«Мы работаем с историей театра, в котором понятия “зритель” и “гражданин” всегда смыкались»
Валерий Фокин, Дмитрий Волкострелов и Ксения Перетрухина — о юбилейной программе к 50-летию Театра на Таганке в эксклюзивном интервью COLTA.RU
В Театр на Таганке приходят работать режиссер Дмитрий Волкострелов и художник Ксения Перетрухина — во главе большой группы выпускников Школы театрального лидера они будут осуществлять масштабный проект, посвященный истории любимовской «Таганки»: будущей весной этим проектом театр отметит свое 50-летие. Сооснователь ШТЛ — критик ЕЛЕНА КОВАЛЬСКАЯ поговорила с главными действующими лицами проекта об их намерениях.
В феврале 2012 года в Центре имени Мейерхольда при поддержке Департамента культуры Москвы открылась Школа театрального лидера. Ее цель — произвести с помощью молодежи модернизацию государственного театра. В декабре прошлого года группы слушателей ШТЛ в рамках учебного задания разработали и защитили программы развития шести московских театров. Среди них была и «Таганка». Стратегия для «Таганки» произвела впечатление и на Департамент культуры, и на президента ЦИМа Валерия Фокина, и на Владимира Флейшера, на тот момент занимавшего пост директора ЦИМа. В марте 2013-го Флейшер был назначен руководителем «Таганки» — и пригласил выпускников ШТЛ воплотить их идеи на деле. Кураторами проекта станут Валерий Фокин и художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков. В минувшую пятницу, 10 мая, команда Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной — на сегодняшний день в нее входят участники «театра post», режиссер Семен Александровский, театроведы Анна Банасюкевич, Оксана Кушляева, Елизавета Спиваковская и кинодокументалист Андрей Стадников — была официально представлена труппе Театра на Таганке.
Валерий ФОКИН: «Актеры не должны чувствовать себя экспонатами в юбилейной экспозиции. Они должны стать ее главными героями»
— Какой теперь будет организационная конфигурация в Театре на Таганке?
— Первым лицом по-прежнему остается директор. Художественного руководителя в Театре на Таганке нет и в ближайшее время не будет. Пришедшая в театр молодая группа станет художественной коллегией по организации юбилейного сезона. Наша с Виктором Рыжаковым роль заключается в следующем: как руководители Центра имени Мейерхольда, где родилась Школа театрального лидера вообще и группа под руководством Дмитрия Волкострелова в частности, мы можем, если понадобится, выступить своеобразным буфером, подушкой безопасности. Мы готовы по необходимости помогать, консультировать молодых. Если нужно (а совсем исключить такую вероятность нельзя) — готовы встречаться с артистами, пытаться вместе с ними искать общий язык. Актеры не должны чувствовать себя экспонатами в юбилейной экспозиции. Они должны стать ее главными героями. Вместе с командой Волкострелова—Перетрухиной театр будет идти к юбилейной дате — 23 апреля 2014 года. В ближайшее время должен начать работу попечительский совет, в который войдут мэтры «Таганки», ее основатели — и те, кто работает в театре, и те, кто по разным причинам покинул его стены. Считаю, и не только я, что юбилей этого театра нужно художественно, красиво отметить. Историю любимовской «Таганки» нужно полноценно, достойно завершить — и тогда наверняка у театра начнется другая жизнь. Но что это будет за жизнь, в каком направлении и под чьим руководством двинется театр дальше — это уже следующий вопрос, следующий шаг.
— Чем, на ваш взгляд, хороша та стратегия развития «Таганки», которую придумали выпускники ШТЛ?
— Мне вообще понравилось, как мыслят и как защищают свои предложения эти молодые люди. Какие-то предложенные программы были лучше, какие-то хуже, но те пути, которые предлагались большинством выпускников ШТЛ, лежали, в принципе, на поверхности, были понятны. А вот предложение для «Таганки» смотрелось, с одной стороны, совершенно неожиданно, но вместе с тем — что меня и подкупило — в его основе лежало неподдельное уважение к биографии театра: яркие творческие идеи не противоречили истории «Таганки», а, наоборот, следовали ей. Команда Волкострелова и Перетрухиной предложила оттолкнуться от великой биографии этого театра, придать ей новое качество, исследовать, развить ее в юбилейный сезон — и тем самым подготовить почву для движения вперед.
Подкупило меня и то, что молодежь предложила опереться на труппу Театра на Таганке, на память и опыт этих людей. Немаловажным показался тот факт, что предложенная стратегия существенно форматирует привычные взаимоотношения между театром и зрителями: по замыслу авторов программы, люди смогут бывать в Театре на Таганке не только вечером на спектакле, но и днем, и утром. Программа группы Волкострелова была отлично проработана: нам показали чертежи, диаграммы, таблицы, из них видно было, чем театр будет жить в этом квартале, чем — в следующем, какие будут расходы и когда начнутся доходы, звучали конкретные имена и названия. Здорово! Мне кажется, эта экспедиция в прошлое «Таганки» — очень эффектный проект и очень правильный для сегодняшнего дня. Я — активный сторонник и защитник этого проекта, мне хочется, чтобы он получился.
Волкострелов — человек умный и гибкий. Он тверд, но умеет слушать. Поэтому у него может получиться.
— Месяц назад вы вручили Волкострелову и Перетрухиной специальный приз жюри «Золотой маски» как тандему новаторов. На ваш взгляд, занятая экспериментальными поисками молодежь способна вписаться в реалии репертуарного театра?
— Ксению я, признаться честно, наблюдал в работе меньше, но вот что скажу про Волкострелова. Я считаю его искренним художником. Искренним человеком и искренним режиссером. Сегодня в театре — как в традиционном, так и в новом — огромное количество рутины, мракобесия и тупости, мертвого, пустого и фальшивого. Волкострелов — совсем другое дело. Они с Перетрухиной — из по-настоящему новых. То, что они делают, можно понимать или не понимать, но это точно не имитация и не фальшь. Риск, безусловно, есть, и никаких гарантий быть не может. Но Волкострелов — человек умный и гибкий. Он тверд, но умеет слушать. Поэтому у него может получиться.
— На этой неделе в Петербурге вы открываете экспериментальный театральный центр при Александринке. А что вас лично сегодня больше интересует — те метаморфозы, которые могут происходить со «старинными многоярусными театрами», или сцена, свободная от всякого бэкграунда, tabula rasa, на которой можно писать новые знаки?
— Меня интересует золотая середина. И по-человечески, и чисто творчески. Мне интересно сохранить высочайший уровень профессионализма, но при этом иметь право и смелость взять да и написать новый «Черный квадрат». Меня волнует то чувство дебюта, которое возникает от глубокого знания профессии. Я читал об одном итальянском художнике эпохи Возрождения, про которого при жизни было написано: «он представил такой-то портрет в манере, доселе неизвестной». Увлекательнейшая формулировка! Где сегодня тот перекресток, на котором соединяются традиция и новое? Из желания ответить на этот вопрос и родилась идея комплекса в Александринке. Я понимал, что если новый и старый театр не будут питать друг друга, то они оба умрут. Комплекс — и творчески, и организационно автономное учреждение со своими задачами. У Александринки-2 будет несколько программ и направлений: это будет и место для дебютов и экспериментов, и театральная школа — я убежден, что только при овладении профессией возможен выход на новый уровень. Вот этот перекресток меня волнует. Не знаю, получится ли это в Петербурге, но стартовые усилия там для такого движения приложены очень большие. Я хочу, чтобы был использован и опыт ШТЛ, чтобы работа шла в группах — в театр, как известно, лучше приходить не поодиночке, а командой. В Москве с театральным руководством плохо, но в Питере — еще хуже: сидят замшелые такие ребята... Я встречался с вице-губернатором — он, как чиновник, со мной согласен: надо готовить кадры.
— В ШТЛ мы со студентами выработали положение о конкурсе на замещение вакантных должностей руководителей театров. Выпускники хотят работать в конкурентной среде с прозрачными правилами. Они хотят соревноваться не репутациями, которых у них еще нет, а стратегиями, которые они умеют просчитывать и аргументировать. Мы говорили о путях и способах модернизации театра. Но мы также прекрасно понимаем, что перемены возможны лишь в том случае, если на них существует запрос у театрального сообщества — а его, кажется, нет. Комьюнити охраняет себя от перемен: существует негласный корпоративный сговор — любой ценой сохранить существующее положение вещей.
— Все это, конечно, печально, но нужно искать людей, способных навязать театру модернизацию. И потом — реформа, конечно, дело комплексное. Она должна состоять из нескольких слагаемых, которые работают только вместе. Эти слагаемые — новые люди во главе театра, новые команды; прозрачные конкурсы; постепенный переход, пусть и не быстрый, к контрактной системе. Театры должны быть разными по организационно-правовой форме. Может быть, двадцать пять — тридцать пять старинных театров нужно вывести в некую мемориальную зону, оставив их на федеральной дотации. Дальше — пояс из театров на региональной дотации. Дальше — театры на городской дотации. Нужно развивать смешанные формы — театры с труппой и без, репертуарные и проектные. Но для того, чтобы создать эту структуру, нужны конкурсы и контракты для всех участников процесса, а не только для директора и худрука, как сейчас. Ну а в целом — для реформ нужны, разумеется, упорство, упрямство и терпение.
Дмитрий ВОЛКОСТРЕЛОВ, Ксения ПЕРЕТРУХИНА: «Сила и риск новизны — в ее непредсказуемости»
— Вы планируете посвятить любимовской «Таганке» акцию продолжительностью в целый сезон и занять в ней всю труппу. Акция, судя по вашей программе, будет включать создание серии спектаклей, выставок, экскурсий, инсталляций, хеппенингов, исторических реконструкций и др. По идее, такая программа хороша для любого театра, который желает исследовать свою идентичность. В чем особенность проекта для «Таганки»?
Дмитрий Волкострелов: Чем серьезнее история театра, чем она насыщеннее, тем интереснее работать над проектом.
Ксения Перетрухина: Не уверена, что этот проект применим к любому театру. Театр на Таганке — не просто театр с историей, это еще и история общества. Для меня очень важна работа с историей как таковой. Это не моя мысль, но я часто ее повторю: глобальная проблема России — неумение проживать, осмыслять свою историю. И поэтому история бесконечно повторяется заново. В этом смысле важно то, что «Таганка» состоялась как театр гражданского пафоса: та задача, которую мы хотим решить в нашем проекте, эквивалентна идее, лежащей в основе самого театра. Этот проект был бы менее интересен с театром, который ставил, не знаю, «Послеполуденный отдых фавна».
Волкострелов: Не вполне согласен. История отражается во всем — и в «Послеполуденном отдыхе фавна» тоже. Просто «Таганка» сама рефлексировала по поводу истории. Уникально другое: одно дело — взаимодействовать с каким-то абстрактным театром, который продолжает свое вялотекущее существование семьдесят лет кряду, совсем другое — реализовывать проект в театре, находящемся в точке невозврата. В ней нужно зафиксироваться. С ней нужно работать.
— Что будет происходить с репертуарными спектаклями театра?
Волкострелов: Легендарные спектакли «Таганки» будут находиться в центре программы. Фокус исследования будет на связи спектакля с породившим его временем...
Перетрухина: Одно из самых интересных для меня направлений нашей деятельности связано с реконструкциями конкретных эпизодов истории Театра на Таганке — причем речь не обязательно идет исключительно об исследовании того, что происходило на сцене. Интересно, скажем, реконструировать зрительный зал «Таганки» двадцатилетней или сорокалетней давности, привлечь к этому сегодняшних зрителей, сделать их соучастниками, сотворцами этого события.
— Похоже на «Дау» Хржановского.
Перетрухина: Пожалуй. Не столь глобально, но смысл тот же: реконструкция времени. Это сложно, но возможно — по юности я вкладывала силы и в более утопические проекты.
Волкострелов: ...Или вот, допустим, документальный спектакль со зрителями в главных ролях: мы с актерами — на сцене, а зрители в зале рассказывают нам, что значила для них «Таганка», как спектакли этого театра изменили их жизнь.
— Активизация зрителей в миссии вашего проекта вынесена на первое место, насколько я понимаю.
Перетрухина: Для нас это важнейшая задача. Мы работаем с историей театра, в котором понятия «зритель» и «гражданин» всегда смыкались. Сегодня для российского общества очень важно организовать эту смычку вновь — и где же еще этим заниматься, как не в Театре на Таганке?
— Вы много говорите о зрителях, но уверены ли вы, что сумеете увлечь актеров?
Перетрухина: Мы очень надеемся найти в артистах союзников, надеемся заинтересовать их своими идеями. Мы находимся отчасти в позиции учеников по отношению к ним, носителям истории, с которой мы намерены работать.
— У вас все здорово и умно придумано для «Таганки», но что в действительности эмоционально связывает вас с этим театром?
Волкострелов: Я отношусь к «Таганке» с глубоким почтением. Для меня это не пустой звук. Я вырос на рассказах отца о «Таганке», с детства знаю о занавесе Боровского для «Гамлета», меня окружали книги и фотографии, связанные с этим театром. Так что история «Таганки» — это и мой личный опыт. Для меня это не сцена с инфраструктурой, которые нужно наполнить чем-то авангардным. Да и вообще репертуарный театр для меня не пустая вещь. Несмотря на то что сам я занимаюсь совсем другим театром.
Перетрухина: Для меня театр — потрясающая возможность воздействия на человека, построения с ним коммуникации. В этом смысле сегодня работать в театре куда интереснее, чем, скажем, в кино. У Йозефа Бойса была концепция социальной пластики: общество податливо, как пластилин, если сообщаешь ему тепло — оно меняет форму. Я вижу связь этой идеи с историей «Таганки».
— Вы планируете реконструировать эпизоды «золотого века» «Таганки». Но время коллективных переживаний, которые люди испытывали на спектаклях «Таганки» в шестидесятых, безвозвратно ушло.
Перетрухина: Мы говорили о реконструкции не массового экстаза, а гражданского пафоса...
Волкострелов: ...и мы вовсе не рассчитываем на коллективные переживания. Мы вообще не манипулируем залом. Когда я оказываюсь на спектакле, который весь построен на том, что из меня давят эмоцию, меня это бесит. Ну что это за детский сад? Я против манипуляции.
— Я тоже против манипуляции. Но когда ты ставишь, скажем, «Я свободен» (спектакль «театра post» по пьесе Павла Пряжко, состоящей из 535 фотографий и 13 подписей к ним. — Ред.), то на этот спектакль приходят люди, открытые иному театру — невербальному. Человек, который пришел в репертуарный театр хорошо провести вечер, будет им взбешен — потому что обманется в своих ожиданиях.
Перетрухина: Если ты приходишь в театр затем, чтобы получить ожидаемое впечатление, то это и есть то серое унылое говно, которое сковало сегодня российский театр. Зритель приходит, ему улыбнулись, повесили пальто и показали спектакль. Такой же милый, как улыбка гардеробщицы. Но ты же ходишь в театр смотреть искусство, а не ублажаться. Художник — это высказывание. И ты пришел его послушать, а не ублажаться. В этом смысле отказывающийся развлекать Волкострелов — это потрясающий опыт для русского театра. Он возвращает в театр искусство.
Глобальная проблема России — неумение проживать, осмыслять свою историю.
— Сегодня театр не может оставаться домом, где днем производят спектакли и вечером их продают. Театр должен стать местом в городе, где происходит самое разное, чтобы люди могли приходить в него за самыми разными вещами. На каком языке вы собираетесь говорить с городом? Станет ли «Таганка» таким мультифункциональным местом на карте Москвы?
Перетрухина: Надеюсь, что да. Задача коммуникации со зрителем и с городом — одна из центральных задач, которые мы ставим. А вот нужно ли нам разрушить фойе, чтобы сделать там кафе, как это принято делать сейчас повсеместно, — для меня это большой вопрос. Единственный ли это вариант расширения возможностей пребывания людей в театре — кафе, где можно поговорить о спектакле после спектакля? Мне кажется, нет. Есть опыт европейских театров, его можно и нужно изучать и им пользоваться. Мне вообще интересна попытка сделать проект, на который придут зрители, никогда прежде в театр — не только на Таганке, а в театр в принципе — не ходившие.
— А «театр post» — им на время работы в Театре на Таганке придется пожертвовать?
Волкострелов: «театр post» будет принимать участие в реализации проекта.
— Ваша «учебная» стратегия была рассчитана на четыре с половиной года. Но говорите вы только о реализации ее первой, юбилейной части. Что будет через год?
Волкострелов: Будем жить дальше. Мы в этом смысле живем сегодняшним днем — возможностью сделать большой и очень важный для нас проект.
Перетрухина: Целиком и полностью согласна. Мы сейчас запланировали сделать довольно дерзкий и очень широкий шаг. Мы предполагаем результат, но в действительности точно его никто предсказать не может. Сила и риск новизны — в ее непредсказуемости.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials