жизни, дорогой товарищ, мы тебе сообщить не имеем, но не правда ли, до чего мы все тут чертовски хороши? Ну что ж, спорить не о чем: хороши. Спасибо за компанию.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials