«Мы, фотографы, должны быть свидетелями»
COLTA.RU попросила известных фотографов поделиться опытом работы на уличных акциях и митингах
Мы задали фотографам следующие вопросы:
1. Применяете ли вы какие-то приемы, чтобы на снимках нельзя было узнать участников акции?
2. Есть ли у вас правила поведения при съемке уличных акций?
3. Случалось ли, что представители власти просили у вас снимки или материалы? Что в таких случаях делать?
Дмитрий АЛЕШКОВСКИЙ
Александр ЗЕМЛЯНИЧЕНКО
Игорь МУХИН
Денис СИНЯКОВ
Игорь СТОМАХИН
Дмитрий АЛЕШКОВСКИЙ
K вопросам
1. Насколько я знаю, журналисты, которые работают на уличных акциях, не предпринимают никаких специальных усилий, чтобы скрыть на снимках чьи-либо лица.
2. Я в жизни снимал очень много уличных акций и митингов. Но мне как-то не приходило в голову, что это такое особенное событие, где фотограф должен как-то по-особенному себя вести. Ну, понятно, не мешать работать коллегам, стараться не закрывать никому камеру, не лезть в кадр. А так — на митинги в норме ходят совершенно обычные люди. Это нормальная часть публичной городской жизни, ничего в этом нет экстраординарного.
Другое дело, когда это во что-то другое превращается. Как было на Манежной в декабре 2010 года или на Болотной в мае 2012-го. Вот 11 декабря на Манежной был мой коллега по ТАССу Максим Шеметов, который теперь работает штатным корреспондентом в Reuters. Он увидел, что в этой фашиствующей толпе избивают двух армянских ребят. И, будучи, прямо скажем, не гигантских размеров человеком, не качком — при этом с фотоаппаратом дорогущим, который могли разбить, с ноутбуком, весь обвешанный объективами, — он бросился тех ублюдков, которые ногами били двух несчастных парней, от них оттаскивать. Многие фотографы прятались где-то за ОМОНом — потому что там летели бутылки, камни, железки какие-то, а Макс был прямо в центре событий, ему там какой-то железкой досталось-таки.
Но это уже как на войне. Ты, в общем, сам решаешь, что делать в таких ситуациях. Снимать с длинного фокуса с более-менее безопасного расстояния или быть на передовой. Тут ты рискуешь, но зато видишь, что и как, и можешь сделать настоящие кадры. Классический пример — Роберт Капа, который снимал высадку американских военных в Нормандии. Он высаживался вместе с солдатами и смог сделать самые, наверное, знаменитые военные снимки в мировой истории. Он был фотографом, но рисковал как солдат. Это же его знаменитое выражение: «If your pictures aren't good enough, you're not close enough» («Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко». — Ред.). Это была его позиция, его выбор, он в итоге и погиб как солдат — наступил на мину, уже на другой войне. Это к вопросу о правилах. Нет никаких правил, каждый выбирает сам.
3. Снимки с Болотной власти у фотографов, работавших там, просили, это я слышал от многих моих коллег. Свои я никому не отдал. Я тогда работал в государственном информационном агентстве ИТАР—ТАСС. Так вот, там этот вопрос всегда решался просто: хочешь отдать полиции фотографии — неси их сам. Это твое личное решение. Агентство за тебя этого решения не принимает. Хочешь — отдавай от своего имени.
Это часть этики фотожурналиста — ежели к вам придут из полиции, то вы не отдадите фотографий. У меня есть любимый пример на эту тему, в фильме «The Bang-Bang Club» про знаменитых фотографов, которые работали в Южной Африке во время гражданской войны. Там в газету приходит местная полиция и требует выдать снимок, который сделал Грег Маринович — он за этот снимок Пулитцеровскую премию получил в итоге: на этом снимке убивают при помощи мачете горящего человека. Полиция говорит: «Отдайте нам фотографию, мы должны расследовать это преступление». Но редакция не отдает. И не выдает фотографа.
Это элементарная логика и самозащита. Надо понимать, что фотограф, журналист — он не стоит на чьей-то стороне. И если фотографа выдать — он скорее всего встанет на одну из сторон. Мы, когда снимаем митинги, не «плохую полицию» и «хороших митингующих» снимаем или наоборот. Мы, фотографы, должны быть свидетелями. Насколько возможно, объективными. Как только ты принимаешь одну из сторон — ты не только становишься мишенью для другой стороны, но и перестаешь быть объективным.
Александр ЗЕМЛЯНИЧЕНКО, лауреат Пулитцеровской премии (Associated Press)
K вопросам
1. У нас такой практики нет. И ни от кого из коллег — по крайней мере, в агентствах, которые официально аккредитованы в России (Associated Press, France Press, Reuters, European Pressphoto Agency. — Ред.), — я о таком не слышал. Зачем? Если произвели какие-то манипуляции с лицами в фотошопе, кто в такой снимок поверит? Как же тогда верить, что остальная часть фотографии — настоящая?
2. А чем они особенно отличаются от повседневной жизни? На наше счастье, у нас сейчас немного акций, которые превращаются во что-то экстремальное, они довольно локальные и проходят обычно без камней или стрельбы резиновыми пулями. Если вспомнить противостояние вокруг парламента в 93-м году — московские фотографы моего поколения это помнят — вот там было очень неприятно, была реальная стрельба, и были жертвы. Не говоря уже об уличных акциях, которые мне приходилось снимать за границей — в том же Тбилиси и в Западной Грузии во время гражданской войны 2001—2002-го. Или на Ближнем Востоке, где постоянный арабо-израильский конфликт и тоже случаются какие-то уличные столкновения.
Правила тут простые — стараешься контролировать ситуацию вокруг себя, время от времени оглядываешься на все 360 градусов. Важно не оказаться в гуще дерущихся — но быть в центре событий, чтобы не пропустить важное и максимально отработать, но в то же время не подставлять себя. Ну как вы снимете атаку, если вы встаете в полный рост? Скорее всего — вас снимут. Важно думать, что хочешь показать. И успевать нажать в тот самый момент, когда видишь, что ситуация складывается и есть то, что хочешь показать. Конфликт — это человеческие эмоции. Когда люди оказываются в ситуации противостояния, никому ведь из них особенно не весело, они всегда страдают — и одна, и другая сторона. Вот это и важно показать.
3. Когда у нас просили фотографии в том же 93-м — я объяснил им, что все можно посмотреть в интернете. А предоставлять свои материалы я не имею никакого права. Да, собственно, и они не имеют права — то есть могут попросить, но не могут потребовать. Другое дело, если тебя задержали и что-то конфисковали — у меня до такого не доходило. Флешки случалось прятать, но это было во время военного конфликта, не гражданского, где-то на границе между Израилем и Ливаном.
Игорь МУХИН
K вопросам
Хороший пример есть в интервью Дениса Синякова «Афише»:
«...У меня есть снимок, сделанный 6 мая на Болотной площади: белоленточник пробивает омоновцу голову куском асфальта. Я не специально это снял — там же была какая-то каша, драка. Потом только, когда отсматривал пленку, смотрю — опа! — омоновец без шлема, а парень не то чтобы кидает в него этот кусок, а бьет как молотком. С точки зрения журналистской удачи эту картинку бы раз сто перепечатали — она сейчас в теме. Но я ее в ленту не поставил.
— И уничтожили?
— Нет, лежит у меня на диске. Просто я посоветовался с коллегами, и мы решили, что такая картинка много стоит. Но — не стоит».
В противовес приведу пример знакомого американского фотографа, снимающего, как и я, не для новостей, а условно для себя: он, чтобы материал отстоялся и фотограф мог взглянуть на событие свежим, скорее даже чужим, взглядом, как бы со стороны, проявлял свои пленки через год, храня их в холодильнике. Наверное, в ситуации Болотная площадь, 6 мая 2012 года, если вы не блогер и новостной фотокорреспондент и чувствуете, что картинка удалась, стоит держать пленки в холодильнике не год, а, возможно, два-три года; если фотографии получились действительно хорошими, они всегда будут востребованы.
Денис СИНЯКОВ
K вопросам
Я готов подписаться под каждым своим словом в том интервью (его цитирует Игорь Мухин. — Ред.), но в то же время понимаю, что нарушил корпоративные правила. Именно это, как мне кажется, стало причиной моего ухода из Reuters на месяц раньше, чем я сам этого хотел. История со снимком омоновца и парня с куском асфальта стала формальным поводом. После того как о моем добровольном уходе стало известно, мне позвонили из пресс-службы ОМОНа и сказали, что моя позиция им понятна и что, как я и предполагал, у ОМОНа и без моих картинок есть досье на того парня. В итоге факт не остался незамеченным, а я перед своей совестью и тем парнем остался честен. В том, что система позаботится о пострадавшем омоновце, я не сомневался.
1. Я не применяю никаких специальных приемов, если речь идет об уличной акции и если она предполагает наличие журналистов. В западных СМИ я часто вижу, как лица людей на опубликованных фотографиях закрыты полосками, но отчего-то это не принято в нашей культуре. Очевидно, это вопрос к редакторам и вообще к правовой системе. Лично я не буду переживать, если редакторы решат узнаваемые лица скрывать за такими полосками. Другое дело, когда я снимаю акции, о которых известно только узкому кругу журналистов в силу необходимости их безопасного проведения. Если организаторы просят не светить лица, как, например, активистки группы «Пусси Райот», то, разумеется, я такие требования уважаю и буду снимать так, чтобы они не читались. Но это скорее единичные случаи, в остальных либо активистам неважно, узнают ли их, либо они сами заботятся о своей безопасности.
В нужности этих мер в других случаях вообще не уверен. Если парень швыряет камень в витрину «Макдональдса» и не переживает, что вокруг куча людей и камер уличного видеонаблюдения, то это его, извините, проблемы. Лучше камни не швырять, я считаю.
2. У меня нет особых правил при съемке протестных акций, кроме одного: быть как можно ближе к происходящему, понять смысл происходящего и его, этот смысл, стараться отразить в репортаже. Избежать опасности как раз поможет понимание того, что вообще происходит. Точнее, может помочь избежать. Иногда полезно держаться «заводил» и краем уха слушать переговоры полицейских начальников в их рациях. Что делать с материалом дальше? Ровно то, что собирались сделать раньше. Здесь на самом деле много нюансов. Например, у меня были случаи, когда я не давал никаких картинок, так как не хотел популяризовать чуждые мне идеи (теперь я могу себе это позволить, став фрилансером), но вообще я стараюсь на такие чуждые мне акции и не ходить.
Говоря о том, что нужно стараться понять смысл происходящего и отразить это в репортаже, я тем не менее сожалею, что у меня этого не получилось с митингом на Болотной (6 мая 2012 года. — Ред.). Я видел своими глазами, как все начиналось и что происходит, но снять это внятно мне не удалось. И это было не так, как теперь об этом говорят оппозиционеры. Мне одинаково противно слышать и ложь с государственных телеканалов (но это ожидаемо), и те лживые объяснения и версии, которые дают теперь некоторые лидеры оппозиции.
Для меня события на Болотной не были какими-то поворотными. Да, это было крупное мероприятие, на котором произошли стычки с полицией. Но разве их не было на Манежной двумя годами раньше? А если сравнить с тем, что происходит, скажем, в Киргизии во время очередного свержения власти? Другое дело, что, понимая, как работает государственная машина и ее суды, я не хочу, чтобы мои фотографии стали поворотными в судьбе какого-то человека. Речь о том парне, что прикладывал камень к голове омоновца. Я нисколько не оправдываю его, но я убежден в том, что аргументы его защиты не будут услышаны в суде.
3. Такие случаи бывали. Так было почти всегда в прошлом, во времена активности запрещенной ныне НБП. Но ни разу сотрудники полиции не видели картинок в моей камере и флешки не изымали, поскольку такие требования незаконны. Они это тоже понимали, поэтому сильно не настаивали. Более того, строгое следование пункту закона о неразглашении источника информации помогает журналисту сохранить доверие в среде активистов, кем бы они ни были.
Что делать? Ссылаться на закон о СМИ и настаивать на соблюдении процедурных норм сотрудниками полиции.
Игорь СТОМАХИН
K вопросам
На мой взгляд, если применять какие-либо приемы для того, чтобы невозможно было узнать участников, съемка лишается смысла. Фотография интересна, когда передает эмоциональное напряжение участников акции, а с закрытыми в фотошопе лицами этого видно не будет.
Такие меры в известной степени бессмысленны, ведь участников снимают не только представители СМИ, но множество сотрудников полиции, я их вижу на каждой акции. Они делают свою работу — фиксируют событие, чтобы в случае чего опознать того или иного человека. Власти удобнее использовать профессиональные снимки своих собственных агентов. Фото из интернета нельзя увеличить, чтобы более детально рассмотреть чье-то лицо. А у фотографа, который снимает для СМИ, есть множество способов показать съемку лишь частично. Он может скрыть или удалить кадры, на которых тот или иной участник совершает какие-то сомнительные, с точки зрения полиции, действия.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials