Больше жира
В бодибилдерской трагикомедии «Кровью и потом» автор «Трансформеров» и «Перл-Харбора» Майкл Бэй вдруг выступает критиком того же мифа об американской мечте, который он пестовал последние двадцать лет
Ослепительно глянцевый Майами, 1994 год. Обаятельный качок Дэниел Луго (Марк Уолберг), с готовностью рассказывающий о своем исправлении после срока за мошенничество, устраивается менеджером в фитнес-клуб. Луго полон энтузиазма — он вводит скидки для стриптизерш и полицейских, организовывает соковый бар и даже привлекает пару богатых клиентов. Один из них, ушлый выходец из Колумбии по имени Виктор, впрочем, намекнет бодибилдеру — в качалке нормальных денег не заработаешь. Луго задумается, опечалится и пойдет на семинар по обогащению, откуда выйдет уже не тварью дрожащей, а право имеющим.
Дальше — подпольная торговля стероидами, киднеппинг, причинение тяжкого вреда здоровью, мошенничество, убийство, расчлененные трупы и покушение на жизнь полицейского; первой же жертвой пошедшего к успеху бодибилдера и его не менее раскачанных подельников (Дуэйн «Скала» Джонсон в роли совестливого гиганта-кокаиниста и Энтони Мэки, играющий здесь классическую жертву анаболиков) становится тот самый колумбийский бизнесмен Виктор. Сбиваясь на комичное метание понтов и совсем уж карикатурные перепалки, сверкая венами на надутых мышцах, добродушные качки отрежут Виктору нос и несколько раз проедутся по его голове колесами внедорожника. Он выживет — но ему никто не поверит. «Кровью и потом», редкое отступление блокбастермайстера Майкла Бэя от формата колоссов вроде «Трансформеров» и «Перл-Харбора», основан на реальных событиях. Более того — в необъятной статье из криминальной хроники Miami New Times куда больше абсурдно-ужасного сюжетного жира, чем в сценарии бэевского фильма; в жизни банда бодибилдера Луго пошла в своих злодеяниях даже дальше, чем на экране.
Отступлением от привычного бэевского формата — гиперагрессивных по монтажу, отлакированных, построенных на машинерии многомиллионных спектаклей — «Кровью и потом» является, впрочем, только формально. Бэй, несмотря на массовую востребованность его произведений, на деле является аутером в том же смысле, в котором это определение применяют к режиссерам фестивального кино. У него есть свой, легко узнаваемый стиль, которому он не изменяет никогда, — и после этого фильма, позиционировавшегося как «маленький личный проект», становится ясно, что этот стиль не ограничивается строго формальными характеристиками, специфическим подходом к монтажу и мизансцене. Здесь есть и ультраскоростная смена кадров, и нарративные приемчики, бывшие модными в 90-х, и нарочито искусственное изображение. Но важнее, что через это болезненно радужное, лоснящееся маслом для загара кино, старательно подчеркивающее тотальную абсурдность происходящего в кадре (по степени идиотизма всех действующих лиц «Кровью и потом» может сравниться с «После прочтения сжечь» братьев Коэн, сюжет сам по себе — почти парафраз «Фарго»), сквозит та же самая экзистенциальная пустота, что звенела в битвах гигантских трансформирующихся железок.
Эта пустота, бессмысленность объективной реальности (лучший момент фильма — неожиданно возникающий на экране титр «Это все еще реальная история») вдруг оказывается главным содержанием «Кровью и потом». Такого эффекта Бэй добивается, отчаянно избегая какого бы то ни было высказывания: во вроде бы показательной истории о крахе погони за американской мечтой он отказывается замечать не только возможность месседжа или морали, но и саму американскую мечту. Последняя предстает здесь не то картинкой из фальшивого рекламного проспекта, распечатанного Луго, чтобы разводить на деньги пенсионерок, не то миражом, результатом химической реакции между стероидами и врожденным позитивизмом. В том, что подобный цинизм проявляет режиссер, всю карьеру как раз и накачивавший миф об американской мечте стероидами, видится сюжет, по-своему даже более трагикомический, чем история трех алчных бодибилдеров.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials