«Сегодня очень мало работы / Студии изголодались по молодым талантам»
ЮРИЙ БЫКОВ и ТАИСИЯ ИГУМЕНЦЕВА, двое российских участников каннских программ, — о своих карьерах, будущих проектах и противоречивой ситуации в кинопроизводстве
Юрий БЫКОВ
— Вы впервые будете участвовать в таком престижном фестивале. Чего вы ждете от Канн?
— Прежде всего иммунитета. Определенной степени неприкосновенности, определенной защиты того кино, что я снимаю. С моей точки зрения, более насущный тренд — это серьезное, метафорическое кино, символическое и сложное для зрительского восприятия. А я нахожусь по другую сторону этой кинореки. Да, я преследую те же самые цели, делаю кино осмысленное, делаю попытки разобраться в окружающей действительности, но мой способ подачи более выпуклый, внятный, может, даже местами упрощенный, а это не популярно ни у критиков, ни в среде авторского кино. На моем первом «Кинотавре» мою короткометражку причислили к балабановскому стилю — может, и справедливо, но это не мой кинематограф. В определенном смысле мне несколько стыдно за мизантропию, которая переполняла эту работу. Поэтому во второй своей картине, «Жить», я уже специально педалировал более зрительский способ подачи. Фильм не прокатный — по причинам несовпадения с сегодняшней целевой аудиторией широкоэкранного кино, — но его ТВ-судьба меня интересовала гораздо больше фестивальной. А критики мне и не простили попытку снять осмысленное кино, пользующееся простым языком. Когда я делал «Майора», у меня были очень серьезные опасения, что я буду наступать на те же грабли. К счастью, этого не случилось.
— Вы, конечно, не ожидали, что вас возьмут в Канны? Вы же действительно снимаете не ангажированное фестивальное кино, а скорее такое мужское, в духе Клинта Иствуда.
— Не ожидал. Иствуд, конечно, присутствует. Хотя, когда мы снимали «Майора», у меня перед глазами всегда стоял «Пророк» Жака Одиара. Задача была снять живое кино — и в этом смысле мой оператор Кирилл Клепалов, такой же самоучка, как и я, привнес очень серьезную лепту в картину, именно он придумал концепцию длинного куска. Колоссальный для меня опыт, до этого я такое видел только в фильме «Дитя человеческое». А здесь мы это сами применили, и это сработало. К тому же я очень благодарен талантливому исполнительному продюсеру Алексею Алексееву, который придумал производственную схему, позволившую реализовать нашу художественную концепцию.
— Что хотите посмотреть в Каннах?
— Прежде всего конкурс. Особенно Содерберга и «Гэтсби» Лурмана, но, думаю, мы не попадем на него. Хочу посмотреть, само собой, фильм Таисии, она снимала параллельно со мной, и я пока не видел его. На наших фильмах, кстати, работал один и тот же звукорежиссер — Аркадий Носков.
— У «Майора» были проблемы с финансированием?
— Да, конечно. Мы дважды не получили господдержку — хотя о фильме знали все наши крупные продюсеры и все хорошо о нем отзывались. И даже некоторые критики тоже, кстати, очень неплохо отзывались о сценарии. Но, видимо, были другие обстоятельства, я не знаю деталей, в эти круги я не вхож. Когда терпение кончилось, я позвонил Алексееву и Клепалову и попросил придумать схему, которая может позволить начать картину и безболезненно ее заморозить, они откликнулись. Потом эту концепцию предложили Учителю, он на свой страх и риск дал нам денег, чтобы начать съемки. Затем Учитель стал мейджором (летом 2012 года студия Алексея Учителя «Рок» вошла в список «большой десятки», получающей госфинансирование через Фонд кино. — Ред.), и картину закончили на деньги Фонда кино.
«Ни сценарии, ни заявки никого уже не убеждают»
— Вы самоучка? Вы посещали мастерскую Учителя как вольный слушатель?
— Да, я посещал его мастерскую как вольнослушатель, но больше участвовал в ее жизни как артист. Снимался у ребят в курсовых работах. Я не сказал бы, что плотно прошел курс режиссуры Учителя, потому что стал посещать его мастерскую только к концу первого — началу второго курса, там учился мой товарищ Рустам Мосафир, мы были однокурсниками на актерском факультете ВГИКа. А свою путевку в жизнь — «Начальник» — я снял, когда ребята еще учились на третьем курсе у Учителя. Мое же самообразование началось значительно раньше, в 2005 году, когда я ушел из Театра Российской армии, сразу после выпуска. Я принял решение не участвовать в этой актерской лотерее, которая может привести к очень тяжелым последствиям (я видел примеры совершенно спившихся сорокалетних артистов). Я поступал на курс Сиренко, он брал меня сразу на второй, поступал к Абдрашитову, но тогда еще не приняли закона о бесплатном втором высшем образовании, и в ситуации выбора между тем, потратить ли деньги на обучение или снять свой короткий метр, я достаточно адекватно оценил свои способности и качество материала и решил снимать. Так я попал на «Кинотавр». Ирония заключалась в том, что уже выпускник Абдрашитова Хомский на этом «Кинотавре» получил второй приз, а я — первый.
— Как к вам относятся коллеги? У нас, в отличие от Голливуда, довольно редки такие переходы из актеров в режиссеры. Навскидку никого не могу вспомнить.
— Понимаете, режиссеры нашего авторского кино находятся по ту сторону камеры, потому что считают режиссуру очень интеллектуальной профессией. Ближе даже к писательству. Но я, в отличие от них, вижу кино как эмоциональный труд.
— Сами осознанно сыграли одну из ролей в «Майоре»?
— Во-первых, два актера, которые мне очень дороги, отказались играть эту роль, сказав, что таких уродов они в кино не играют. Но я обещал, что в итоге это будет самая положительная роль в картине, так оно и получилось. А во-вторых, просто как-то совпало мое внутреннее понимание этого персонажа сперва как друга главного героя, потом как его антагониста. Коршунов, которого я играю, — не отрицательный герой, а человек, очень четко понимающий систему координат окружающей реальности, очень четко принявший для себя систему «свои-чужие». Но дальше я особо не собираюсь показываться на экране, да и снимать меня никто не будет. У нас режиссеры очень скептически относятся к актерам-режиссерам.
— Вам, наверное, должен быть близок Джон Кассаветис или даже скорее Новый Голливуд?
— Эмоционально мне очень близок Мэл Гибсон, хотя его кино я во многом не разделяю, потому что все же оно очень коммерческое. Но темперамент этого человека мне близок. Я очень хорошо отношусь к Голливуду 70-х, это один из моих ориентиров: «Полуночный ковбой», «Крестный отец», «Бонни и Клайд», «Вся президентская рать», «Телесеть» и т.д. — динамичное кино, но осмысленное. И повторю, что сейчас я нашел современного режиссера, который мне очень близок, это Жак Одиар. Мне очень импонируют его осмысленность, пассионарность, его острота и страсть.
— У вас уже есть новые проекты?
— Да. Мы с Учителем уже объявили, что будем в следующем году делать картину под названием «Дурак». Это история о парне — он не вовремя обнаруживает проблему с ЖКХ в своем городе, проблему, которая может повлечь за собой смерть 800 человек. Он пытается расшевелить это осиное гнездо, а ему противостоит мэр города, сильная женщина со своими интересами. Я думаю, что в этой истории все кончится все же довольно положительно, в отличие от «Майора». А в этом году, полагаю, я начну снимать с Главкино достаточно большую бюджетную коммерческую картину. Полуисторическую, полуприключенческую, в духе «Сокровища нации», о Якове Брюсе. Будет называться «Живая вода». Продюсерами будут Бондарчук, Бачурин и Елена Гликман.
— Можно сказать, что это «Жить» так запустил вашу карьеру?
— Думаю, что «Начальник». Вообще заложила старт моей карьеры, как ни странно, госпожа Любарская, которая руководит коротким метром «Кинотавра». И как следствие, Ситора Алиева и Роднянский. Эти люди сыграли в моей судьбе очень серьезную роль.
— Какой совет вы бы дали своим молодым коллегам?
— Очень хороший, но сложный вопрос. На начальной стадии — не бояться брать тот материал, что предлагают. Сегодня действительно мало работы, наша система очень нестабильна, поэтому радикально отказываться от всего я бы не советовал. Советовал бы набраться терпения. В кино ты имеешь дело с людьми, принимающими решения, не всегда соответствующие нашим ожиданиям; но больше работать не с кем. Этих людей нужно терпеть и слышать. У меня был и негативный, и положительный опыт, главное — терпение. Вылететь из системы гораздо проще, чем в нее войти. Терпеть и максимально кропотливо работать, делать все, что возможно. Я много пишу на перспективу, у меня много готовых сценариев и заявок, порядка 10—15, и я их периодически дорабатываю. Хотя ни сценарии, ни заявки уже никого не убеждают, это все слова. Даже пилоты! Иногда складывается впечатление, что ты должен вообще принести готовый фильм, чтобы его утвердили. И тем не менее я должен быть готов к тому моменту, когда может возникнуть новое предложение.
Таисия ИГУМЕНЦЕВА
— Вы во второй раз едете в Канны, чего ждете от фестиваля?
— Я еду туда смотреть прекрасные картины: Озона и так любимого мной Полански.
— Ваши фильмы сложно назвать фестивальным — как правило, медленным и задумчивым — кино. Но тем не менее они пользуются успехом пока именно в Каннах.
— Мне сложно определить, какой у меня получился фильм, потому что его еще никто не видел. У меня взгляд такой: снимать не под фестивали, а для людей. Надо ломать стереотипы, я за это. Для меня уже большое удовольствие, что в официальной программе фестиваля (спецпоказ фильма Таисии Игуменцевой «Отдать концы» пройдет в рамках основной каннской программы Selection Officielle. — Ред.) единственный русский фильм называется «Отдать концы» — уже самоирония; и впервые фильм не о войне (смеется).
— О чем ваш фильм, если абстрагироваться от сюжета?
— Там очень много сюжетных линий, кино многолинейное, и нет одного главного героя. Поэтому если говорить, о чем мой фильм, то для каждого героя это что-то свое. О любви, о нереализованности, об одиночестве — это моя любимая тема. О ревности, о мечте. Но если в целом, то это фильм о том, что не нужно ждать конца света, нужно жить здесь и сейчас, нужно бросаться во все тяжкие, если тебе этого хочется, нужно прислушаться к себе, быть свободным, любить или ненавидеть, но здесь и сейчас.
— Из всех последних фильмов об апокалипсисе какой вам больше всего нравится?
— «Пятый элемент» — любимый с детства. В моем фильме тема конца света на самом деле проходит фоном, это обстоятельство, в котором существуют герои, позволяющее им раскрываться в своих характерах, тут конец света не в глобальном смысле, а в сердцах людей.
— Вы фильм Юрия Быкова уже видели?
— Давайте не будем об этом, не хочу говорить за спиной коллеги, знакомого коллеги. Ирония тут в том, что Быков тоже учился у Учителя, только вольным слушателем. Я его хорошо знаю.
— Знаю, что вы не очень любите говорить о режиссерах, которые на вас повлияли, но все же должны быть такие?
— В детские годы я смотрела Тарантино, но не могу сказать, что его творчество нашло отголоски в моем. И еще фон Триер. А сейчас мне нравится все. Но я больше тяготею к советской классике: «Июльский дождь», «Жил певчий дрозд» и т.д. В эпоху юношеского максимализма я очень увлекалась пьесами Сигарева, это как типа эмо нашел Tokio Hotel. Мне очень у него понравился первый фильм «Волчок», но второй уже не пошел. А прошлым летом Сигарев сказал, что будет снимать комедию! Вот этого я очень жду: интересно, когда человек погружается не в свою стихию.
«Если у тебя интересный проект, есть вероятность 70%, что его запустят»
— Вы, когда учились во ВГИКе, какое кино мечтали снимать?
— Поскольку я училась в документальной мастерской, потолком для меня было документальное животрепещущее кино о судьбах людей, о трагических судьбах. Мой первый фильм был именно таким творением.
— В документальное кино больше не вернетесь?
— Почему? Вернусь. Я сейчас как раз вместе со своим коллегой Филиппом Юрьевым снимаю к/м документальный фильм про театр Женовача. Нет такого понятия «уйти из кино, а потом вернуться». Не важно, какой стиль, документальный или художественный, это все кино. Я вообще считаю, что документалистика — гораздо более сложный жанр. Намного тяжелее принимать жизнь такой, какая она есть в судьбах настоящих героев, нежели выстраивать эту реальность самому. Поэтому в документальном кино, наверное, надо быть более осмысленным человеком, чем я есть сейчас.
— А что вы думаете о фильмах студентов Разбежкиной? «Зима, уходи» и другие.
— Я не смотрела. Но я слышала, что там что-то очень тяжелое.
— Помимо документального проекта у вас есть уже что-то?
— Я сейчас разрабатываю идею будущего сценария игрового фильма, это будет трагикомедия под названием «Буй».
— Как уже состоявшийся режиссер, какой совет вы могли бы дать студентам?
— Быть откровенными с самими собой. Когда режиссер врет сам себе — зритель это хорошо чувствует и видит. Ложь получается двойная. Ложь в творчестве и ложь в зрительском результате.
Важно, реализуешься ты или нет. Если у тебя есть интересный проект, то, мне кажется, всегда есть вероятность 70%, что его запустят. Тем более сейчас студии изголодались по молодым талантам, по очень хорошим работам.
— А фильмы девушек-режиссеров — Германики или Карпуниной — вам нравятся?
— Вот Карпуниной нет, не нравятся. Это такое легкое жанровое кино, хотя это не значит, что с режиссером что-то не так, нет, это со мной что-то не так. А вот фильм «Все умрут, а я останусь» попадает в меня сильнее. Но сериалов Германики я не видела.
— Какое кино вы бы никогда не сняли?
— Я пока не готова снимать мелодрамы, не очень люблю такое приторное кино. Еще романтические молодежные комедии. Женские истории, женские сериалы про теточек.
— Вы смотрите американские сериалы?
— Я смотрю, не помешана, но смотрю. Это прежде всего «Homeland» и, конечно же, «Американский повар» с Гордоном Рамзи. Документальный сериал про поваров (смеется).
— Чем вы увлекаетесь помимо кино?
— Сейчас я начала преподавать в школе Cinemotion. В педагогике я новичок, но получаю огромное удовольствие. Хотя это нельзя назвать увлечением. Увлекаться чем-то нужно осознанно и всю жизнь, увлечение — это же вторая сторона твоей жизни. А кино — довольно жесткая штука. На какое-то время поглощает тебя без остатка, а потом выплевывает на берег — и ты просто не знаешь, чем заняться.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials