Смерть за картошку
Новый фильм Бориса Хлебникова как общее место русской литературы
Действие сельскохозяйственной драмы «Долгая счастливая жизнь» разворачивается на севере, в Мурманской области. Приполярная локация сразу задает нужный градус абсурда — эти холодные, болотистые места минимально подходят для овощеводства, в советское время главной сельскохозяйственной деятельностью тут были сенокос и выпас скота. Протагонист фильма, героический фермер Александр Сергеевич (Александр Яценко), не дотягивает до животновода, он начинает с малого — с поля картошки.
Впрочем, скорее, заканчивает: фильм, собственно, открывается эпизодом, в котором Саша выслушивает в районной администрации приговор: его черт знает как оформленная, практически самозахваченная земля отходит новому владельцу, государство в ответ выплачивает ему компенсацию и гасит кредит. С неприбыльным делом давно пора завязывать, и наш герой уже строит планы переезда в город. Но мир против: деревенские горлопаны призывают хозяина поднять дубину народной войны и отстоять родную землицу. Смущенно потупившись, Александр идет в район объявлять сопротивление. Чиновники ласково грозят бунтарю пальцем.
«Долгая счастливая жизнь» раскручивалась прессой как кинопублицистика, результат тщательного режиссерского расследования ситуации на селе, облеченного в форму художественного произведения (этому во многом способствовали увлекательные интервью Хлебникова об особенностях российского свиноводства). Но ни свиней, ни социалки в фильме нет: Александр Сергеевич, что весьма символично, растит картошку, хтоническую, земляную культуру (и мечтает, разумеется, о возвышенном птичнике), а продажная администрация окружает его, бестолкового недотыкомку, такой терпеливой, отеческой заботой, словно дело происходит в фильмах Авдотьи Смирновой с их романтическим корпоративизмом. В общем, весь документальный материал оттеснен тут назад, к фону, к багряным лесам. А то, что происходит в центре этой драмы, — не что иное, как чеховщина, демонстрация вечных глупостей и несчастий маленького человека, умело раздутая до уровня эксплойтейшена.
Герой Яценко, в отличие от практически всех героев русского кино, вызывает у зрителя несомненную эмпатию, точнее, сочувственную неловкость. По сути, «Долгая счастливая жизнь» — это триллер слез: из русской литературы мы уже знаем о герое чуть больше, чем он знает сам (а на самом деле — все), и с неприятным волнением следим за тем, как он последовательно «перечеркивает себя» (цитата из фильма): идет на поводу у толпы, не внемлет советам разума, вслух убеждает себя в правоте своего нелепого (и никому, как вскоре выяснится, не нужного) дела. Все это жалко, криво, безнадежно, фатально. С вестерном, от традиции которого отталкивался Хлебников в самом начале работы над фильмом, «Долгую счастливую жизнь» роднит вот это повсеместное ощущение фатума, но здесь фатальность — не достойный противник эпического героя, а судьба неудачника, станционного смотрителя и идущего в народ студента, немного стыдная, мелкая, лишенная на самом деле героики. Этой судьбе вот уже двести лет, и кажется — она, как призрак, будет еще лет двести ходить по России. «Задавшись благими намерениями, я отправился в деревню хозяйничать, но потерпел фиаско».
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials