Atomic: «Джаз — это устаревший ярлык»
Участники скандинавской супергруппы нового джаза о том, что такое джаз в XXI веке, и о господдержке культуры в Скандинавии
Шведско-норвежский квинтет Atomic, образованный в 2000-м, часто называют супергруппой нового джаза. Каждый из участников коллектива — саксофонист Фредрик Юнгквист, пианист Ховард Вийк, контрабасист Ингебригт Хокер Флатен, трубач Магнус Бру и барабанщик Пол Нильссен-Лав — звезда, известная множеством других проектов с не менее знаменитыми музыкантами. Само по себе перечисление коллабораций музыкантов из Atomic может поначалу запутать непосвященного слушателя. Ритм-секция Atomic — контрабасист Ингебригт Хокер Флатен и барабанщик Пол Нильссен-Лав играют вместе с Матсом Густафссоном в трио The Thing, которое знаменито своими взрывными фри-джазовыми кавер-версиями композиций далеких от джаза групп — например, Suicide, Yeah Yeah Yeahs, The Sonics, Led Zeppelin, Black Sabbath и Lightning Bolt. Каждый музыкант Atomic поучаствовал в одном из проектов чикагского саксофониста Кена Вандермарка, одного из самых активных деятелей современного джаза. Трубач Atomic Магнус Бру играл в квартете вместе с Вандермарком, Нильссен-Лавом и контрабасистом Адамом Лейном, занимающимся музыкой на пересечении академического авангарда и джаза. Нильссен-Лав, Флатен, Вандермарк и перкуссионист Челль Нордисон, сформировавший еще в 1986 году вместе с Густафссоном группу AALY, также играли в проекте School Days. Другие проекты Вандермарка, в которых поучаствовал Нильссен-Лав, —Territory Band вместе с Фредриком Юнгквистом, основным композитором Atomic, Vandermark 5 и Vandermark Group. Пианист Atomic Ховард Вийк, Флатен и Вандермарк образовали трио Free Fall. И так далее — разные проекты, в которые ввязывались участники Atomic, можно перечислять еще долго.
Смешивая хард-боп, фри-джаз и пауэр-джаз, музыканты Atomic первоначально стремились создать модернизированный вариант акустического джаза — в противоположность саунду саксофониста Яна Гарбарека и лейбла ECM, сформировавшего представление о скандинавском «кул-джазовом» звучании. Им удалось соединить, казалось бы, противоречащие друг другу музыкальные явления ради рождения новой музыки. Возможно, в этом и состоит новый подход к джазу в XXI веке.
20 апреля квинтет Atomic впервые сыграл в России, а после концерта саксофонист Фредрик Юнгквист и пианист Ховард Вийк, которые в основном сочиняют музыку для группы, дали интервью COLTA.RU.
— Вы впервые выступали в Москве с группой Atomic. Каковы ваши впечатления от московской аудитории?
Фредрик Юнгквист: Впечатления очень позитивные. Как я сказал еще на сцене, аудитория была идеальная — сочетание молодых и взрослых слушателей, великолепная энергия.
Ховард Вийк: Да, впечатления отличные.
Atomic — «King Kolax»
— У вас есть ощущение, что эта музыка начинает вызывать особый интерес, набирать популярность в России? Вы планируете в связи с этим выступать здесь чаще?
Вийк: По-моему, такая музыка никогда не бывает особенно популярной (смеется). Но, конечно, мы бы хотели приехать еще раз.
Юнгквист: Отдача аудитории была очень позитивная, поэтому у меня нет сомнений относительно возможности приехать еще раз. До этого я был в России четыре раза. В первый раз я приезжал в Петербург в 1989 году, тогда он еще назывался Ленинград. Тогда у меня было весьма хорошее впечатление от России — очень открытая и восприимчивая аудитория. Сегодня оно подтвердилось. Я не очень много знаю о России, о ее музыке, но сегодняшняя встреча произвела позитивное впечатление, потому что аудитория была невероятно внимательной и сконцентрированной.
— Atomic считается одной из важнейших групп нового джаза. Вместе с тем значительная часть вашей музыки ориентирована на хард-боп, Джона Колтрейна и джазовую традицию вообще. Как бы вы определили «новый джаз»? Что именно в нем «нового»?
Вийк: Это сложный вопрос. Во-первых, мы сами «новые» — в том смысле, что нас до этого никто не слышал и не знал. Я сам никогда публично не говорил, что то, что мы делаем, — это нечто очень новое. Но, думаю, нас отличает от других коллективов прежде всего то, что мы берем что-то от разных влияний и не боимся использовать все эти влияния, когда играем. Что-то из современной музыки, что-то из старого свинга, что-то из рока. Но это не просто такое постоянное переключение с одного на другое в постмодернистском духе. Скорее органичное соединение различных элементов в едином саунде.
Atomic — «Pyramid Song»
— Вы считаете вашу музыку джазом?
Вийк: Я думаю, джаз — не совсем удачное определение того, что сейчас происходит в музыке. Мне иногда трудно назвать свою музыку джазом.
Юнгквист: Джаз — это устаревший ярлык, старый бренд. Но в то же время наша музыка джазовая (jazzy) во многих отношениях, потому что сами мы очень любим джаз. Мы не думаем о том, чтобы быть современными, мы просто сочиняем музыку. У нас разные интересы: от современной академической музыки до world music. Мы играем вместе уже двенадцать лет, и это достаточно длинный путь и уникальный опыт. Наша музыка постоянно развивается, по альбомам можно проследить эволюцию группы. Но в определенной степени мы сумели сохранить уникальный саунд Atomic, который сложно объяснить словами, с самого начала и до сегодняшнего дня.
— Одной из главных особенностей Atomic по сравнению с другими проектами ее участников является композиционный подход, то, что музыкальный материал сочиняется заранее. В этот раз большую часть материала, в отличие от предыдущих альбомов, подготовил Ховард Вийк. Как это отразилось на конечном результате?
Вийк: На самом деле это просто совпадение. Так получилось, что в этот раз я принес больше материала, чем Фредрик. Альбом, конечно, звучит по-другому, потому что мои идеи отличаются от идей Фредрика. Но тем не менее это все та же группа, а композиции пишутся именно для группы.
Atomic — «Boom Boom»
— Можно ли сказать, что в импровизационной музыке каждый отдельный музыкант является одновременно композитором и исполнителем?
Вийк: Да, часто мы пишем отдельные наброски для музыкантов, которые интерпретируют их совершенно по-своему, как свои собственные. В этом смысле, конечно, все музыканты являются композиторами.
— Насколько на вас повлияла академическая музыка? Каких композиторов вы могли бы назвать?
Вийк: Фредрик Юнгквист (смеется).
Юнгквист: Мы раньше много слушали Мортона Фелдмана.
Вийк: Мне нравятся послевоенные композиторы 1940—1950-х годов. Я очень люблю Штокхаузена, Лахенмана. Мы можем перечислять имена, но дело не в каждом конкретном композиторе — у всех у них есть много интересных идей, которые могут быть использованы в контексте импровизационной музыки. Бернд Алоис Циммерман очень неплох.
Юнгквист: Надо послушать (смеется). Да, эти идеи стимулируют нашу музыку. Мне еще нравится Маурисио Кагель. Если говорить о русских композиторах, я всегда любил Стравинского.
— Участники группы Atomic постоянно играют во множестве других проектов — как друг с другом, так и с другими европейскими и американскими музыкантами. Достаточно вспомнить многочисленные совместные проекты с Кеном Вандермарком. Можно ли сказать, что во всех этих многочисленных комбинациях разных музыкантов сам процесс взаимодействия между ними важнее индивидуального вклада, который может внести каждый отдельный музыкант?
Вийк: В каждом проекте собираются прежде всего индивидуалисты, это и есть то, что делает эти проекты уникальными. В этом их сила. Иногда это делать сложно, потому что музыканты всегда заняты.
Юнгквист: Я считаю, что в этом и уникальность Atomic. Я приношу в группу собственное звучание, но в то же время на меня влияют, например, гармонии Ховарда, и моя игра не будет точно такой же в другом проекте.
— Известно, что джаз в скандинавских странах получает существенную государственную поддержку. Как бы вы сами охарактеризовали участие правительств ваших стран в музыкальном процессе, насколько это участие оказывается полезным для самой музыки?
Юнгквист: У нас достаточно хорошее положение по сравнению с другими странами, например США. Мы получаем поддержку от государства для туров. Но есть определенные сигналы, что правительство Швеции в скором времени начнет сокращать расходы на культуру. Я надеюсь, ситуация изменится. Я точно не знаю, как дела обстоят в Норвегии, кажется, там тоже есть подобные сигналы?
Вийк: Пока нет, но этой осенью предстоят выборы, посмотрим. Сложно объяснить это только лишь культурной политикой, потому что мы говорим о социал-демократических странах. У нас господдержка имеет намного более глубокие исторические корни, чем сегодняшняя культурная политика. Государство поддерживает весь спектр социально значимых явлений в обществе — бесплатную медицину, бесплатное образование; культура — всего лишь одна из таких вещей.
— Как в этом плане соотносятся джаз и академическая музыка?
Вийк: Какое-то время государственную поддержку получала только академическая музыка, которая за всю свою историю в Европе всегда финансово поддерживалась и не могла существовать в свободных рыночных условиях. Джазовым музыкантам пришлось долго добиваться, чтобы получить такое же признание.
— Что вы думаете о сегодняшней нью-йоркской джазовой сцене? Вы следите, например, за деятельностью Джона Зорна?
Вийк: Честно говоря, не имею никакого представления о том, что сейчас происходит в Нью-Йорке.
Юнгквист: Я отношусь с большим уважением к Зорну, но в данный момент не слежу за его музыкой, поэтому не могу ответить. Что касается Нью-Йорка, это очень интересный город, но я имею большие подозрения насчет нью-йоркской музыкальной жизни. Знаете, «новая музыка, прямо из Нью-Йорка!» Однако если вы сравните музыку из Нью-Йорка, например, с тем, что происходит в Голландии, — на мой взгляд, в Голландии намного больше интересного. Но очень большой интерес сконцентрирован именно на американской музыке. Конечно, есть много великих музыкантов в Америке. В то же время есть предубеждение, что в джазе и импровизационной музыке все идет сначала из США. Я в этом не уверен.
Atomic — «Green Mill Tilter»
— Насколько оптимистично вы смотрите на будущее джаза и импровизационной музыки — развитие форм, появление новых идей?
Вийк: Если бы мы смотрели на будущее джаза пессимистично, мы бы просто перестали играть.
Юнгквист: Сама ситуация встречи с аудиторией, интерес к нашей музыке или даже, при отсутствии этого интереса, какое-то глупое стремление заставляют нас продолжать это делать. Наша музыка занимает большое место в нашей жизни и в то же время как будто такое крохотное в жизни вокруг. Но после таких концертов, как сегодня, кажется, что есть возможность двигаться с ней дальше.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials