Звуковые аллигаторы
ДЕНИС БОЯРИНОВ о том, как он предсказал большое будущее лондонской группе Hot Chip и почему он удивлен, что предсказание сбылось
К группе Hot Chip у меня особое отношение. Мне приятно думать, что я — первый русский журналист, который о них написал. В 2004–м, когда я работал в журнале «ОМ», мы готовили специальный лондонский номер. Во время командировки в Лондон для его подготовки познакомился с двумя энтузиастами, которые запустили свой инди–лейбл Moshi Moshi Records — Стивеном Бассом и Майклом Маклатчи. Музыка Moshi Moshi мне очень понравилась, особенно дебютный альбом Hot Chip «Coming On Strong», который тогда только вышел под шестым номером среди релизов молодого лейбла. В статье о Moshi Moshi Records, напечатанной в «ОМе», я восславил тандем Басса и Маклатчи и предрек большое будущее всем трем артистам, который на тот момент выпускались на лейбле. Мой прогноз сбылся на 66,666%, потому что этими артистами были Hot Chip, резвые гитарные мальчики Bloc Party и канувший в неизвестность бард Мэтт Хардинг.
Если с успехом рок–группы Bloc Party все было ясно еще тогда — весной 2004–го, по полутора тысячам человек, которые штурмовали их клубный концерт в Лондоне, по харизме, драйву и шевелюре вокалиста Келе Окереке, то пятерым ботанам из Hot Chip я приписал его автоматически. Просто из глубокой симпатии. Мне до сих пор не очень верится, что школьная группа Алексиса Тейлора (худенький, в очках) и Джо Годдарда (крупный, с бородой) выросла до такого размера — до хитов в британском чарте, до номинаций на Mercury Prize и «Грэмми» (кстати, проиграли Daft Punk), до песни в мультсериале «Симпсоны», до характеристики «одна из величайших британских поп–групп» от газеты Guardian, до поклонников и концертов в России, до появления в плейлистах Даши Жуковой. Потому что Hot Chip — это слишком английская вещь для мирового распространения. Потому что в их песнях слишком много самоиронии. Потому что слишком эксцентрично–комичны для поп–группы.
Hot Chip «Over and Over»
«Coming On Strong» был набит шутками над собой, как лондонский рынок Спиталфилдс — всякой всячиной. Начиная с карикатурной обложки альбома, где был изображен синтезатор с клавиатурой на одну октаву, и заканчивая почти каждой строчкой из каждой песни: «Шпарю по Патни на Пежо с открытым верхом, 20–дюймовые хромовые диски, орет Yo La Tengo», «Я как Стиви Уандер, только зрячий» и т.д. Слишком внутренние остроты, направленные в самое сердце белых представителей английского среднего класса — не очень одаренных и привлекательных интровертов, которые с детства мечтали быть как Принс, но стеснялись в этом признаться одноклассницам.
«Coming On Strong» был остроумнейшим вздохом по судьбе, которую не изменишь — раз уж «никакой родился, то нигде и не пригодился». «Пока, задроты. Мы — крутые мазафакеры, и ни разу не слажали, а вы чистите картошку, пока мы, звуковые аллигаторы, наштампуем бестселлеров, вот только крэк докурим» — грезил лирический герой нежным голосом Тейлора в приступе самоуничижительной бравады на «Coming On Strong». И это было очень смешно и в записи, и на концерте, где–то в 2004–м, когда пятеро участников группы в застиранных майках, выстраиваясь за стойками с синтезаторами в шеренгу, изображали пародию на Kraftwerk, и в реальной жизни — самое уморительное, что их автопредсказание сбылось. На последующих альбомах («The Warning», «One Life Stand», «In Our Heads») Hot Chip, отбросив комплексы и умерив рефлексию, вышли на танцпол, пустились в раскованный пляс и, как в сказках, гадкие утята вдруг обернулись лебедями под восторженные крики поклонниц. Группа, кстати, представила свое видение произошедшей с ними метаморфозы и последовавшей за этим истории успеха в чисто английском клипе, который снял комик Питер Серафинович:
Hot Chip «I Feel Better»
«Одна из величайших британских поп–групп», которым Guardian проштамповало Hot Chip – это журналистская гипербола, требующая уточнения. Hot Chip — это не тот поп, что у Take That или Эмели Санде, а тот, что у The Beatles, за которыми Hot Chip на разный лад повторяют немодную мантру «All You Need Is Love»; как у Дэвида Боуи, который для них является примером эксцентрики; как у Моррисси, образца язвительного остроумия; как у Pet Shop Boys, умудряющихся уже четвертое десятилетие качать танцполы. При этом, несмотря на стопроцентно лондонский провенанс, у музыки Hot Chip больше корней в звезднополосатой Америке — соул, чикагское техно, эйсид–хаус, Стиви Уандер, Chic, Принс и R.Kelly, вот их вечные ориентиры и кумиры. Недаром в скромных бритишах раньше всех признали своих продвинутые меломаны из Нью–Йорка — Джеймс Мерфи, его лейбл DFA Records и группа LCD Soundsystem, которая одно время делила с Hot Chip мультиинструменталиста Эла Дойла.
Уникальный случай Hot Chip состоит в том, что этим ботанам–меломанам, собирающим винил с 16 лет, как–то удалось затесаться в поп–лигу и остаться там слегка чудаковатыми самими собой. Такое сплошь и рядом случалось в 1980–е, но вот из нулевых сравнить с Hot Chip особенно и некого. При этом участники группы не предали своих интересов ради карьеры: Алексис Тейлор записывает авант–соул с барабанщиком экспериментаторов This Heat; Джо Годдард делает ремиксы и диджеит в рамках хаус–дуэта The 2 Bears; импозантные клавишник Феликс Мартин и гитарист Оуэн Кларк собрали свою группу; Эл Дойл постигает инструмент за инструментом — разобравшись с флюгельгорном и стальными барабанами, он переключился на маримбу. А вечерами они, вероятно, шпарят по Килберну, где у них студия, рядом со студией Брайана Ино — на Пежо с открытым верхом, 20–дюймовые хромовые диски, орет Yo La Tengo.
Крутые мазафакеры, что и говорить.
Hot Chip выступят 1 июня на Ahmad Tea Music Festival.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials