Канны-2013. Сон разума
«Элитное общество» Софии Копполы, самое невеликое хип-хоп-надувательство и смерть как единственный способ проснуться от морока бытия — в первой серии каннских дневников ДЕНИСА РУЗАЕВА
«Миике! Миике!» Услышав знакомую фамилию, я подумал, что наконец-то проснулся. По Каннскому кинорынку хаотично перемещается небольшая толпа — в ней выделяются два оператора, которые, крутясь вокруг собственной оси, не выпускают из кадра пожилого японца в ее эпицентре. Тот с некоторой ухмылкой изучает проспекты на японских стендах и даже не без удивления бросает взгляд на российскую площадку. На Такаси Миике, каким я себе его представлял, он, надо сказать, совсем не похож. «Миике, Миике», — подтверждает мой немой вопрос ближайший ко мне японец. Чувствую себя полным идиотом (надо же, всю жизнь заблуждаться в том, как выглядит любимый режиссер) — пока спустя час не обнаруживаю в программе кинорынка фильм автора по фамилии Мике. Все это кажется мне сном.
***
«Ты хорошая свинья. Будь в следующей жизни человеком — и родись в семье побогаче нашей». Сонная свинья в ответ недовольно хрюкает. Так начинается первый фильм, на который я пошел в Канне, — альманах «Тайбэйская фабрика» из «Двухнедельника режиссеров». О «Тайбэйской истории» Эдварда Янга здесь не напоминает, увы, ничего — это именно что детище кинофабрики, причем не тайбэйской, а каннской: «Двухнедельник режиссеров» свел четырех тайваньских режиссеров с четырьмя зарубежными, свои короткометражки для альманаха они снимали парами. Начавшись с дремлющей свиньи (той все-таки повезет не перерождаться человеком), «Фабрика» закончится человеком, вынужденным обернуться рыбой. Я по-прежнему не понимаю, сплю или нет, — в отличие от пары аккуратных тайваньских кинокритиков по соседству. Те попросту беззастенчиво храпят.
***
Вместо Криса Маркера надо было идти по рабочей необходимости на открытие Российского павильона. Здесь все признаются друг другу в любви: Министерство культуры — Фонду кино, Фонд кино — Роскино, Роскино — Жоэлю Шапрону, а Жоэль Шапрон — всем сразу. Перед глазами стоит известная работа художника Врубеля. Щиплю себя за руку.
***
«О, кажется, вы по адресу!» — глядя на мою татуировку на шее и футболку с Тупаком Шакуром, произносит продюсер документалки «Великое хип-хоп-надувательство», встречающий у дверей зала всех, кто приходит на показ фильма на кинорынке. Пройти мимо такого названия я, понятно, не мог — но вот пройти в зал не вышло. «Нет, вы не по адресу», — будто не видя Тупака и вообще ничего, кроме моего бейджа, перечит продюсеру охранник. Продюсер только разводит руками. Фильм я не увидел, но жертвой хип-хоп-надувательства, пусть и не великого, себя чувствую — эффект, таким образом, достигнут.
***
Отличить сон от реальности не могу не только я — но и герои нового фильма Софии Копполы «Элитное общество», четыре лос-анджелесские девушки и один юноша в возрасте от 16 до 21, забиравшиеся в дома звезд калибра Орландо Блума и Линдси Лохан за халявными лубутенами, ролексами, биркинами и кокаином. Основанный на реальных событиях фильм будто бы покрыт слоем глянца — но не того толка, каким блестела «Мария-Антуанетта», а скорее позаимствованным у передач телеканала «E!» (который в свое время действительно сделал о героях фильма полноценное реалити-шоу под названием Pretty Wild). Бодрое поначалу, к финалу «Элитное общество» сбавляет и в ритме, и в лихости: примерно так первый, восхищенный визит в особняк Пэрис Хилтон к восьмому превращается для персонажей просто в рутину, а первая дорожка кокса — в унылую зависимость. В этом обесценивании воплощенных в жизнь фантазий мнился бы, наверное, главный подтекст фильма — но Коппола привычно избегает педалирования возможных смыслов и значений. При этом, кажется, впервые идет ей это не очень на пользу: сатира на миф об американской мечте, теперь уже ищущей для воплощения совсем коротких путей, здесь слишком робка, герои слишком юны, чтобы хоть что-то понять. Их нерастраченная сексуальная энергия (определявшая поведение многих других героев Софии Копполы) искрит лишь изредка, будучи словно придушенной аддеролом и ксанаксом, — и этого краха подростковой сексуальности уже, в принципе, хватило бы, чтобы и оправдать, и объяснить «Элитное общество». Но Коппола, опять же, не про объяснения — если, например, после «Где-то» хотелось варить в одиночестве макароны и плакать, то тут чувствуешь себя так, будто только что проснулся от сна, в котором тебе снова было 15. Это, как вы, наверное, догадываетесь, кошмар — и в итоге немалую часть фильма ждешь, когда появятся заявленные уже на открывающих титрах копы и прекратят этот затянувшийся праздник непослушания (хотя бы потому, что слушать героям просто некого — родители на экране еще наивнее их самих).
***
В другой картине программы «Особый взгляд» — «Фрутвэйле» Райана Куглера, недавнем санденсовском победителе, — вторжение в сюжет полиции (то есть, понятно, власти вообще) тоже анонсируется в самом начале, и она тоже выступает в качестве своеобразного агента взросления. Вот только по Куглеру это вторжение куда более жестоко и разрушительно — зато заставляет повзрослеть не собственно героя, а тех, кто его окружает. Также основанный на реальных событиях — убийстве 22-летнего Оскара Гранта на станции Фрутвэйл первым утром нового, 2009 года — «Фрутвэйл» снят почти без бюджета и без особенных изысков, что не мешает режиссеру ухватить нервный, возбужденный ритм последнего дня в жизни героя. Тот — бывший зек и молодой отец, мелкий драгдилер, недавно уволенный из супермаркета, симпатичный недотыкомка, который никак не найдет «своего пути» под недовольными взглядами живущих по заветам Опры близких и родных. Каков на самом деле мир, в котором не бывает Опры, Куглер покажет сразу — фильм открывается снятыми на телефон документальными кадрами убийства Гранта. За последующие полтора часа он успеет простыми (пусть порой банальными и даже примитивными) средствами расположить к непутевому герою зрителей — и тем болезненнее, тем жестче и важнее будет то, что последует за собственно сценой происшествия на станции Фрутвэйл. Не помогут ни молитвы, ни позитивистский, по Опре, настрой — и для окружающих жертву персонажей, и для зрителей, вдруг испытывающих неутолимое желание привычного спасения в последнюю минуту, смерть Оскара становится, опять же, столь необходимым пробуждением. Тут наконец сдает любой критический инструментарий, и все, чего хочется, — это подойти и обнять режиссера. Что я, в свою очередь, немедленно и сделал.
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials