Джон Сэвидж: «Надеюсь, что кто-нибудь из русских напишет книгу о молодежной культуре в СССР»

Панк-журналист и мировой эксперт по культуре тинейджеров объясняет, почему он выкинул из своей книги главу про Россию, и рассказывает о культах The Beatles, Дэвида Боуи и Joy Division
Сегодня в Москве начинается фестиваль документального кино о музыке Beat 2013. Его откроет фильм «Teenage», снятый Мэттом Вулфом по книге лондонца Джона Сэвиджа, автора книги «England's Dreaming» о Sex Pistols и сценария документальной ленты Гранта Джи о Joy Division. В этой книге известный музыкальный журналист подробно изучил предпосылки возникновения феномена тинейджерства на временном отрезке в 80 лет до того, как это слово появилось на свет в Штатах и стало обозначать подростков от 14 до 18. Если внимательно читать книгу Сэвиджа, можно найти ответы на вопросы, почему культура тинейджеров покорила мир, став поп-культурой, и что общего у Оскара Уайльда и Сида Вишеса.
— Когда я читал «Teenage», у меня появилась теория, что вы так глубоко погрузились в юношескую культуру, потому что хотели найти в ней корни панка.
— Отчасти да. Когда я начал ходить на панк-концерты в конце 1976-го, мои ровесники приходили на эти концерты в одежде, доставшейся им от предыдущих поколений, — в кожанках тедди-боев, костюмах зут и с аксессуарами модов. Они их комбинировали по-новому, украшали булавками, значками и нашивками со слоганами. Это был живой коллаж из тинейджерских культур прошлого. В магазине Малкольма Макларена и Вивьен Вествуд, расположенном на Кингс-Роуд, 430, открывали заново молодежные субкультуры прошлого. В первой инкарнации магазина, под вывеской Let It Rock, продавались куртки тедди-боев 1950-х и кожаные мотоциклетные куртки, те же костюмы зут 40-х. Юношеское впечатление от этого коллажа вдохновило меня на книгу о поп-истории Великобритании.
В 1980 году, когда я работал на Granada TV (крупная британская телекомпания), я начал съемку телепрограмм об истории тинейджерства по мотивам книги Дика Хебдиджа «Субкультуры». Мы сделали пару сюжетов, но их не дали в эфир. Однако тему я не бросил — и более того, с каждым годом работы над ней погружался все глубже и глубже в прошлое, находя новые свидетельства. «Teenage» начинается с конца 1870 года — можете себе представить, какой это был долгий проект.
Если у вас нет картинки, то нет и фильма.
— Да уж — вы собираете информацию с 1980-го. Я родился в этом году. Мы с «Teenage» — ровесники.
— Ха-ха. Как и режиссер этого фильма Мэтт Вулф. Он тоже 1980 года.
— Кажется, вы в каком-то интервью говорили, что написали только первый том, а значит, будет и второй.
— Нет-нет, я такого не говорил. Я только писал «Teenage» семь лет. Думаю, что просто не могу себе позволить повторить этот опыт. Книга кончается на 1945-м — это год, в котором слово «тинейджер» появляется на свет. После 1945-го объем информации и материала о юношеских культурах растет экспоненциально. У меня сил не хватит, чтобы это обработать. Я бы предпочел, чтобы кто-нибудь другой за это взялся (смеется).
— Неожиданнее всего для меня, как для русского читателя, было обнаружить, что ваша книга начинается с дневника русской девушки — Марии Башкирцевой и у нашей страны есть своя точка входа в тинейджерскую культуру. Потому что в Советском Союзе существовали только официальные молодежные организации — пионеры, комсомольцы, а уж уличные субкультуры вроде панков громко заявили о себе только в середине 1980-х. Вы, наверное, все это знаете.
— Я знаю мало. Хотя я начал писать главу о России 20-х и 30-х для «Teenage». Я заинтересовался комсомолом как попыткой государства организовать молодежное движение, так же как я уделил в своей книге место гитлерюгенду. Меня очень заинтересовала фигура вашего поэта Есенина и... странствующие дети 1920—1930-х… Ох, я никогда не смогу это выговорить.
— Беспризорники?
— Да. Словом, я уже начал писать главу, но остановился. По двум причинам. Первая и самая главная проблема, которая у меня была во время работы над книгой, — слишком много материала. А вторая — я не говорю и не читаю по-русски. Пришлось пожертвовать интересной темой. Но я надеюсь, что кто-нибудь из русских напишет книгу о молодежной культуре в СССР — как официальной, так и неофициальной, и противоречиях между ними. Отличная получится книга.
— В фильме все истории, затронутые вами в книге, не могли уместиться. Вам не жалко каких-то из них?
— Нет, не жалко. Я очень доволен фильмом и работой, которую проделал Мэтт Вулф. Я несколько раз участвовал в создании документальных фильмов — как режиссер и как соавтор. Я знаю, как это делается. Фильм — это совершенно иное медиа по сравнению с книгой. Он очень зависит от видеоматериала, которым вы располагаете. Если у вас нет картинки, то нет и фильма. Поэтому сценарий фильма основывался на хронике, которую нам удалось добыть. По этой причине в фильме первые двадцать лет прошлого века пролетают стремительно — у нас было мало архивного материала. По сути, кино начинается с 1920-х годов прошлого века — не там, где книга. Но я подчеркиваю, что этот фильм только основан на моей книге. Это самостоятельное произведение.
Главное в истории Beatles — это то, что их никто не ожидал.
— Хотелось с вами обсудить молодежные культы после 1945 года как с главным в мире экспертом по тинейджерам, известным музыкальным журналистом и, в конце концов, их очевидцем. Начнем с The Beatles. Вы были битломаном?
— Я никогда не был на концерте Beatles. Но я подсел на группу весной 1963-го, начиная с «From Me to You» — это был их третий по счету сингл. Мне было девять лет. В Британии 63-го поп-музыка стала появляться на телевидении — были две хорошие передачи: Ready Steady Go и Top of the Pops. Каждую неделю я смотрел эти передачи и был очень увлечен поп-музыкой. В моей школе было не так уж много сверстников, которые разделяли мое увлечение. Нас было буквально двое на всю школу, остальным было все равно. Я слушал Beatles, соул, пластинки Tamla-Motown и пиратские радиостанции, на которых в то время что только не крутили. Шестидесятые случились на моих глазах — это было нечто экстраординарное. На концерты я начал ходить с 1969-го, когда мне исполнилось 15: одна из первых групп, которые я увидел живьем, была The Who — незабываемый опыт.

Кадр из фильма «Teenage»
Мое профессиональное вовлечение в юношескую и музыкальную культуру началось с 1977 года. Я был на концертах всех панк-групп того времени. Без исключения. По нескольку раз. Ну и писал о них. Последняя рок-группа, которая меня эмоционально тронула, была Nirvana. Я интервьюировал Курта Кобейна в 1993-м. Это было после выхода «In Utero». Массовая истерия вокруг них была такая же, как вокруг Sex Pistols в Британии. В центре этого безумия был тихий, очень саркастичный, смешной и интеллигентный человек — таким мне показался Курт, мы записали чудесное интервью. Потом выяснилось, что у него были свои демоны, о которых я даже не догадывался. Я потерял интерес к рок-музыке, потому что мне исполнилось 40, а в этом возрасте люди уже не нуждаются в идентификации со своим поколением. Мне не нравился брит-поп — для меня брит-поп-группы звучали как плохие The Kinks, за исключением Pulp. После этого меня больше увлекала электронная музыка.
Да, так о чем мы говорим?
— Вы снимали документальный фильм про менеджера The Beatles Брайана Эпстайна. Как вам кажется, на сколько процентов битломания была спровоцирована им (как продюсером) и лейблом EMI, который вкладывался в рекламную кампанию группы?
— Это была абсолютно неподдельная любовь. Такое нельзя спродюсировать. Мне кажется, что главное в истории Beatles — это то, что их никто не ожидал. Это была настоящая молодежная революция — неожиданная, непредсказанная, стихийная.
Кертис мастерством не владел, у него все шло от природы.
— Вероятно, это и есть то, что отличает тинейджерские культы прошлого от культов наших дней. Для меня, например, Бибер отличается от Beatles тем, что он спродюсирован на сто процентов и с расчетом на коммерческий успех.
— Да, так и есть. Но поп-музыка всегда рассчитывала на коммерческий успех. В этом нет ничего нового и страшного. Я полагаю, что главная проблема, впрочем, не катастрофическая — это то, что сейчас гораздо труднее оказать воздействие на людей. Потому что интернет, конечно, помогает в распространении информации, с одной стороны, и способен на чудеса социальной организации, а с другой — размывает аудиторию. Во времена Beatles и даже панка было значительно проще сконцентрировать людей на чем-либо. Всего было мало — музыки, моды, информации о них. Панк был вообще продуктом тотального голода юношества по новому. А сейчас — всего в избытке.
Другой важный момент: юношеская культура должна оставаться юношеской культурой. Сейчас юношеские культы мгновенно становятся жертвами своего успеха, и их присваивают себе как дети, так и взрослые.

Кадр из фильма «Teenage»
— Российские тинейджерские культы не всегда совпадают с британскими. Например, The Beatles у нас любили и любят до сих пор, а вот Дэвида Боуи у нас пропустили. А в Британии сейчас по нему снова сходят с ума — в связи с новым альбомом и выставкой в Музее Виктории и Альберта.
— Да, но это нельзя сравнить с тем, какой культ Боуи был в семидесятые. Каждый сингл из 10 альбомов Боуи подряд попадал в топ-3 британского чарта. Представьте себе, какой большой поп-звездой он был! В Великобритании 1970-х он был как Beatles в 60-х.
Он был очень влиятелен и остается влиятельным. Я принимал участие в создании выставки в Музее Виктории и Альберта — это очень хорошая выставка, которая наглядно показывает, как Боуи постоянно менял себя и оставался всегда интересен публике. Я очень люблю многие пластинки Боуи — особенно берлинскую трилогию, «Low» и «Heroes». Я с ним встречался несколько раз — интервью у нас не было, мы просто говорили о музыке.
Музыка позволила мне стать тем, кем я являюсь. Иначе бы мне пришлось пойти по родительским стопам — в юристы.
— Еще один тинейджерский культ, который не был известен у нас во время своего появления в Англии, но неожиданно набрал популярность спустя несколько десятилетий, — это Joy Division. Двадцатилетние москвичи даже делают татуировки с названием этой группы.
— Вау, это здорово! Магия Joy Division, на мой взгляд, состоит в том, что в их музыке в равных и органичных пропорциях были смешаны мрак и свет. Они были депрессивны по текстам песен, по месседжу, по восприятию жизни, и в то же время их концерты были невероятно энергетически насыщены. Их музыка — громкая до боли, мощная и вдохновляющая — окрыляла. Что создавало интересный контрапункт с текстами и манерой поведения Йена Кертиса на сцене. Кертис был очень необычный фронтмен. Он был полностью погружен в свою музыку и отдавался шоу без остатка. Взять, например, Игги Попа или Дэвида Боуи — как бы они ни выкладывались на сцене, у них всегда остается какой-то запас сил внутри, потому что они владеют сценическим мастерством. Кертис мастерством не владел, у него все шло от природы, на каждом шоу он отдавал всю энергию без остатка. В этом и была проблема. Рок-звезде надо овладевать мастерством, иначе сожжешь себя изнутри, как и произошло с Кертисом. Опустошенность была одной из причин его самоубийства — плюс проблемы в семье, болезнь и депрессия.
Сейчас Joy Division — это идеальный рок-миф, очень хорошая история, страшно грустная, помещающаяся в короткий временной отрезок — с 1977-го по 1980-й, что важно для хорошей истории. Ну и, конечно, хорошие песни.

Кадр из фильма «Teenage»
— Однако если послушать, например, вашу компиляцию «Fame: Jon Savage's Secret History of Post-Punk», то очевидно, что в Британии конца 70-х было много групп с хорошими песнями. Вторая волна мировой известности накрыла только Joy Division, то есть на первом месте все же очень грустная хорошая история трагической смерти.
— Музыка очень важна. Я не очень часто слушаю сейчас Joy Division, но когда слушаю, поражаюсь, что от песен до сих пор по телу бегут мурашки. Музыка у них выдающаяся. На голову выше остальных. Я не знаю британской группы тех лет, которая писала бы музыку мощнее и грустнее. При том что я люблю многие другие постпанк-группы. Например, Wire, которые недавно записали очень сильный альбом «Changes Become Us» — кстати, я его горячо рекомендую. Joy Division были дверью в неведомое, что привлекало очень многих молодых людей. Привлекало и меня — я много раз бывал на лайвах Joy Division. Для меня они остаются одной из лучших концертных групп всех времен.
— Мне очень нравятся ваши компиляции и то, что вы радикально меняете жанры — кантри-рок, электро и постпанк. Что заинтересует вас дальше?
— Знаете, сейчас в компиляциях есть смысл, только если они выпускаются лимитированным тиражом — 500 экземпляров, бум-бум. Мы с лейблом Caroline True, который выпустил таким образом Fame, обсуждали продолжение этого сборника. Хотим делать сборник, посвященный ранней электронике 1970-х. Я люблю саунд аналоговых синтезаторов того времени. Наверное, я не буду включать туда диско из того же периода, хотя оно мне тоже очень нравится. Я очень люблю делать сборники и вообще музыку. Музыка позволила мне стать тем, кем я являюсь. Иначе бы мне пришлось пойти по родительским стопам — в юристы (смеется).
— Так о чем будет ваша следующая книга?
— Я начал писать серию эссе о поп-культуре в США и Британии в 1966 году. 12 глав на 12 месяцев. Только что закончил эссе о Вьетнамской войне и ее влиянии на поп-культуру. Каждая глава привязана к определенной песне из этого времени. Ну, в вольном формате. Мне очень нравится 1966-й — это год, в котором бы я хотел снова оказаться. Работая над «Teenage», я провел много времени над материалами о Первой и Второй мировых войнах. Даже писать об этом было невероятно эмоционально тяжело — я полагаю, что Первая мировая уничтожила Британию, которая до сих пор не может восстановиться от нанесенного ей ущерба. Поэтому я специально выбрал темой следующей книги фантастический 1966-й, год, который много для меня значит. Решил отдохнуть душой.
Фильм по книге Джона Сэвиджа «Teenage>» покажут на фестивале Beat 2013
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials