Кирилл Серебренников: «Чем больше ханжества, тем больше хочется материться»
День театра: по просьбе COLTA.RU ИННА ДЕНИСОВА побеседовала с тремя героями театрального сезона — Кириллом Серебренниковым, Юрием Бутусовым и Константином Богомоловым
— Сначала о премьерах «Гоголь-центра» спрошу. Первый спектакль, «Братья», стал очень успешным. И пресса написала, что театральная материя поддалась режиссеру Мизгиреву лучше, чем кино.
— Пресса так считает? Вы не шутите? Это говорить про человека с кучей кинопризов и международным фестивальным признанием по меньшей мере странно. Леша — прекрасный кинорежиссер, чей стиль и театру оказался очень «к лицу». До «Братьев» многие не считывали притчевость, условность, сюрреалистичность его фильмов, принимая их за реализм, за «чернуху».
А театр эту его условность очень легко впитывает.
Еще в Перми, когда я позвал его делать читку немецкой пьесы на фестивале «Территория», стало очевидно, что в его арсенале средств присутствует яркая и острая форма - человек работает пространством, мизансценами, ритмами, разработками психологического рисунка роли: все это очень идет театру. И вообще он обладает традиционными умениями, которые сегодня почему-то оказываются ненужными, «олдскульными», из-за трудоемкости. Театр — трудоемкая «технология». Она требует «не читки, а полной гибели всерьез», длительных подробных репетиций, разработки деталей, полного погружения в материал, насилия над собой и иногда над другими и много чего еще. Я подозреваю, что сейчас молодые ищут более легких путей, которые, как они считают, могут привести к результату скорейшим путем. Их можно понять, потому что способы работы, которыми пользуюсь я, или тот же Леша, или Юра Бутусов, очень трудозатратны. Кровь и пот.
Одна из первых премьер «Гоголь-центра» — спектакль «Митина любовь» Влада Наставшева — хорошая иллюстрация моих слов. Там актеры «7 студии» Филллип Авдеев и Саша Ревенко порхают по вертикальной стене, в которой торчат несколько штырей. Делают они это легко, невесомо, по-цирковому лихо, все ахают и в конце плачут и от самой трогательной бунинской истории, и из-за обаяния, искренности, легкости, честности исполнения. А у ребят страшные мозоли на ладонях и синяки вместо тела. Но они приучены «пахать по-черному», они знают,что нужно терпеть, не жаловаться и улыбаться, даже когда очень больно. Потому что зритель о слезах, крови и поте артистов не должен знать.
— Второй спектакль — прошлогодний «Сон в летнюю ночь» вы перенесли с «Платформы» на «Винзаводе».
— Адаптируем его к новой площадке — это так непросто, посмотрим, что получится. Вообще «Платформа» во многих смыслах стал очень важным проектом и для меня, и для многих людей искусства. Площадка для эксперимента. Лаборатория, где учатся и художники, и вместе с ними зрители. Она существует всего полтора сезона, а помимо внутреннего лабораторного процесса уже дала вполне ощутимые и важные результаты — спектакли, перформансы, концерты, медиафестиваль. Даже «Золотую маску» получили за «Историю солдата». Но главное, что возник зритель «Платформы» — прекрасные молодые люди, которые «живут» вместе с нами. Москва получила уникальное пространство, которое и дальше будет развиваться и давать новые «всходы» — мы с кураторами много чего полезного и важного придумали на этот и следующий сезон. Мне важно продолжать работать худруком «Платформы», хоть теперь с открытием «Гоголь-центра» это дополнительная нагрузка, а часов в сутках стало совсем не хватать. Но придуман большой проект, по которому площадки, подобные нашей, возникнут и в других городах России. И мы будем обмениваться постановками, проектами, мастер-классами. Так что «Платформа» начинает большую стройку.
Вот и спектакль «Сон в летнюю ночь», о котором вы спросили, возник из эксперимента на «Платформе». Мы занялись «Сном» после «Отморозков», когда ребята были еще студентами: пьесу часто ставят в вузах, это универсальная курсовая. Начали репетировать и поняли, что у персонажей слишком много проблем, что никакой юношеской беззаботности и в помине нет. Есть тревожное состояние полусна-полуяви. У героев пьесы, как всегда у Шекспира, статус «все сложно». Очень подошел для этого спектакля винзаводовский ангар, в котором я решил сделать спектакль-путешествие. Никакого физического леса у нас нет, а есть внутренняя территория, где герои борются со своими проблемами, фиксациями, страхами, фобиями.
— Интересуетесь психоанализом?
— Кто же им не интересовался?! Профессия часто того требует — работать надо и с психикой артиста, и с собственной психикой: с сознательным, подсознательным, бессознательным.
А судя по тому, что сейчас происходит с людьми, большинству нужен психиатр. Вокруг — сплошные психические поражения и ментальные обострения.
— Например, когда белгородский стрелок расстреливает ад?
— Жуткая история. И тут можно посмотреть шире — есть явное нездоровье в том, с какой агрессией одни реагируют на жизнь других. И ненависть, разлитая в воздухе. Наше общество — нездоровое. Мы регулируем жизнедеятельность друг друга через окрик, зуботычину, ужесточение режимов, принятие запретительных и ограничительных законов, репрессивных мер. Телевидение беспрерывно транслирует либо ложь, либо насилие, и театр не может на это не реагировать, не может притворяться, что он не часть этого общества: поэтому на сцене много насилия и много лжи.
Русский театр вообще жестокий. Не во внешнем проявлении, здесь он, наоборот, ханжеский, якобы целомудренный, театр — «мимими». Он жесток изнутри, по своему устройству, по тому, как актеры, допустим, любят «сильную» режиссерскую руку, любят, чтобы их «строили», чтоб на них орали. Если режиссер орет, если он тиран и деспот, то он — «настоящий»! Театр всегда часть страны и часть общества — у нас и в стране без тоталитарной составляющей, без страха наказания, а лучше смерти никто ничего не делает. И, наверное, этот когнитивный диссонанс между тем, что произносится, и тем, что люди видят в реальности, в том числе и дает психиатрические обострения.
— Это вы сейчас что нарисовали — картину мира? Страны? Большого города? Москвы?
— Вы все перечислили. Резкие обострения происходят в больших городах, в «соковыжималках», где превышен порог человеческой чувствительности.
Хотя энергия Берлина более позитивная, легкая. А в Москве тяжело. Десять лет назад было полегче, сейчас — совсем плохо. Москва сегодня — город не для людей, а для машин, особенно для машин с мигалками: поэтому многие мои знакомые ведут ночную жизнь, она спокойнее. Да и я сам чувствую себя лучше ночью, когда все стихает. Но если говорить про театр, то у него случились «обострения». И мне это нравится. Он словно очнулся от летаргического сна — появились «тревожные» спектакли, что-то сдвинулось, возникла интонация протеста против ханжества, против нового «мещанства», против несправедливости в обществе. И это вовсе не потому,что собрались члены «преступной группировки» критиков, режиссеры-маньяки и составили заговор с целью погубить милый, светлый, чистый, наивный, очень духовный,«классический» русский театр. Эти рассуждения — тоже пример явного психического нездоровья. Есть нескольких ярких художников — я имею в виду режиссеров, драматургов, композиторов — которые пытаются «сформулировать» наше время, которые говорят о том, что происходит «здесь и сейчас». Художник всегда первый чувствует, что что-то важное случится.
Мы чувствуем, что что-то происходит. Земля дрожит, этого нельзя не улавливать: как перед землетрясением собаки, кошки и птицы чувствуют вибрации, так и люди, занимающиеся искусством, понимают, что все нехорошо. И не могут об этом честно не сказать. Поэтому настоящий во всех смыслах этого слова российский театр — он очень резкий, протестный, провокационный. Это театр-крик,театр-боль, театр-сарказм. И чем больше будет в обществе лжи, подлости и несправедливости, тем больше в театре будет боли,тем громче крик, тем острее сарказм.
— А почему вы вдруг решили делать спектакли из Висконти, Триера, Фассбиндера?
— Давно хотел. Есть какое-то количество идей, которые глупо применять в театре, где работаешь как наемный работник, и уместно применять, если отвечаешь за этот театр. Поэтому, когда мне такая возможность представилась, я стал их реализовывать.
Я не понимал, почему у нас все говорят о недостатке драматургии, ждут какую-то пьесу и часто ставят говно, а тут серьезная кинодраматургия нашим театром не востребована. Сейчас в творческой лаборатории мы с молодыми режиссерами будем заниматься еще и советской кинодраматургией. А в «Гоголь-центре» пьесу Любови Стрижак «Страх» по фильму Фассбиндера делает Влад Наставшев, а «Идиотов» в интерпретации Валеры Печейкина ставлю я, поскольку это один из моих любимых фильмов Триера. И вообще мне этот художник важен, интересен и близок.
— Его антигуманизм вас не смущает?
— Не знаю, «Идиоты» и «Рассекая волны», по-моему, — гимн гуманизму! Мир так устроен сегодня, что оставаться гуманистом художнику все сложнее. Нет, безусловно, неприятно, когда после спектакля люди уходят раздавленными, я сам стараюсь так не делать, но оставляю за художником право так поступать. Например, никогда не забуду впечатления от «Вора» Марка Захарова — спектакль заканчивался очень мрачно, не было никакого просвета, на сцене лежал труп, всем запрещали хлопать, и все в полной тишине, обливаясь слезами, выходили из зала. Но у этого решения помимо настоящего катарсиса был невероятный социально-терапевтический эффект. На фоне советской ура-патриотической лозунговой действительности ты вдруг понимал, что все не так примитивно устроено, как тебе пытается рассказать пропаганда. Что мир сложный,объемный,что есть в нем разное — есть и трагедия, есть и боль. Это созвучно сегодняшнему дню: чем больше ханжества во власти и внешнем мире, тем больше хочется материться. Часто матом — этим великим достижением великого русского языка — отстаиваешь право на сложность мироустройства.
— В ваших «Идиотах» вы ищете современных юродивых?
— Что получится, еще непонятно. Пробуем, экспериментируем на себе. Непросто все это. Пришел вот сам недавно в одно приличное место, гадостей всем наговорил: вылез внутренний идиот. Когда чувствую возникающую вокруг тухлятину, которой опасно поддаваться, хочется ее немедленно сломать и взорвать. Чтобы не заразила. Триеровские «идиоты» проверяли общество на толерантность, а у нас так просто не проверишь, опасно для жизни.
У нас в спектакле будут разные «идиоты», пестрая компания. Такие, например, которые перестают жить по общественным правилам. Бунтари, художники, маргиналы. Будут и те, кто бросает бизнес и едет на Гоа. Понимающие, что надо вырываться из рутины. Разные отечественные «идиоты».
Современный юродивый — это в первую очередь художник. Группа «Война», например, — абсолютные идиоты в нашем смысле. Pussy Riot выступили как типичные юродивые, канонические, прямо пушкинский бедный Николка, сказавший: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». Pussy Riot его ведь чуть ли не дословно процитировали! Только реакция у царей последовала разная: один сказал «оставьте его», а другой — «двушечку».
— У вас будут элементы политической сатиры?
— Не мой жанр. Я вместо того, чтобы зло смеяться, начинаю жалеть героев. Часто, делая спектакль про отъявленных мерзавцев — как в «Околоноля», где мне хотелось воспроизвести на сцене адовы круги, — задумываюсь, что нет одноклеточных людей, что любому, даже самому отъявленному негодяю, бывает больно и плохо. Читаю, допустим, про братьев Царнаевых и вместо возмущения и осуждения представляю, как младший, после того как джипом проехался по телу старшего брата, прострелил себе горло, чтоб умереть, но не умер — один лежал в лодке, истекал кровью… И мне важно понять и представить, что он в этот момент чувствовал. Вот это мне интересно, а не сатира, плоская и двухклеточная.
— Я тут зашла на вашу страничку в Википедии. И в разделе «Взгляды» прочитала: «в феврале на страницах журнала New Times поддержал подростковую гомосексуальность». Вы понимаете, какие вам приписали «взгляды»?
— Я сказал: «Ребята, уезжайте из этой страны — здесь вы никогда не станете счастливыми». Значит ли это «поддержал гомосексуальность»? Ну хорошо, пусть — от своих слов я не отказываюсь. Мне кажется, если ты честен, если говоришь то, что считаешь важным для себя, то тебе нечего бояться. Тебе, разумеется, могут это припомнить и наверняка припомнят не раз, но врать или «согласно молчать», как делали в советское время наши родители — «не говори лишнего!» — значит плодить собственные неврозы.
— А в общественной жизни вы участвуете?
— Она странная у нас — «общественная жизнь». Как и общество наше сегодня. Понятно, что «если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой». Вопрос только — как ею заниматься. Как выразить несогласие с тем, что у нас и с нами происходит? В отличие от тысяч людей, которые идут на площадь от возмущения беззаконием и подлостью и чтоб не быть «баранами, дающими кожу на барабаны», я пока еще могу донести свое мнение иным способом. Хотя бы через интервью или через спектакли. Хотя сегодня мест, где возможен честный разговор, все меньше и меньше. Но пока не ввели цензуру на манер СМИ в театре, важно эту редкую территорию свободы использовать.
Люди разочаровались, почувствовали,что надо что-то делать по-другому... Политика — всегда для меня вещь скользкая. Часто использующая людей как пушечное мясо. Манипулирующая ими через пропаганду. Политика любит всех делить на «наших» и «не наших», на «их» и «нас». Понимаю, почему им это выгодно. Но сам я не хочу такого примитива, мне нравится видеть более сложную картину мира. В «них» есть огромный спектр: там разные люди, и такие, и сякие, и подлые, и честные. Не одни только «черти с копытами». Когда я пришел в театр Гоголя, напротив меня стояли «они»: орали «уходи», проклинали, все казалось полным тупиком… Но я вдруг увидел, что кто-то прячет глаза, кто-то отворачивается, и все это не «толпа», а разные люди. Тогда я и решил разговаривать не с «труппой», а с каждым отдельно. И выяснилось, что и разговор складывается, и выход из тупика возможен! И воображаемые «мы» — не такие уж и «мы» вовсе. У одного свои интересы, у другого карьера, у третьего семья со связями на всех уровнях, а четвертый за нас за всех сядет по «Болотному делу». «Мы» очень разные. И иногда с каким-то из «них» проще договориться, чем с каким-то из «нас». Иногда кто-то из несомненных «их» дело полезное делает, а кто-то из тех, кто уж точно «мы», пустословит и такую паранойю и бред выдает, что не очень хочется быть в этом «мы».
У Померанца есть хорошая цитата: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, который вступается за правое дело». Про нас, не правда ли? Поэтому зло и непобедимо. Хотя опять же схема «добро-зло» мне не близка. Еще Померанц говорил: «Для меня очень важен не предмет полемики, а стиль полемики». Так и для меня сегодня важен не только предмет разговора, но и форма разговора. Я хочу строить театр. Я хочу любить. Я не хочу постоянно искать врагов: мне слишком хватает собственного несовершенства.
Премьера спектакля Кирилла Серебренникова «Идиоты» по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера состоится завтра в «Гоголь-центре»
Также по теме:
Инна Денисова. Юрий Бутусов: «Для меня главное — вовремя спрятаться»
Инна Денисова. Константин Богомолов: «Злободневность — только наживка»
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials