Развод и ритуально-прикладные СМИ
АНДРЕЙ МИРОШНИЧЕНКО о главном жанре нашей журналистики. Не только официальной
Вице-президент одной крупной компании однажды рассказывал, как они используют отраслевой журнал. Они посылают журналиста к важному чиновнику как бы для интервью. Но на самом деле журналист приобщает чиновника к некой теме, которая интересует компанию. Тем самым удается ввести нужную тему в оборот. Кроме того, чиновник оказывается публично зафиксирован нужным контекстом и потом уже как-то этому контексту следует. Иным способом заполучить этого чиновника или хотя бы пробиться к нему компания не смогла бы. Журналист выполняет функцию троянского коня, он служит другой цели.
Так и вся титульная журналистика давно уже занимается чем-то еще. Не информированием. Критики обвиняют официальные СМИ в пропаганде, но это, скорее, отмывание происходящего в особо крупных размерах.
В ночь на пятницу, с постановочным сообщением о разводе президентской четы, жанр достиг новых высот. Мало кто помнит, но в предыдущие эпохи, если власть имела важное отмывочное сообщение, дело обставляли торжественно и поручали именитому журналисту: так, Коржаков свое первое общенародное интервью в 1995 году давал целому Познеру. Сейчас с донесением важного послания справляется малоизвестная журналистка. Когда технологии рулят, исполнители уже не так важны.
Любопытно, что сама формулировка, переводящая тему от балета к разводу, получилась почти немыслимой. Ну кто бы доселе осмелился спросить президентскую чету: «Вы так редко появляетесь вместе. Слухи ходят, что вы не живете вместе. Так это или не так?» Вероятно, это самый смелый вопрос, заданный главе государства в России за последние 1000 лет. Будь этот вопрос задан в других условиях, то есть именно как журналистский вопрос, был бы грандиозный скандал, а журналистка затмила бы славой музыканта Юру и Татьяну Малкину (спросившую когда-то Янаева о ГКЧП) вместе взятых.
Критики обвиняют официальные СМИ в пропаганде, но это, скорее, отмывание происходящего в особо крупных размерах.
Это какой-то особый сорт работы, ритуально-прикладная журналистика. Решается другая задача: не проинформировать общество, а санкционировать тему. Поэтому собственно формулировка, переводящая разговор с балета на развод, нечаянно вышла неслыханной. Причем этой дерзости никто и не заметил, хотя в нашей публичной культуре тексту вроде бы уделяют особое внимание. Строго говоря, содержанием сообщения был сам факт наличия этого сообщения в официальном источнике: все, тема открыта. Остальное — бантики, служащие не сообщению, а красоте ритуальной процедуры. Смысл передавался не словами, а постановкой в целом как комплексным произведением перформансного искусства. Работали другие средства выражения и выразительности: балет, случайный подход с переводом темы, парное интервью, дружеская согласность разводящихся, ключевые заявления о публичности, детях, вахте и т.п.
Лишь в одном случае формулировка оказалась важна. Нужно было, чтобы из уст президентской четы формально прозвучало слово «развод». А они его все не говорят и не говорят. И тогда журналистка уточняет сама упавшим голосом: «Вы меня простите за мою журналистскую наглость, это слово не прозвучало, я боюсь его произнести: это... развод?» Интересно, подсказали ли ей в «ухо» или она сама догадалась дожать (прямо вот как будто по-журналистски, но опять с другой целью). В любом случае с задачей справилась.
Балет, кстати, тоже использован не случайно. Именно его особая роль в истории российских политических анонсов свидетельствует, что перед нами — очередной шедевр политического акционизма.
И хотя интернет бурлит прибаутками (неизбежно и весело), но технологически, если учитывать все обстоятельства, обналичивание статуса президента произведено в единственно правильном формате, единственно возможным способом — с учетом местных условий и всего того, что наросло вокруг темы за годы. Что было и как выглядело бы, если бы Путин сообщил сам и в каком-то другом контексте? О чем начали бы судачить? Можно всем пиарщикам даже дать тест: а придумайте-ка другое решение для такой задачи со всеми ее исходными. Очень хороший был бы тест.
Возвращаясь к журналистике. Справедливости ради надо отметить, что не только официальная журналистика, но и независимая (какая есть) тоже занимается чем-то другим. Доблесть даже независимых СМИ заключается не в том, чтобы сообщить неизвестное (все всё и так знают), а в том, чтобы осмелиться сообщить известное.
Собственно, именно смелость публикации (а вовсе не работа с информацией) всегда составляла главную потребительскую стоимость отечественной журналистики еще со времен Александра Сергеевича, которого угораздило родиться в день объявления о разводе. Журналистика не сообщает, а обналичивает известное, но не санкционированное. И разница между обналичиванием официальным и неофициальным заключается лишь в том, есть ли санкция, то есть лицензия на обналичку конкретной фактуры. Между прочим: обналичивание известного, но не санкционированного является исключительной привилегией наших СМИ. Интернет такой возможностью не располагает.
Но за ритуалами тоже стоят события. В ночь на пятницу Россия оказалась светским государством. Основным мотивом пропагандистского сопровождения теперь будет рефрен: «ну а что, все как в цивилизованных странах». Нормой цивилизованности неожиданно будет признан свободный выбор частного человека, хотя бы и такого, специального. При всех смешочках эти объяснения, как и этот развод, станут на некоторое время если не цивилизующим, то сдерживающим фактором. Это опять история о том, что правительство в России — самый большой европеец. В силу личных обстоятельств Путин оказался большим европейцем, чем коллективная Мизулина. И теперь ритуально-прикладные СМИ перестроятся и будут обналичивать этот факт.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials