Краеведческий музей
Юрий Любимов дебютировал в Большом театре с «Князем Игорем»
Когда на поклоны на Историческую сцену Большого театра вышел Юрий Петрович Любимов, весь зал — и партер, и ярусы — как по команде встал. Это было самым выразительным моментом премьеры. Надо просто это признать. Как и то, что именно ради этого момента она и затевалась.
Итак, спектакль, которого и ждали, и боялись, случился. Как и было обещано, длится он недолго — при посредничестве композиторов Павла Карманова и Владимира Мартынова (надеюсь, заранее готовых к упрекам общественности) от оперы осталось чуть более двух часов. О привычном порядке номеров надо забыть: первые половецкие танцовщицы появляются уже на 15-й минуте спектакля, а вовсе не после антракта, как бывало прежде. Картинка — цивилизованный минимализм с плакатным затмением, лаконичным деревянным конем и туристическими степными истуканами (сценограф — Зиновий Марголин, художник по свету — Дамир Исмагилов). Над дикцией певцов проведена нешуточная работа, все слова прекрасно слышны, фабула оперы понятна, но смысл — нет.
Уже задолго до премьеры музыкантское сообщество на все лады оплакало знаменитую арию Кончака, даже поползли слухи о готовящемся флешмобе по случаю ее исчезновения (подробности читайте ниже — в объяснительной записке музыкального критика Петра Поспелова). Ария, являющаяся в опере одним из трех главных хитов (наравне с хором «Улетай на крыльях ветра» и арией Игоря «О дайте, дайте мне свободу»), в числе прочего попала под нож бескомпромиссного режиссера — в силу своей драматургической несущественности. В результате сокращений и перелицовок из партитуры получился некий бездыханный обрубок, где не дышит музыкальное время, где нет воздуха, а есть только какая-то мифическая целесообразность, за которой вряд ли кто-то ходит в оперу. Музыка тут будто живет под окрики: «Стоять!», «Достаточно!», «Дальше не ходить!»
Любимов, несмотря на то что в его карьере было больше 30 оперных постановок (все — не в России), — все-таки режиссер драматического театра, к оказавшемуся в его руках тексту относящийся без придыхания. Даже если этот текст — партитура. Разрезать, переставить, выкинуть, сшить — это для него не варварство, а нормальная работа. Сорванная парижская «Пиковая дама» в редакции Шнитке — скандал из прошлого века с проклятиями Альгиса Жюрайтиса в советской «Правде» — это ведь тот же Любимов, что сейчас дебютировал в Большом театре. Кроме того, «Князь Игорь» — очень провоцирующий материал: Бородин, писавший оперу 18 лет и так ее и не дописавший, фактически оставил нам конструктор для сборки.
Только если 35 лет назад внедрение Любимова в партитуру было решительным художественным жестом, наэлектризовывающим ситуацию, то сейчас это просто привычка, которую публика толком и не считывает. Никакого вызова тут уже нет. Динамизма от этого не прибавляется. Политического пафоса легендарной Таганки тоже не найти. Все актуальные вопросы, на которые провоцирует «Игорь», в новой постановке не только не имеют ответа, но даже не заявлены. «Ария с хлыстом», «Ария с конем», «Ария с мечом» — вот и все, что остается в памяти от режиссерской работы.
При этом музыкальная органика утеряна. И оркестр, и певцы — будто игроки не на своем поле. Хор не узнать — какой-то испуганный. Оркестр под управлением Василия Синайского — сонный, пропускает все козыри. Солисты — робко-аккуратные (премьерный состав: Эльчин Азизов — Игорь, Елена Поповская — Ярославна, Роман Шулаков — Владимир Игоревич, Светлана Шилова — Кончаковна, Валерий Гильманов — Кончак). Только Владимир Маторин в роли князя Галицкого пытается оживить ситуацию, но в результате выглядит каким-то чужеродным объектом.
Получившийся спектакль больше похож на краеведческий музей с анимацией, чем на живой театр. Вот настоящие гусли для Скулы и Ерошки, вот настоящие тары для половцев, вот меч Высоцкого из таганковского «Гамлета» для Игоря, а вот танцы в хореографии Касьяна Голейзовского, роскошный памятник 30-х годов прошлого века. И еще — похож на книгу воспоминаний о могучей режиссерской воле, которой нынешний Большой театр не нашелся что ответить или возразить.
Петр ПОСПЕЛОВ
Я обнародовал в ФБ идею моей сестры Кати — спеть хором на премьере «Князя Игоря» арию Кончака, которую выкинул Юрий Петрович Любимов. И предложил возможный план действий. Князь Игорь поет Овлуру: «Оставь меня. Спасибо за услугу, бежать я не могу». Далее следуют шесть тактов заключения у оркестра, последний из них — пустой аккорд на ля с ферматой. Чуть только Василий Серафимович Синайский снимает, мы, не дожидаясь следующего вступления, громко поем: «Здоров ли, князь?»
Кто-то в ФБ сразу смекнул, но кто-то и поверил, начались споры. Я (несколько позже, не все это прочли) предупредил, что сам петь не стану. Я критик — летописец и в этом качестве получаю от Большого театра бесплатный билет. Но обычный зритель, купивший билет за деньги и не услышавший любимой арии, имел бы полное право на подобный демарш.
Оказалось, что за пределы ФБ флешмоб все же вышел, чего не планировалось. Перед началом ко мне в ложу зашел Мисковец, замдиректора Большого театра, и попросил не петь. Он очень милый человек, мы с ним давно знакомы. Я говорю: «Олег Тарасович, неужели вы подумали, что я всерьез?» Он отвечает: «Конечно, не подумал, просто это повод нам увидеться и посмеяться». И показывает в Царскую ложу: «А вон, видите, Любимов сидит, он от вас загорожен, это мы его специально посадили так, чтобы вы в него из рогатки не смогли попасть».
Естественно, никто и не думал встречаться, уславливаться, репетировать. Я просто хотел, чтобы в том месте, которое мы наметили в качестве ориентира, в зале возникло небольшое напряжение. Вдруг кто-нибудь все же запоет? Но оказалось, что само это место — где нам вступать — тоже оказалось сокращено! Так что Юрий Петрович не оставил нам даже пятачка, откуда мы могли бы пискнуть.
Я сочувствую Большому театру и понимаю, что он первый (или второй — после Бородина), по кому прошелся булат великого режиссера. Поэтому задача флешмоба была не нахулиганить, а привлечь интерес к опере, к проблеме текста, оригинала, редакций, сокращений, традиций, вольностей, академизма и новаций. И чтобы люди посмотрели сами на себя. Пусть бы они вообразили, что сидят в Большом театре и поют с мест арию Кончака. В жизни результат был бы, думаю, жалким. Может быть, итальянцы и могут сами спеть в театре, да и то разве что хор из «Набукко». Но, по крайней мере, итальянцы злые, они артистам, дирижеру, режиссеру не спускают. У нас же публика такая добрая, что может посередине номера аплодировать начать, в генеральной паузе, после доминанты. Так что более широкая цель флешмоба — чтобы люди узнали, что вообще есть такая ария Кончака (у меня в ФБ ее можно послушать в великолепном исполнении похабника Христова), что вообще есть опера «Князь Игорь», что вообще есть Большой театр и в нем проходят премьеры, о которых даже можно поспорить.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials