Устала Алла
На съемках телепередачи, где чествовали Аллу Пугачеву, ДЕНИС БОЯРИНОВ размышлял о том, о чем все молчат, — о трагедии клоуна, который не может уйти с арены
«А-а-а-а-а!» — истошно закричала седая женщина с начесами и в ярком макияже, сидящая позади меня на два яруса выше, когда из-за декорации на сцену вышли Владимир и Никита Пресняковы. Отец и сын заняли симметричные напряженные позы — корпус наклонен вперед, ноги чуть согнуты в коленях, в руке микрофон. Они походили на бегунов, вставших на изготовку перед ответственным стартом. Вместо выстрела пистолета заиграла фонограмма песни «Этот мир придуман не нами» — Пресняковы стали изображать пение. «А-а-а-а-а!» — снова закричала женщина с начесами.
«Женщина, прекратите, — возмутились две пожилые дамы интеллигентного вида, сидевшие ярусом ниже. — Вы кричите слишком истерически». «А вы вообще не хлопаете! — мгновенно парировала громогласная фанатка. — Вообще замолчите. Мы — на дне рождения!»
Мы действительно сидели на дне рождения, хоть и в телестудии Первого канала, где шла съемка очередного выпуска караоке-шоу «Достояние Республики». Спецвыпуск программы был посвящен Алле Пугачевой, встретившей за день до съемок свое 64-летие. Примадонна в черном платье до пят сидела в белом кресле за столиком, на котором стоял стакан воды и лежал микрофон. Позади нее сидел ее клан, ближайшие люди: дочь Кристина Орбакайте, муж Максим Галкин, бывший муж Филипп Киркоров. За ними стоял пьедестал с 15 вазами, в которых еле уместились пышные букеты цветов. Самый большой принес Киркоров.
На съемках «Достояния Республики» редко возникают острые и осмысленные дискуссии, поскольку суть этой передачи в чествовании легенд советской эстрады. В этот раз атмосфера съемок была торжественнее обычной, потому что легенда была в студии, да еще какая легенда: последняя народная артистка Советского Союза, почти 40 лет считавшаяся главной певицей страны, и до сих пор пятая по влиятельности женщина в РФ — согласно соцопросам. Разумеется, все присутствовавшие слегка робели и конфузились — привыкшие солировать в любых условиях Галкин и Киркоров вели себя как школьники-хорошисты. Стеснялся даже невидимка-режиссер, который долго подбирал слова, чтобы объяснить Алле Борисовне: одна из заминок в съемочном процессе связана с тем, что при нынешнем свете ее локоны дают на лицо непрошеные тени. Легенда сначала попыталась поправить локоны, но тут же опомнилась, отдернула руку и хрипло пошутила: «Это ваши проблемы!»
Алла Пугачева говорила в микрофон, что тоже стесняется и сконфужена количеством обрушившихся на нее поздравлений и славословий. Однако она вела себя не как на празднике, а как на работе: отменно играла свою бенефисную роль, не забывая хвалить исполнителей песен, отшучиваться, рассказывать байки и выдавать гэги (например, прохохотала гимн РФ), и одновременно режиссировала этот спектакль, давая советы режиссеру и подстегивая неизбежно расползающийся процесс съемок. До «Достояния Республики» Пугачева отработала съемку в соседнем павильоне — на «Вечернем Урганте», где она тоже показывала гэги — исполняла свои древние куплеты под Высоцкого «Старик, ты не врубаешься вообще» и песню «Из ниоткуда» с прощальной пластинки «Приглашение на закат». Примадонна, несомненно, устала и хотела только одного — поскорее закончить эту не слишком вдохновляющую процедуру (в конце концов, это не первое «Достояние», посвященное репертуару певицы). «Журналисты, давайте покороче», — говорила она крылу журналистов, которые, дорвавшись до микрофона, как правило, начинали плести поздравительную околесицу.
Единственной из «акул пера», попытавшейся в микрофон проанализировать творческий путь экс-главной певицы страны, была экс-звезда «Московского комсомольца» Артур Гаспарян. Попытка была путаной и сумбурной: зацепившись за драйвовое исполнение Ольгой Кормухиной баллады «Как тревожен этот путь», Гаспарян провозгласил одноименную пластинку Пугачевой рок-вызовом советской власти, необычайно смелой попыткой представления якобы запрещенной музыки гигантской аудитории. На самом деле и песня, и двойной альбом «Как тревожен этот путь», на котором появились шлягеры «Маэстро» и «Старинные часы», — это никакой не рок. Да и в 1982 году, когда вышла эта пластинка, рок в постолимпийском СССР уже не был запретной диковинкой — за два года до этого в Тбилиси отгремел фестиваль «Весенние ритмы», где молодой Гребенщиков и его «Аквариум» прикидывались панк-группой, фирма «Мелодия» издала записи из Тбилиси на альбоме, а также издала первый миньон «Машины времени», группа «Динамик» с молодым Владимиром Кузьминым (который тоже присутствовал на съемках) уже шла к своим стадионам.
Гаспарян ошибся лет на восемь. В голосе и песнях Аллы Пугачевой, прошедшей через школу советских ВИА, которые заменяли нашему народу The Beatles, действительно было немало рок-н-ролльного — пьянящего духа жизни и свободы, сексуальности и независимости. В некоторых своих ранних записях, сделанных до 1980-го, она предстает нашей Дженис Джоплин — например, в этой, сделанной в 1976-м на болгарском конкурсе «Золотой Орфей», где Пугачева выступала с «Веселыми ребятами». «Посреди зимы» сперва вышла в Болгарии на пластинке — такой Пугачеву у нас мало кто знал:
«Посреди зимы»
Родись Пугачева в Штатах, она бы замечательно пела блюз, в ее голосе была черная сила и черная горечь. Впрочем, ее наиболее интересные песни с ранних пластинок — «Приезжай», «Мы не любим друг друга», «Вот так случилось, мама» — это и есть не что иное, как блюз на русском, женский блюз. Она пела блюзы на стихи Цветаевой и на слова Ильи Резника и иногда сама пыталась их сочинять.
Вызов, бунт, драйв и свобода гостили на некоторых пластинках Пугачевой, выпущенных и после 1980-го. Пребывая в статусе самой яркой поп-звезды СССР, она тянулась ко всему новому — дружила с московскими рокерами старшего поколения Александром Буйновым и Александром Барыкиным, записывала песни с гениальным аутсайдером Юрием Чернавским, горячо интересовалась московским и питерским андеграундом — по слухам, пьянствовала с Кинчевым и Задерием и должна была участвовать в «Поп-механике» Сергея Курехина. В середине 1980-х, когда рок стал моден, она носила кожаную куртку в клепках и пела под фуз электрогитары Владимира Кузьмина, а позже стала покровительствовать коллективам вроде «Рондо» и «Мономаха». На рубеже 1990-х в ее «Рождественских встречах» попадались сцены крещения Руси, поданные на манер уэбберовских рок-опер: продюсер Алла Пугачева, подсказавшая Николаю Расторгуеву из «Любэ» носить гимнастерку, всегда держала нос по ветру.
Грандиозность Пугачевой заключается в ее многоликости и вездесущести. Она с легкостью меняла маски на сцене: могла быть и деревенской простушкой, и эмансипированной штучкой, и Ассолью, и Карениной — ее голосу верили при любой игре. В профессиональной жизни она исполняла десятки ролей — певица и актриса, композитор и продюсер, коммерческий директор и режиссер, руководитель журнала и руководитель радиостанции. Она находила общий язык с несмешивающимися социальными слоями — советским истеблишментом и художественным андеграундом, номенклатурой и богемой, фарцовщиками и операми. В личной жизни у нее тоже было много разных. На все хватало сил.
Но в какой-то момент времени силы стали иссякать, и пришлось от чего-то отказываться. Из всего широкого спектра артистических амплуа у Пугачевой осталось единственное, с которого концертмейстер циркового училища когда-то начинала, — амплуа Клоуна, который должен быть смешным для всех. «Я — шут, я — Арлекин, я — просто смех» — как пела она в песне, победившей на том же «Золотом Орфее» и принесшей ей первую всесоюзную известность. Нет, конечно, сама она этого никогда не признает. Алла Пугачева по-прежнему намеревается открыть свой Театр песни, о котором она твердит с середины 80-х: уже есть архитектурный проект — здание в виде 60-метрового бриллианта. Но сейчас бы ей больше подошел цирк. Клан Пугачевой, власть которого зиждется на старых связях, телевизионных шоу и таблоидных сплетнях вокруг замка в деревне Грязь, — это цирковая династия. Главной песней нулевых, с которой Пугачеву сейчас ассоциируют взрослые и молодые, стала не такая уж шуточная «Мадам Брошкина»: «А я такая вся такая-растакая, но мой поезд ушел». Поезд ушел, и самой уйти с арены уже невозможно — остается отрабатывать день рождения в телеэфире.
В комическом дуэте с Никитой Михалковым
В нулевых культ личности Пугачевой превратился в «Мульт личности», а сама она, эстрадная дива, — в вульгарную мадам Брошкину. Для внуков и внучек пожилых дам, ругавшихся в студии Первого канала, она уже не королева поп-музыки, а королева шапито-шоу, вокруг которой вприсядку пляшут раздобревшие шуты Галкин и Киркоров, и от этих гримас и гэгов давно тошнит. Нынешние дети и подростки, увы, никогда не узнают, что когда-то легенда в локонах была огненно-рыжей бестией, нашей Дженис Джоплин, а если узнают, то сильно удивятся и не поверят своим ушам.
Алла Борисовна Пугачева, возможно, хотела бы верить, что в коллективной памяти она останется фигурой масштаба Владимира Высоцкого — Орфеем в размахайке, голосом размером с жизнь. На съемках «Достояния Республики» она, рассказывая какую-то историю, обронила красноречивое «мы с Владимиром Семеновичем». Но мне с трудом верится, что на площадях больших городов нашей страны будут ставить памятники Алле Пугачевой, как сейчас клонируют Высоцкого с шестистрункой.
Впрочем, даже если поставят — это будет памятник не той Пугачевой, а той, которая с локонами.
-
8 июляКатя Петровская получила премию Ингеборг Бахман
-
5 июляПарк Горького обзаводится библиотекой Новосибирская филармония начала продавать «персональные кресла» «Коммерсантъ FM» меняет главреда Обелиску из Александровского сада вернут исторический облик? Третьяковка покажет всю коллекцию Костаки
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials