Страх съедает душу

МАРИНА ДАВЫДОВА о гене страха и его мутациях
Недавно мне очень убедительно объяснили, что писать про проблемы высшей школы сейчас нельзя, потому что от высшей школы скоро и так ничего не останется. Про научно-исследовательские институты писать тем более нельзя: чего стоит одна история с Институтом искусствознания. Про проблемы российских театров писать очень опасно, потому что у нас такие чиновники, что не сегодня-завтра возьмут и закроют к чертовой бабушке все театры, а на их месте откроют культурно-развлекательные центры. Про проблемы американских театров, кстати, тоже писать не стоит, потому что в нашем контексте это может быть расценено как часть антиамериканской кампании. Про театральную режиссуру и режиссерскую школу писать категорически не рекомендуется, потому что недавно сгорел режиссерский факультет ГИТИСа и вообще над ГИТИСом висит угроза выселения из центра. Предлагаю читателю самому продолжить этот список. Ручаюсь, он окажется длинным.
Каковы истоки этого алармистского сознания и — что важнее — каковы последствия?
Я вспоминаю, как несколько лет назад беседовала с одним из крупнейших театроведов России Инной Соловьевой. Соловьева предлагала мне сочинить статью в сборник о МХАТ-2, и мы обсуждали литературу по заданной теме. «Знаете, Инна Натановна, мне кажется, единственная книга, которая написана по делу, — это книга Бориса Алперса, — говорила я, закинув ногу на ногу, — он в ней довольно точно определяет, что именно цементировало этот эстетически очень разнородный театр. Он пишет о восходящей к Сулержицкому этической идее, о проповедническом уклоне, о присутствующей во всех, очень непохожих друг на друга, спектаклях декларации прав отдельной личности. Все остальные авторы ходят вокруг да около. Это такая типичная “-ведческая” советская макулатура, состоящая из набора осторожных мантр. А Алперс дает прямо-таки чеканные формулировки».
Соловьева вдруг помрачнела. «Книга Алперса ужасна, — отрезала она, — благодаря таким вот книгам с точными формулировками в сталинские годы и закрывали театры. Это же почти донос, неужели ты не понимаешь?» Я онемела, потеряла весь свой кураж и не нашла аргументов для спора. Но мне до сих пор трудно смириться с мыслью, что текст может быть ужасен, потому что он хорош.
Поразительно, как этот ген страха и традиция писать тексты не для того, чтобы докопаться до истины, а для недреманного государева ока передались через поколения и как парализуют они всякое движение мысли сейчас — в ситуации гнусной, противной, мерзопакостной, но все же, мягко говоря, далекой от сталинских времен. Никакой сущностный разговор об актуальном художественном процессе, о проблемах высшей школы, о театральном образовании у нас, как и прежде, решительно невозможен. Сама попытка начать его неизбежно сведется в лучшем случае к обвинениям в предательстве цеха перед лицом жуткого Левиафана, в худшем — к поиску специальных клановых интересов, стоящих за любым сколько-нибудь смелым тезисом. Причем если прежде у страха были реальные основания, то теперь вопли «наших бьют» нередко напоминают коллективное безумие.
Десять лет российская земля полнится стонами, что не надо расформировывать репертуарные театры. И десять лет их никто не расформировывает. И правильно делает. Очень правильно. Но крики продолжаются. Страх нагнетается. Слухи о крестовом походе ширятся. Недавно мне довелось прочитать, что правительство в лице отдельных чиновников вынашивает планы вовсе упразднить (внимание!) МХТ, РАМТ, МДТ, Александринку, Малый, Мастерскую Фоменко, Студию театрального искусства, Школу драматического искусства и еще легион театров и превратить их в Дома новой культуры с лекториями, дискуссионными клубами и фитнесами. Эти фантазии, мало отличающиеся от фантазий Феклуши про людей с песьими головами, были опубликованы в солидной газете и не вызвали никаких вопросов у редакторов. Их даже не смутило, что в расстрельный список включена Студия театрального искусства, которая является частным театром и вообще не находится на государственном балансе. Кто эти камикадзе, готовые превратить МХТ и Александринку в Дома культуры, я не могу себе даже представить. Их попросту нет. И планов таких нет и быть не может. А слухи есть.
Рецепция текстов давно уже сведена у российских читателей на уровень чеховского Пищика: «Ницше... философ... величайший, знаменитейший... громадного ума человек, говорит в своих сочинениях, будто фальшивые бумажки делать можно».
В обстановке всеобщей истерии опасным оказывается не только любой разговор о необходимости административных перемен (он тут же встречается дружным хором голосов: знаем мы эти перемены, вы нас закрыть хотите), но даже сугубо теоретические пассажи о современном театре. Я вот по недомыслию написала недавно статью «Обратная сторона профессионализма» о кризисе старых принципов театральной школы в условиях постдраматического театра, и обеспокоенная общественность охнула: сейчас придет злой Мединский и, размахивая моей колонкой, закроет режиссерский факультет ГИТИСа. Чтобы целый факультет самого известного театрального вуза страны расформировали из-за одной статьи, опубликованной не в правительственной газете в качестве передовицы, а в издании, которое читает небольшой круг недобитых интеллектуалов, — такого, если мне не изменяет историческая память, не было при самом тов. Сталине. Но дело даже не в этом, а в тексте как таковом. В нем вообще не идет речь о необходимости что-то закрыть или открыть, а ГИТИС упомянут один раз в финале, причем там черным по белому написано, что это «самый лучший пример творческого варева людей разных театральных профессий».
Надо обладать поистине параноидальным сознанием, чтобы в рассуждениях о том, как меняются роль и задачи театральной школы под влиянием стремительно трансформирующейся театральной реальности, видеть угрозу расформирования конкретного факультета в конкретном институте. С таким же успехом статью о проблемах современного литературоведения можно воспринимать как прямой призыв закрыть филологический факультет МГУ (ну или РГГУ — это уж зависит от фантазии).
Рецепция текстов давно уже сведена у российских читателей на уровень чеховского Пищика: «Ницше... философ... величайший, знаменитейший... громадного ума человек, говорит в своих сочинениях, будто фальшивые бумажки делать можно». Ницше выходит на сцену и робко пытается сопротивляться: «Помилуйте, да где ж я такое говорил? Делать фальшивые бумажки нельзя, и репертуарные театры не надо закрывать, и солидные институты — ну зачем же их расформировывать, помилуй бог! Этого делать нельзя, нельзя! Прошу занести в протокол. Я вообще о другом писал…» «Нет, это вы сейчас притворяетесь, что нельзя, а на самом деле считаете, что можно», — не унимается коллективный Пищик.
Описание художественной жизни как таковой тоже недалеко ушло от уровня Пищика. Любой разговор о современности неизбежно сводится к сакраментальному спору о том, можно ли материться на сцене. В ходу деление театральных деятелей на «традиционалистов» и «авангардистов». Первыми величают всех, кому за 60, включая (о господи!) Гинкаса и Туминаса, вторыми — всех, у кого в спектакле хотя бы раз было сказано слово «х...». Интересные книги о древнерусской иконе или творчестве Вахтангова у нас по-прежнему выходят, книг по теории современного театра и драмы практически нет. Разработкой новой терминологии, хоть как-то соответствующей меняющейся реальности, никто не занят. Да и поди займись ею, когда на том месте, где должны находиться осмысляющие современность гуманитарные науки, по большей части находится конспирология.
Если бы Ханс-Тис Леман написал свою книгу «Постдраматический театр» по-русски и на российском материале, я даже представить себе не могу, в каких страшных планах и каверзах его бы у нас заподозрили. В желании погубить всю великую сценическую школу? В тайной подрывной деятельности против психологического театра? Мне просто страшно за Ханс-Тиса, дай бог ему здоровья. Когда я думаю, что услышали бы представители Института театральных исследований Университета Париж III — Новой Сорбонны, составившие «Лексикон новой и новейшей драмы», у меня начинает сосать под ложечкой. Ну конечно же, они лоббируют интересы определенной группы лиц, которая уже давно хочет оккупировать все театральное пространство, а театры, где не ставят новую драму, закрыть.
Эта идея о крестовом походе чиновников и обновленцев против старых институций — весомая часть конспирологической истерии. Тот факт, что за долгие годы крестового похода ни одна старая институция, слава тебе господи, закрыта не была, а над новыми как раз время от времени такая угроза нависает (плачевная судьба маленького частного ON.ТЕАТРа, фантастически оживившего культурную жизнь Петербурга, тому подтверждение), во внимание не принимается. Люди разучились жить в реальности, они живут в придуманном мире, сражаются с химерами, а любой текст об актуальном художественном процессе воспринимают как апелляцию к верховной власти. И мне лично эта ситуация кажется настоящей интеллектуальной катастрофой.
Гуманитарную сферу России погубят не чиновники, ее погубят сами представители гуманитарной сферы, воспринимающие борьбу с чиновниками как единственную задачу своей жизни и даже не пытающиеся самостоятельно задуматься о способах модернизации вверенного им участка этой сферы. Если мы не наложим внутреннее вето на традицию писать тексты, руководствуясь старым советским принципом «не буди лиха», и не откажемся от совершенно безумной конспирологии — я не знаю, как страна (тут я не берусь делать прогнозы), но интеллектуальное сообщество у нас просто перестанет существовать. Оно окончательно превратится в сообщество Феклуш, постоянно ожидающих конца света, и Пищиков, искренне уверенных, что Ницше писал свои сочинения исключительно с целью доказать, что фальшивые бумажки делать можно.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials