«Хотя вокруг нас Вавилон»
Пикнику «Афиши» предъявляют много претензий, и все не по делу, считает ДЕНИС БОЯРИНОВ
«Слово “хипстер” уже лет шесть как не употребляют. В Бруклине говорят “thrill bitch”. Скажи: “I am a thrill bitch”. Громче! I — AM — A — THRILL — BITCH» — за одной из сцен Пикника «Афиши» меня учит модным словам рэпер Теофилус Лондон. 25-летний Лондон выглядит как эталонный thrill bitch — он в зауженных джинсах угольного цвета, коллекционных черно-белых Nike Air Jordan, черной худи на голое татуированное тело, вельветовой бейсболке и золотой цепи Chanel в палец толщиной. Только что, отбомбив выступление на Пикнике, восходящая звезда поп-рэпа, из которой вполне может вырасти новый Снуп Догг, со своей группой довела до экстаза около тысячи московских thrill bitches — таких же, как он, двадцатисчемтолетних, буйных и нарядных.
© Colta.ru
Картинки с выступления бруклинского Лондона могли бы стать лучшей иллюстрацией для Пикника «Афиши», каким его принято представлять, — городского праздника жизни, созданного т.н. хипстерами для хипстеров, или «креативным классом» для «креативного класса», ежегодного шабаша thrill bitches и thrill witches в парке Коломенское. На девятом году жизни фестиваля, который превратился из маркетинговой акции одного журнала в важное событие московского лета, при любой погоде собирающее десятки тысяч людей, стало окончательно ясно, что Пикник «Афиши» — это, по счастью, все же нечто совершенно другое. Это прекрасный летний музыкальный фестиваль на открытом воздухе — лучший в Москве и, возможно, в России. Не только для молодежи в рейбанах, но и для пар с детьми и дам с собачками.
Вареная кукуруза стала самой доступной едой на Пикнике. К ларькам с ней никогда не было очереди © Евгений Гурко
Вообще Пикнику «Афиши» предъявляют много претензий, и все из них не по делу — за исключением разве что жалоб на часовые очереди в туалеты. Так уж сложилось исторически. Этот фестиваль — плоть от плоти журнала, который с позиций агрессивного снобизма декларировал свою модность (добавим: с немалой помощью этого приема состоялся) и заявлял свое уникальное право на «как скажем, так и будет», поэтому, как правило, оценивают Пикник «Афиши» с позиций того же агрессивного снобизма. Бьют воображаемого врага его же воображаемым оружием. Музыканты, которых не позвали играть на Пикник, говорят, что организаторы — «могильщики русской музыки», шутят про «Пикник Фашиши» и проводят собственные «Анти-Пикники». Галеристу Марату Гельману не хватает на территории парка Коломенское красоты — он считает, что пространство Пикника визуально решено непрофессионально (а вот в Перми на «Белых ночах» гораздо лучше). Безусловно, у каждого, кто запоминает имена музыкантов, найдутся веские соображения, кого надо было приглашать на Пикник, а без кого можно было обойтись. Жалуются еще, что «не приехала Бьорк», на погоду, «хипстеров», комаров, слишком тихий звук, слишком громкий звук и фейерверк в финале — надо же, мол, какая пошлость.
Эти жалобы лучше всяких комплиментов говорят о том, что Пикник «Афиши» в адвокатах не нуждается. Фестиваль давно состоялся — он успешен, он даже все еще остается модным, поскольку его модно отрицать, кичась, что «не пошел». Это при том, что Пикник проводится уже девять лет и в прошлом году взял отчетливый курс на расширение аудитории, что видно по изменению музыкальной политики: артистов, которые горячо любимы редакцией и мало кому известны, вытесняют артисты, которые не противны редакции и известны условному большинству. Бюджет, расходуемый на музыкальную составляющую Пикника, за последние два года сильно вырос — это стало возможным благодаря партнерству «Афиши» с концертным агентством «Мельница», которое поражает коллег по бизнесу своими финансовыми ресурсами: им по зубам в один уикенд привезти в Москву и Franz Ferdinand c Pet Shop Boys (на Пикник), и Red Hot Chili Peppers (в «Лужники»), не убоявшись никаких рисков. За это «Мельница» получила возможность продавать билеты на Пикник «Афиши» по рыночным ценам (1500 р. в предпродаже и 2000 р. на входе) вместо условно рекламных, сравнимых со стоимостью журнала, как было раньше. Рост цен на входные билеты, конечно же, тут же записали организаторам Пикника в вину. Но простите, а как вы хотите, чтобы на нем выступала миллионногонорарная Бьорк — бесплатно, из интереса к ландшафтным красотам Коломенского?
© Евгений Гурко
Три года назад на дискуссии о музыкальных фестивалях, организованной нами, представитель Пикника «Афиши» Юрий Сапрыкин обмолвился, что главная проблема организаторов музфестивалей в России в том, что люди новую музыку не любят. Беда еще и в том, что те, кто любит, не обучены за нее платить. Поэтому в Британии билеты на концерты Бьорк или Pet Shop Boys разлетаются за несколько часов после поступления в продажу, а у нас вполне обеспеченные люди игнорируют интересное им выступление, если не удалось получить на него бесплатный проход. Главная заслуга Пикника «Афиши», ранее подававшего себя как фестиваль всяческих удовольствий от жизни, именно в том, что он стал развиваться по музыкальной линии (а не, скажем, по гастрономической или спорта на воздухе) — осторожно расширять аудиторию, приучая ее, что платить за музыку так же естественно, как за футболки или бургеры.
Вопреки распространенному суждению, на Пикнике «Афиши» — 2012 с музыкой все было прекрасно — программа была хорошо сбалансирована между новым и известным, простым и сложным, многообещающим и заслуженным, веселым и лирическим. Для двадцатисчемтолетних thrill bitches в рейбанах играли Теофилус Лондон, The Drums и Fuck Buttons. Для обычных людей всех возрастов — актуальные поп-музыканты из первой лиги Mika, Pet Shop Boys и Franz Ferdinand. Песню, которая могла бы объединить тех, кто в рейбанах, с теми, кто с детьми, исполнила группа «Аквариум» — почетный юбиляр этого года. В завершение своей программы Борис Борисович Гребенщиков, который, кстати, тоже был в рейбанах, спел: «Я слышу голоса. Они поют для меня. Хотя вокруг нас Вавилон». Под вновь нарисовавшимся из-за дождевых туч солнцем, согревшим Коломенское, эти тридцатилетней давности строчки прозвучали как торжественный гимн, сыгранный в самом начале праздника. Экспрессивной кодой Пикника стало выступление певицы сложной судьбы Лорин Хилл, которая пусть и с получасовой задержкой, но все-таки вышла на сцену, отодвинув нижнюю планку своего выступления за разрешенные 22:00, и большое достижение организаторов состоит в том, что представители парка Коломенское не заставили отключить ей во время пламенного исполнения финального хита «Ready Or Not» звук — как случилось бы еще три года назад. Восхищенная публика требовала возвращения мисс Хилл, матери шестерых детей, с посторонними разговаривающей почти исключительно о Боге, и ее виртуозных музыкантов еще минут пятнадцать после того, как все закончилось, — когда в остальном Коломенском уже тушили свет и начали разбирать аппаратуру. Для тех, кто немного представляет гастрольную кухню, явление сумасбродной Хилл на Пикнике был вполне себе триумф, сравнимый с фейерверком любой пышности.
Вторым главным действующим лицом на выступлении Лорин Хилл был знаменитый басист-виртуоз Даг Уимбиш, который играл еще в Sugarhill Gang и Living Colour © Евгений Гурко
Организаторы Пикника «Афиши» делают в России музыкальный фестиваль в современной, доступной и красивой обертке — такой фестиваль-айпад, и у них здорово получается (в этом году от ассоциации с айпадом нельзя было отделаться еще и потому, что по Пикнику зачем-то разгуливали люди в ростовых костюмах Angry Birds). Главное, у Пикника есть правильная атмосфера: на его территории как-то расслабляешься — забываешь о том, что находишься в самом сердце Вавилона, и прислушиваешься к голосам, что поют для тебя. Разумеется, у Пикника «Афиши» есть и проблемы, как и у всех, — бывает, и айпад зависает. Но они лишь повод, чтобы пожелать их устранения к следующему, юбилейному, году и долгих лет жизни — пока не подрастут дети, которые смотрят концерт Лорин Хилл с отцовской шеи, и не сделают свой фестиваль.
Пикник «Афиши» в движении
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials