Знакомство с Дрейерами

ГРИГОРИЙ ГОЛЬДЕНЦВАЙГ еле успел выхватить билет на европейский тур шведского дуэта The Knife, объявленный в связи с революционным альбомом «Shaking the Habitual», и готов объяснить почему
Маленькие бытовые моменты описывают глобальные изменения в большом мире с наибольшей точностью. Когда на концерте Kraftwerk в «Лужниках» над толпой вместо привычных зажигалок вдруг взмывают экраны мобильных, еще не умеющих фотографировать. Когда вы распечатываете на домашнем принтере первый в жизни электронный билет и недоверчиво смотрите на штрих-код. Когда после взлета самолета весь салон достает из карманов телефоны, синхронно проводит по экранам слева направо и заходит в интернет.
16 января 2013 года в 9:00 был один из таких маленьких моментов, говорящих о глобальных изменениях. Офисная жизнь в Стокгольме замерла: сотрудники редакций и дизайн-агентств, трэвел-бюро и правозащитных организаций всем миром пытались залогиниться на сайте дуэта The Knife, чтобы купить билет на их концерт. Отдаю себе отчет в неубедительности картины: поверить ей, не увидев воочию, действительно сложно. На жуткой расцветки розово-зеленоватом сайте логинились все коллеги, находившиеся в поле зрения, об этом свидетельствовали все разговоры во время ланча за окрестными столиками и вся рабочая коммуникация на протяжении последующей недели. Многие боролись за билеты на концерт впервые в жизни. И я бы не поверил — если бы не был занят этим сам: 16 января 2013-го в 9:00.
Предпродажу билетов на концерты тура «Shaking the Habitual» Карин и Улоф Дрейеры анонсировали по-джентльменски заблаговременно: поклонникам пообещали спецкоды и возможность купить билет заранее. В том, что система не справится с наплывом желающих, не сомневался никто. То, что почти все концерты европейского тура будут распроданы в первые минуты (стокгольмский — меньше чем за минуту), представить было сложнее. Дяди и тети за 30 нервно перекрикивались из-за мониторов и сплевывали в Фейсбук:
— Стокгольм — без шансов. Успела взять Берлин.
— Пишут, Осло еще остался.
— Нет уже Осло, и Берлина нет — беру Гамбург.
— Тогда мы в Италию.
— Вообще ничего нет.
За несколько минут брат и сестра Дрейеры обеспечили туристический трафик десятку европейских городов. В течение недели добавили второй концерт на родине, в Стокгольме, потом открыли официальные продажи — результат не менялся: сотни билетов уходили меньше чем за минуту. В эти дни менеджмент группы высек в переписке крылатую фразу: «Сегодня мы запускаем в продажу и распродаем тур».
Eще вчера никто не собирался ни в Италию, ни в Осло, ни в Гамбург. Лишь крохотная толика этих взрослых людей по-прежнему ходит на концерты. Они в массе своей не склонны к спонтанным решениям и уж тем более к поездкам черт знает куда, чтобы постоять в темном ангаре, обороняясь от лязга и визга затычками для ушей.
Возвращение The Knife, сыгравших с 1999 года всего два десятка концертов (последние, как хорошо известно интересующимся, — в 2006 году), обернулось затяжным сеансом психологической манипуляции: стрижка только начата. Это любимый жанр The Knife, но случай альбома и тура «Shaking the Habitual» превзошел предыдущие как по форме, так и по содержанию и произведенному эффекту. И вот почему.
Идеологическая программа Дрейеров зиждется на мифотворчестве. Миф The Knife гласит: дуэт, скрывающийся за сменяющими друг друга масками, стоит над коммерцией. С музыкальной индустрией отношения поддерживает минимально и в редчайших случаях, когда не поддержать нельзя, поворачивается к ней вот таким лицом:
Ситуации, в которой журналист или поклонник мог бы пообщаться с The Knife об экономическом базисе успеха: отчислениях Sony с одомашненной приятелем Хосе Гонсалесом «Heartbeats», синхронизации треков в мейнстримовых сериалах «Girls» и «Ugly Betty», появлении «Silent Shout» в отборочном туре шведского «Евровидения» (будущая победительница выходит под песню The Knife), — нет такой ситуации и не будет. Свою принадлежность к индустрии The Knife если и не отвергают, то педантично камуфлируют. То, что группа не дает интервью, — еще одна часть мифа: видеоманифест, где двое на качелях перед лицом своих товарищей торжественно клянутся превратить музыку в инструмент для создания политических движений — далеко не единственное публичное выступление. The Knife могут часами выступать на семинаре перед школьницами и рассказывать о роли девочек в музыке. Без всяких масок. Избирательность отказу от публичности не тождественна.
Затворничество The Knife — секрет Полишинеля: любая публичность адаптируется к среде. В случае, когда среда — города с полумиллионным (Гётеборг) или миллионным (Стокгольм) населением и тонкой прослойкой культурной интеллигенции, каждая идейная феминистка может перекинуться парой слов с участниками The Knife без душераздирающих масок и препарированных голосов, на квир-вернисаже в бывшей прачечной на окраине Стокгольма. В этот город десятилетиями приезжали писаться великие и подающие надежды в диапазоне от Led Zeppelin до группы Hurts — не только потому, что здесь такие распрекрасные студии, но и, как сформулировала это Синди Лопер, «потому что я хожу каждый день по улице без темных очков — и никого не трахает». Культура privacy — священная корова, и метрдотель в скайбаре, косящийся на видавший виды балахон Улофа Дрейера, не бросается к нему за автографом, когда Улоф оборачивается лицом.
«У меня зуд от либералов».
Стокгольм как настоящая столица и главный музыкальный кластер на севере Европы отобрал у Гётеборга оба «ножа»: и Карин, и Улофа (которого делит с Берлином). Стокгольму отплатили в клипе «Full of Fire», его здесь много: снимали и монтировали щедрой рукой. Интересно, как мудрые шведские маркетологи от туризма адаптируют историю, где по чудесному острову Сёдермальм ходят на бл…ки и ссут на улицах. Модный Сёдермальм в прошлом — рабочая слободка, ныне оккупированная провинциальными хипстерами и успешными экспатами: местный Пренцлауэрберг с перспективными ценами на недвижимость. Режиссер клипа Марит Эстберг (она же сняла видеоинтервью) — опытный возмутитель общественного спокойствия: последним ее большим проектом до The Knife был феминистский порноролик в рамках цикла Dirty Diaries, созданный на деньги, ассигнованные Министерством культуры, — с последующим скандалом.
Но вернемся к главным героям. Дрейеры — последние неприрученные медиа выходцы из Гётеборга конца 90-х — начала 2000-х, времени удивительного творческого всплеска во второй культурной столице. Бывший барабанщик Карин Дрейер Андерссон в ее первой группе Honey Is Cool Хокан Хелльстрём сегодня скандинавская рок-легенда. Бывшая правая рука и саунд-продюсер The Knife / Fever Ray Кристоффер Берг похищен Depeche Mode для работы над «Delta Machine» с исчерпывающим пояснением Энди Флетчера: «Потому что гений». Двоюродные и троюродные — Хосе Гонсалес, Йенни Уилсон, Юкими Нагано — полностью вписаны в медиаконтекст.
У создателей «Shaking the Habitual» другой способ материализации. Их анамнез слишком уж нестандартен. Потомки респектабельного скандинавского рода, самый известный из активов которого — шоколадная фабрика Fazer в Финляндии, Дрейеры выписывают газету «Рабочий», штудируют Джудит Батлер и с равно искренним запалом клеймят гетеронормативность, сверхдоходы и шведскую королевскую семью. После многолетнего молчания они вернулись со словами: «Мы хотели что-то сделать, и нужна была цель». Поиски цели продолжались не один год — как и в случае c предыдущей пластинкой «Tomorrow. In a Year», оперой по «Происхождению видов», The Knife в поисках вдохновения штудировали горы литературы — после дарвинизма, намекали брат с сестрой, должна была прийти очередь цыганского вопроса. В центре «Shaking the Habitual» он так и не оказался, и это политический промах: в 2011 году было сложно предположить, что в 2013-м именно волна цыганского попрошайничества на улицах скандинавских городов расколет общественное мнение на части.
Альбом на сегодня не слышал только покойник: о музыкальных его качествах — к критикам из Guardian и New Yorker. Кавалькада левацких выпадов расчленена на 13 треков разной степени неудобоваримости. Как любую несъедобную вещь, их невозможно не запихнуть в рот снова. И если продукцию коллег с Elektronmusikstudion или старших единомышленников Knife вроде Терре Тэймлица обыватель выключит к чертовой бабушке немедленно, то эта засэмплированная могильщина из бойлерной на окраине Стокгольма слишком уж аппетитно приготовлена, чтобы не поселиться в начале плейлистов. Селекцию треков, если что, никто не отменял. «Shaking the Habitual» — идеальный объект для коммодификации: только не бросай меня в терновый куст.
Другое дело — провозглашенная миссия музыки The Knife как инструмента создания движений и достижения политических целей так же глубоко не нова, как гулкий дрон «Shaking the Habitual». Миф и не может быть новым: он должен быть опознаваем. Радикальная политизация The Knifе вызывает уважение, но при этом именно она делает миф о музыке — предтече социальных изменений уязвимым. За билеты на пресловутый стокгольмский концерт, демонстративно заявленный в самом дурном районе города — в том, что попадает в новости не из-за перестрелки, так из-за первого в Швеции разрешения на азан, — боролись 16 января и покупают их втридорога у перекупщиков люди, от политфилософии The Knife весьма далекие.
Мне кажется, поколение шведских яппи, выросшее на второй, самой хитовой пластинке дуэта «Deep Cuts», протиравшее штаны на семинарах по Адорно и Хоркхаймеру в университете, а сегодня бранчующее с детишками по воскресеньям в гей-баре и приплачивающее домработнице из Палестины, голосует на выборах за совсем другие партии, нежели Дрейеры. Идеи равенства и братства, говоря прямо, находятся в слишком глубоком загоне в европейской среде обитания The Knife — что в недавно социалистической Швеции, что в вечном должнике Берлине. Мгновенно вошедший в историю вопль Карин (из уже упоминавшегося трека «Full of Fire») — «У меня зуд от либералов» — восторженно растиражировали именно те успешные, белые, гетеросексуальные представители ядерных семей, которые станут основной аудиторией на концертах «Shaking the Habitual». В самом лучшем случае вопль будет расслышан и переварен. А скорее всего, ну просто с позиций элементарной логики, — давайте честно: вы в состоянии понять английский Карин Дрейер Андерссон, не потрудившись залезть в подстрочник? Я — редко.
Политический трайбл-дэнс The Knife атакует в первую очередь яппи, целевую аудиторию дуэта, — и раздражает их ровно в той степени, которая необходима, чтобы доставить удовольствие. Это не удар и не переворот, это именно тот самый прекрасный nerve itch, зуд, который провоцирует на то, чтобы бросить все дела и, как школьники, драться за билеты в интернете офисным утром. Почесалось. В абсолютно счастливых, сытых странах, где проблемы локализованы в отдельных нехороших районах, — это бодрит. Грустная ирония, впрочем, в том, что для The Knife призывы к потрясению устоев — никак не понарошку. Дрейеры — плоть от плоти шведского «народного дома», продукт прекраснодушной и наивной социал-демократии, взращенный на семидесятнических детских книжках и телепередачах, среди которых «Чебурашка и крокодил Гена» («Дрюттен о крокодилен Йена») — едва ли не самый серьезный пример критического осмысления реальности. Сексуализация покинутых обществом левых идеалов — не их находка, но именно им, детям ветшающего «народного дома», этот карнавальный наряд оказался как нельзя впору.
Вернемся к 16 января 2013 года. Спустя несколько месяцев, после того как билет был куплен, альбом издан, всенародно расслушан и запротоколирован, выяснилось, что пора ехать в Берлин, Гамбург или Италию. Для себя — я надеюсь, что все-таки еду на открытие тура не за мифом. Меня вполне устраивает правящий строй. Я не пытаюсь заглянуть за маску. Мне посчастливилось увидеть с полдюжины концертов Fever Ray (сольного проекта Карин) и организовать один Oni Ayhun (сольного проекта Улофа) — при всей подчеркнутой нелюбви Дрейеров к живым выступлениям поставить шоу на их уровне способны единицы. В качестве компромисса в последний момент я решаю не платить годовую зарплату бангладешской семьи за билет Lufthansa и, к собственному удивлению, покупаю билет на поезд: 10 часов в пути, зато бюджетно и экологично. Если кто-то из стоящих рядом дядь и теть впервые снимет концерт на телефон и, сам себе поражаясь, впервые в жизни выложит на YouTube — я не удивлюсь. В маленьких моментах отражаются большие изменения — или, за неимением таковых, их иллюзия.
Европейский тур The Knife стартует 26 апреля.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials