Невежливый отказ
Зачем американский арт-панк-проект Death Grips казнит слушателя звуком и почему он так популярен в торрентах
Death Grips — это что-то вроде американской «Войны», если бы те работали не с акциями и скандалами, а с песнями и концертами, или Pussy Riot, только с более интересной звуковой составляющей. Начать с того, что им тоже удаются провокации. Death Grips тоже показали миру эрегированный член, как «Война» когда-то на Литейном мосту, — только не нарисованный, а сфотографированный. Они предъявили его вместо обложки своего нового альбома «No Love Deep». Случился скандал, и мейджор-лейбл Epic разорвал контракт с агрессивно-прогрессивной командой, которую их босс год назад в восторге сравнивал с Уитни Хьюстон. Впрочем, музыкальных бизнесменов разозлило вовсе не фото, а то, что группа вместе с обложкой слила в сеть новый альбом, не поставив их в известность, а потом еще и опубликовала в сети переписку с претензиями, выставив оппонентов идиотами. «Ха-ха, мы их на х… вертели» — примерно так группа прокомментировала официальную ноту протеста в своем фейсбуке.
Death Grips — «No Love Deep» (full album)
Странно, что Epic вообще рискнул связаться с Death Grips. Какую бы коммерческую перспективу руководство лейбла ни углядело в чернушных кричалках группы из калифорнийского андеграунда, одного взгляда на их создателей достаточно, чтобы понять: они — люди опасные. Мозг группы, барабанщик Зак Хилл, когда садится за установку, превращается в Тасманийского дьявола из мультика. Его сверхскоростной стиль игры добавлял бури и натиска живым выступлениям многих и без того брутальных команд (Boredoms, групп Майка Паттона и Омара Родригес-Лопеса), и что уж там говорить про его собственную экспериментальную рок-группу Hella. Кроме того, Зак Хилл, достигший в контркультуре статуса барабанщика-суперзвезды (про него снимает документалки Хармони Корин), — еще и художник, который сам рисует странные картинки и снимает странное видео. Вокалист Death Grips — Стефан Бернетт по прозвищу MC Ride, чернокожий с бармалейской бородой, татуированный с ног до головы, — тоже художник и писатель. Это он сочиняет группе грязные стихи, которые на 90% состоят из ненависти, отрицания жизни и всяческой нормы, слов «shit» и «fuck». Эти двое слишком убедительно разыгрывают безумие, чтобы им не заразиться. Есть еще и третий — электронный продюсер Энди Морин по прозвищу Флэтлендер, про которого мало что известно, но выглядит он тоже как маньяк.
И все-таки они не настоящие безумцы, они — художники, которые сделали медиапроект с расчетом выйти из ниши музыкального андеграунда на большую аудиторию. Для этой цели высокотехничный барабанщик Хилл отказался от бешеной полиритмии ради простейшего прямого бита, чаще всего извлекаемого из драм-машины — чтобы усилить эффект воздействия, в случае Death Grips это значит увеличить площадь поражения. По этой же причине они используют речитатив, из-за которого их ошибочно считают рэп-командой, а первой их записью стал нелегальный микстейп «Exmilitary» с сэмплами из Beastie Boys, Pet Shop Boys и Дэвида Боуи — практика, пришедшая из хип-хопа, но для трио это был лишь удобный способ заявить о себе. Кстати, им удалось задуманное — они заявили, усилили и увеличили: по данным компании BitTorrent, после сброса «No Love Deep» в интернет проект Хилла, Морина и MC Ride стал самой скачиваемой в торрентах группой, за ними числится около 34 миллионов загрузок.
Что же Death Grips хотят сообщить с этой звериной яростью? Ничего, или, говоря строчками с их последней пластинки, — «I got some shit to say just for the fuck of it», «сказать, чтобы сказать». Они заняты поиском новой формы, отражающей современность и предсказывающей будущность. Как художников, их интересует новая эстетика — звуковая и визуальная. «Мы живем как футуристы», — говорит Зак Хилл в интервью о Death Grips, что еще раз подсказывает, что на группу стоит смотреть скорее как на арт-проект, чем как на единицу музыкального бизнеса или контркультуры. Вместо того чтобы вычитывать смысл из суггестивной поэзии MC Ride, в которой он представляется эдаким Пожирателем Смерти, лучше обратить внимание на темы, разрабатываемые группой.
Первая — это отказ от традиции, от нормы, от принятых представлений о качестве, от общественного вкуса. Поэтому треки Death Grips дискомфортно слушать, даже если не вникать, о чем поют. Там не только свернувшаяся кровь, насилие, суицид, блевота, мухи и прочие неприятные образы. Адские барабаны Хилла тонут в крошеве цифровых сэмплов, взятых с записей на видеокамеры, которые ежедневно ведет группа, или из любительского видео в YouTube. Они, натурально, казнят слушателя звуком.
Death Grips — «Guillotine»
Вторая ключевая тема — это бесконечное ускорение, которое, на взгляд группы, только и соответствует духу современности. Музыканты-художники накручивают скорость ритма и плотность звукового потока, нагнетая внутреннюю энергию треков и доходя до раздражающего шума. Экспериментальные видео, которыми группа сопроводила почти каждый трек в своей дискографии, в точности соответствуют песням визуальной эстетикой — одновременно документальные и абстрактные, смонтированные в суперклиповой манере, испорченные эффектами, доведенные до бессмыслицы.
Death Grips — «Lock Your Doors»
Еще один важный стилистический момент: отказ от традиции, декларируемый Death Grips, подан как грубое проявление силы — то есть как эрегированный х… под нос обывателю. На это скорее всего и ведется молодежь, скачавшая их треки 34 миллиона раз. Этот бунт происходит без видимой причины — просто ради веселья и выплеска молодой энергии, ради того, чтобы отличаться от всех. Зак Хилл подчеркивает, что единственная идеологическая платформа Death Grips — это супериндивидуализм. Их отказ распространяется и на участие в какой-либо общественной или политической жизни. Словом, никакие Death Grips не рэперы, хотя в звуке группы можно расслышать злой ранний хип-хоп, вроде Geto Boys, N.W.A. и Public Enemy. Скорее — панки XXI века.
Death Grips — «Beware»
Первый московский концерт Death Grips, состоявшийся на прошлой неделе, в лучших традициях Sex Pistols был рок-н-ролльным надувательством. Зака Хилла, который за барабанами — сущий человек-аттракцион, не было. Говорят, он начал съемки какого-то фильма о Death Grips. Экранов с мельтешащим видеорядом, которым группа украшает свои важные шоу для пущего информационного прессинга слушателей, тоже не было. Колонки стояли на бетонном полу, всасывавшем бас, низкие и средние звучали в кашу. На сцене черным гиббоном метался MC Ride и яростно плевался в зал словами, которые тонули в звуковой трясине. В бывшем заводском цехе атмосфера была как в джунглях: дышать было нечем — московское юношество, источавшее пары алкоголя и пота, тряслось в экстазе под вульгарную звуковую волну. Самые смелые вылезали на сцену и бросались в толпу, как умели. Через 15 минут после того, как фотограф COLTA.RU начал съемку стейдж-дайверов, к нему на пятку приземлился пьяный откормленный тинейджер. Результат: разорванное ахиллово сухожилие, хирургическая операция и несколько месяцев недееспособности.
Мораль этой истории такова: как бы Death Grips ни старались шокировать своим искусством, жизнь с этим справляется гораздо лучше.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials