Сергей Ильницкий: «Я могу как-то помочь людям, которых снимаю»
ИРИНА ПОПОВА поговорила с Сергеем Ильницким, победителем World Press Photo 2013
Фотографы из России редко побеждают в конкурсе World Press Photo. Если не считать Сергея Максимишина, Юрия Козырева и Владимира Вяткина, русский фотожурналист на мировой арене — скорее исключение, чем правило. Тем интереснее было поговорить с Сергеем Ильницким, чья серия про фехтовальщиков с Олимипиады-2012 заняла 2-е место в категории «Спортивные события» в конкурсе мировой фотожурналистики за 2013 год. После хорошего, честного и оттого немного неуклюжего выступления Сергея в дни World Press Photo в Амстердаме мы устроились на красно-белых пуфиках в холле Felix Meritis — дома на одном из амстердамских каналов, который известен тем, что сюда раз в год, между военными командировками, съезжаются сливки мировой фотожурналистики.
— Сергей, как тебе вообще пришло в голову стать фотожурналистом?
— Я занимался еще в фотокружке в Мариуполе. А потом поехал поступать в Москву. На фотографа. Это был 1991 год, когда люди по всему Союзу могли поступать в любые вузы. А я твердо решил стать фотографом.
— И как? Взяли?
— Нет. Это было такое время... МГУ в тот год отменил набор. Мне посоветовали ехать в Кемерово. И я поехал.
— В Кемерово?
— Да, там Институт культуры и искусств. Я же хотел быть именно фотографом, а этой специальности в стране учили только в нескольких вузах, в том числе в этом. Сейчас я понимаю, что не было смысла пять лет изучать в вузе фотографию, достаточно было просто начать снимать, параллельно осваивая какую-нибудь сопутствующую фотографии специальность, психологию, например, или языки.
— Но все же — тебя там научили фотографии?
— Да. В Кемерове была сильнейшая школа, оттуда вышло много хороших фотографов. И газеты там были передовые, по фотоочерку на разворот печатали, в отличие от других регионов, где фотоиллюстрация была неинтересной и крохотное место на странице занимала. Конечно, преподавание отставало от реальной жизни, но мы наверстывали упущенное на практике, в библиотеках и в редакциях.
— Получается, ты такой человек из Кемерова. А потом произошел путч в 93-м, и ты стал звездой мировой фотожурналистики — так?
— Ну не совсем... Я тогда вообще в Москве случайно оказался. Мороженым торговал.
— Мороженым?
— Ну да, мороженым и колбасой. Тогда вообще трудные времена были. Есть было нечего. Моя мама с Украины даже посылку отправить не могла, почтовая связь не работала, не говоря уж о почтовых переводах. Мне брат помог, в Москве меня устроил, и так я на летних каникулах зарабатывал, чтобы потом целый учебный год жить. Я еще хороший объектив на эти деньги купил.
— И тут начался путч.
— Да, начался путч. Но я там не до конца был. Я только так снимал, как студент. И как у всех молодых людей, особенно фотографов, у меня была эйфория и отсутствовало чувство опасности. Я находился внутри этого кольца, возле окруженного Белого дома. Выйти оттуда было можно, а зайти обратно — уже нет. И вот брат меня вызволил. Не помню, как он меня позвал, тогда же мобильных телефонов не было. В общем, выманил и сказал: «На тебе билет, езжай обратно в Кемерово». А там как раз учебный год начался.
— И тогда ты вернулся и стал работать с местной прессой?
— Нет, я продолжил работать на разгрузке вагонов. Мы все, кто тогда на фотографа учился, разгружали по ночам вагоны, в которых привозили бананы и пепси-колу. Еще у нас практика была в местных газетах, но за нее не платили. Но однажды, когда я понял, что после такой ночной работы не очень хочется утром вставать и идти учиться, я взял свои снимки и пошел по редакциям. И во всех редакциях, куда я пришел, мне сказали, что меня берут на работу. В итоге я остался в одной из них, называлась «Кузнецкий край». Хорошая газета — молодежная, живая. И понеслось: днем снимал, по ночам печатал снимки. Я успевал для десяти газет работать и для всех них печатать в отдельные стопки.
— А потом перекинулся работать на Запад?
— Да, я потом публиковался и в Time, и в The New York Times. Иногда обидно было: снимаешь для них целую историю, а они потом ставят к статье одну карточку со спичечный коробок, и на той — экскаватор в лоб. Зачем тогда старался, спрашивается?..
— А в агентстве разве не так? Сложно быть агентским фотографом?
— Все больше людей обладает хорошей фототехникой. Технически грамотную карточку сейчас может сделать каждый. То есть технический навык — уже не критерий успеха. Нужно быть очень быстрым, суметь вложить в фотоснимок — желательно в один — всю суть происходящего. А тут нужны и адресный план, и тот самый решающий момент, и мысль. Тогда получится та самая фотоикона — icon picture. И вот это уже не так просто сделать. Этим сейчас владеют очень немногие, а для фотоагентства это умение — самое главное.
— Многие считают работу в агентстве однообразной.
— Однообразной? Да даже конференцию можно снимать интересно. Нужно подготовиться, узнать тему и проблематику, основных действующих лиц. Даже готовясь к самой простой съемке, нужно всегда знать, что ты хочешь этим сказать.
— А ты всегда знаешь?
— Я всегда стараюсь знать, что делаю и для чего.
— Что для тебя самое важное в фотографии?
— Кроме информации о прошлом, которую я сохраняю во времени своими фотографиями, пожалуй, важным является то, что я могу как-то помочь людям, которых снимаю.
— То есть у тебя тоже есть стремление спасти мир?
— Не глобально изменить мир, но что-то повернуть пускай в маленькой, незначительной ситуации. Например, мы написали про Дом ребенка в Кемерове в середине 90-х. Таких детских домов по стране было и есть много, там содержат детей, больных ДЦП и с другими родовыми травмами, их бинтиками привязывали к кроватям, чтобы они, непроизвольно шевеля ногами и руками, не ранили себя. Огромная палата, сотня кроватей с привязанными детьми, и две нянечки их обслуживают. Кормят кое-как. Запах стоит ужасный. И они там твердо убеждены, что эти дети не могут ни говорить, ни двигаться и больше двух лет не проживут. Когда мы опубликовали этот фоторепортаж, к нам в редакцию начали приходить письма, даже из Америки: мы увидели вашу газету, хотим усыновить этих детей. Уж не знаю, как они нашу кемеровскую газету увидели, интернета тогда не было. И этот детдом стал одним из первых, откуда американцы стали усыновлять больных детей. Сейчас это не очень модно, а тогда было супер. И через два года присылают карточки: ребенок чисто одет, стоит на ногах, улыбается.
Сейчас я понимаю, что не было смысла пять лет изучать в вузе фотографию.
— У тебя вообще много социальных тем — того, что в народе принято называть словом «чернуха». Вот еще колонию ты показывал...
— Когда я из Мариуполя уехал учиться, получилось вернуться только через три года. Приехал, а половина моих друзей села. Погодки, приятели. Я эту колонию так и снимал, представляя, что кто-то из них был когда-то моим другом, который просто пошел не по той дороге и оказался в таких страшных условиях заточения. Меня поразила история мальчика. Он окорочка на рынке украл. Ему семью надо было накормить, младшие сестры голодали. Время такое было. И его — на пять лет в колонию. А там не перевоспитание, наоборот — подсаживание на зоновскую культуру, как у нас во всей стране — культ нарушителей закона.
— А какую историю тебе было трудно снимать?
— Труднее всего снимать горе людей. Оно очень интимно, требует одиночества и сосредоточения, а тут еще ты с фотоаппаратом. Это оскорбляет, раздражает и рождает самые нехорошие эмоции в людях. Однажды в марте 2007-го погибло много шахтеров в Новокузнецке на шахте Ульяновская. Администрация экономила, не обеспечивала достаточной безопасности, вот и произошел взрыв. Я снимал похороны в доме, где погиб отец и один из сыновей. Там дети на меня разозлились: уходи, говорят, сейчас же, у людей горе, а ты деньги зарабатываешь. А мне что, я же не буду им объяснять, что хочу им же или таким, как они, шахтерам помочь своими фотографиями, чтобы в будущем подобное не повторилось. Просто развернулся и пошел от их дома. Я никогда не буду снимать, если человек против. Но отец погибшего, сгорбленный старик, тоже в прошлом шахтер, остановил меня: «Стой! Снимай, пожалуйста. А на них не обижайся, у них горе, и они не все понимают. А ты — снимай. Это сейчас для всех нас важно». Вот он меня понял. И в основном люди, даже оказавшись в таких сложных ситуациях, понимают без объяснений.
— Значит, есть ощущение, что фотография может что-то изменить?
— И еще ощущение, что ты пишешь историю, что именно через твой взгляд люди будут узнавать о прошлом и что твои фотографии останутся. Есть гениальная сцена из фильма «Пятый элемент», где главная героиня изучает человечество по веренице изображений.
— Получается, именно фотография будет рассказывать о мире и о времени?
— Да, фотография. Она была изобретена в момент, когда человечеству стало необходимо объективно отображать окружающую действительность и появились для этого технические возможности. Не раньше, не позже. Если ты помнишь, вся живопись тогда стремилась к предельному реализму. Но в живописи можно было что-то дорисовать, вторгнувшись в прошлое, скорректировав его по желанию автора. Только позже появились кино и телевидение. Они еще точнее воспроизводят жизнь средствами самой же жизни, но не обладают такой же стремительной силой, как фотография. Любой видеоряд нужно долго смотреть, затрачивая изрядное количество времени, а для фотографии достаточно взгляда — и суть события поймана. И модный тренд сейчас, когда все вот так снято на мобильный телефон (встает и для примера неровно водит рукой по воздуху), нужен и востребован в первые секунды восприятия новости о событии, снятом очевидцами. Развитие события и тем более историческая запись о нем будут зафиксированы профессионалами с фотоаппаратами. Изучать историю мы будем не по Instagram и YouTube, а по фотографиям в лентах агентств, в газетах и журналах, из книг и с выставок документальной фотографии — где снимки тиражируются и превращаются в образ времени. Но такая эволюция ждет поистине высококлассные фотографии больших мастеров или людей, которым просто повезло соединить время, событие, образ, мысль, композицию, цвет, энергетику в двухмерном полотне фотографии. Так что, на мой взгляд, профессиональная журналистская фотография останется навсегда. Ее просто нечем заменить.
— А в твоей серии про фехтовальщиков, которая победила в World Press Photo, есть что-то, что важно для тебя самого?
— Я был сильно удивлен эмоциональностью этого вида спорта, когда снимал фехтование. Со мной были иностранные коллеги, более опытные в съемке фехтования, и я спросил: «А эти фехтовальщики, они всегда так эмоциональны? Кричат, плачут, прыгают, масками кидаются?» А фотографы какую-то шуточку отпустили, вроде «так тебе ж это на руку, братан», и поржали. На наш разговор отреагировал спортсмен, сидевший рядом ниже и не участвовавший в соревнованиях в тот день. Он объяснил, что всю жизнь готовился именно к этим играм: с самого детства мечтал выиграть олимпийскую награду. Даже если не золото — неважно, главное для него было взойти на пьедестал. И он 15 лет непрерывно тренировался. Выигрывал, конечно, кубки Европы и мира, но готовился именно к Олимпийским играм. И вот — у него есть единственный шанс, один на всю его жизнь. В следующих играх он, может, не будет участвовать, так как пик его физической и психической формы пройдет. Отсюда и эмоции. Я его так понял в этот момент, что мне стало гораздо легче снимать. Я просто прочувствовал все, что происходит в этом спорте. Один раз отвлекся — и в тебя вонзили клинок. Вся твоя жизнь сосредоточена на кончике этой шпаги. Одно касание, один укол — и ты либо победитель, либо проигравший. Поэтому и называется серия The Golden Touch.
— А для тебя самого что-то изменилось, когда ты победил в World Press Photo?
— Я когда-то, еще в детстве, купил журнал «Советское фото», и там были как раз результаты этого конкурса за тот год. Фотографии, конечно, были не такие технически сильные и эмоционально точные, как в наше время, но я это только сейчас понимаю. А тогда, в 80-е, они на меня, ребенка, произвели неизгладимое впечатление. С того самого момента я мечтал стать именно таким фотографом — фотожурналистом. Снимать конфликты, социальные темы, рассказывать людям об их мире, быть свидетелем происходящего и через фотографии влиять на развитие нашего общества. Где-то внутри я мечтал победить именно в этом конкурсе и долго шел к этой мечте. И мне повезло: я победил, взошел на этот пьедестал — осуществил свою мечту.
— Как эти ребята-фехтовальщики?
— Да, я тоже почувствовал сходство. Только мне хотелось победить не просто ради победы, а с какой-то достойной и важной историей. Для того чтобы мою работу увидели многие тысячи людей по всему миру. Победил я не совсем с той историей, которая способна сильно повлиять на умы и развитие людей, но до этого на мои сайты заходило по 10—15 человек в день, а сейчас — по нескольку тысяч. Надеюсь, эти люди, посмотрев мои фотографии, не только победившие в конкурсе, испытают что-то, что сделает их лучше, честнее, добрее. А с ними в лучшую сторону изменится все вокруг.
В Москве выставка победителей 56-го международного конкурса World Press Photo пройдет в Шоколадном цехе на «Красном Октябре» с 29 мая по 30 июня.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials