Instrumenti: «Грядут перемены на русской поп-сцене»
Главная экспортная поп-группа Латвии готова быть «дуэтом двух ботаников» ради обширного русского рынка и преданных русских поклонников
Поп-дуэт Instrumenti, в котором Шипси Шипкевиц поет и играет на клавишных, а Рейнси Сеянс поет и играет на барабанах, — один из наиболее перспективных молодых музпроектов Латвии, ожесточенно покоряющий сейчас Европу. У себя дома «Инструменты» — уже вполне себе звезды. Выпустив в 2011-м дебютный альбом «Tru», они собрали крупнейший крытый зал Риги — восьмитысячный хоккейный стадион Arena Riga, и вы прямо сейчас можете убедиться, что это был очень хороший концерт — и по качеству шоу, и по атмосфере:
В эту пятницу, 26 апреля, Instrumenti дают первый сольный московский концерт — в крошечном клубе-магазине Oldich. До этого они уже выступали — вместе с группой Brainstorm и, ни много ни мало, в гигантском Stadium Live на разогреве у Kasabian. Воспользовавшись поводом, COLTA.RU списалась с Шипси и Рейнси.
— Несмотря на то что Прибалтика всегда имела особое положение в Союзе, ряд вещей мы наверняка разделяем. Что вам больше всего запомнилось из нашего общего советского детства?
— Нам 30 и 27 лет, так что детство по большому счету у нас было такое же, как у наших сверстников в России. Мы, конечно же, смотрели «Ну, погоди!», Чебурашка глубоко в нашем сердце, каждый вечер ложились спать под «Спокойной ночи, малыши!». И эти бочки с квасом на колесах, которые стояли на улицах... Такое не забудешь.
— У Рейнси классическое музыкальное образование. Когда вы учились, планировали заниматься поп-музыкой или рисовали себе академическую карьеру?
— Шипси учился на дирижера, а Рейнси изучал ударные. Правда, он прирожденный барабанщик — кажется, родился прямо с барабанными палочками. Некоторое время Шипси действительно дирижировал женским хором. Потом немного успел поработать спортивным фотографом. На самом деле наш детско-юношеский репертуар был очень широк. Мы пели в хоре, участвовали в акапельном ансамбле Cosmos и ряде других проектов, которые выступали и в камерных театрах, и в Национальном театре, и в Рижской опере, и на гигантских стадионах. Исполняли все — от ораторий Генделя до фолк-песен, от кавер-версий мировых шлягеров до каких-то экспериментальных электронных номеров. Познакомились мы, как раз будучи участниками Cosmos.
— Почему вы стартовали в качестве анонимной группы — выступали в масках панд, не называли имен? А потом неожиданно открылись.
— Ключевой причиной было то, что в то время мы все еще активно выступали с Cosmos, и поскольку музыка Instrumenti очень сильно отличалась от того, что мы пели с ансамблем, то решили поиграть в маскарад. Не хотелось, чтобы аудитория сравнивала Cosmos и Instrumenti. Мы развлекались, придумывая какие-то мифы и легенды про себя; никто не знал, кто в действительности скрывается под масками. Мы радостно дурили менеджеров лейблов, которых прекрасно знали, выдумывали фантастические детали наших биографий и поддерживали интригу до последнего времени. Нам хотелось, чтобы окружающие судили только о наших песнях вне зависимости от того, кем они сделаны и чем мы раньше занимались. Было прикольно. Потом надоело. Поэтому мы решили снять маски. Вот и все.
Instrumenti — «Don't Hold Onto Me»
— Насколько вы сами чувствуете себя прибалтийской группой? Или, может, вы рассматриваете себя в рамках более обширной северной (или скандинавской) волны?
— Наверное, ответ покажется заученным, но мы никогда не задумывались о том, как нам бы хотелось звучать. Но, разумеется, так или иначе в музыке Instrumenti нашли отражение черты той музыки, что мы сами слушаем. Да и комментарии по поводу саунда и стиля Instrumenti разнятся. В Латвии говорят, что мы типичные латыши. В Западной Европе нас причисляют к северной волне. А скандинавам нравится считать, что мы воплощаем собой балтийский подход в музыке.
— А что насчет определения «хипстерская группа»?
— Мы не против. Мы также не возражаем, если нас будут называть поп-группой, электронно-экспериментальной группой или даже дуэтом двух ботаников. Как вам угодно...
— Несмотря на то что вы играете свой первый сольный концерт в Москве, вы довольно часто сюда наведываетесь. Какое у вас впечатление о русской музыкальной сцене?
— Да, мы много раз были в России со своими предыдущими проектами, но с каждым приездом открываем для себя что-то новое. Ну да, все знают «Мумий Тролль», «Би-2» и Земфиру, но за последние два года у вас появилась также масса интересных инди-групп. Вообще, похоже, грядут перемены на русской поп-сцене.
Если у вас появляется русский фанат, то он будет любить вашу музыку и следить за тем, что вы делаете, до самого конца.
— Говорят, среди ваших фанов есть немало знаменитостей — бывший менеджер Pink Floyd Питер Дженнер, например, исландцы Sigur Ros...
— …а еще Мика. Мы выступали на разогреве его концерта в Arena Riga и подарили ему диск после саундчека. Так наша пластинка неустанно звучала в его гримерке перед концертом. Потом он вышел послушать нас на разогрев, выучив уже к этому моменту слова наших песен. Потом нам рассказывали, что он продолжал слушать Instrumenti, пока ехал на следующий концерт в Таллин. Нам очень лестно, что среди наших поклонников числится отличный американский композитор Нико Мули, который работал с Бьорк и Филипом Глассом. Он помогал нам с аранжировками для альбома «Tru» и исполнил в нем пару номеров на фортепьяно. Мы неплохо подружились с ребятами из Muse после их шоу в Риге, и дико приятно, что Доминик Ховард (ударник Muse. — Ред.) в курсе, кто такие Instrumenti.
— А какие впечатления у вас остались от встречи с Kasabian, перед которыми вы выступали в Москве?
— Было отлично! Но больше всего нас удивило место: нам сказали, что концерт пройдет в некоем новом, не самом большом московском клубе. И когда мы увидели этот Stadium — арену не то на семь, не то на восемь тысяч человек, — осознали, как ошиблись в ожиданиях относительно масштабов. Удивительна была реакция публики: обычно разогревающий состав никому не нравится, а под нас в Москве все пели и танцевали — было приятно.
— Как вы в принципе оцениваете свои перспективы у нас в стране? Удастся ли вам потеснить Brainstorm, которая считается главной прибалтийской группой?
— По сравнению с балтийскими странами русский рынок настолько обширен, что, кажется, там все найдут себе слушателей. Мы неоднократно выступали у вас с Brainstorm, когда еще носили маски панд, — у них много фанатов в России, и это классно. Что мы заметили, так это то, что русские поклонники любят артистов гораздо глубже, чем у нас на родине. Они прямо себя посвящают любимой группе. Так что если у вас появляется русский фанат, то он будет любить вашу музыку и следить за тем, что вы делаете, до самого конца.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials