Принудительная фиксация
АЛЕКСАНДР ПЕРЕПЕЛКИН — о парадоксальном соседстве Петера Нестлера и Жан-Мари Штрауба в ретроспективной программе Гете-Института «Сопротивление истории»
С 11 по 14 апреля в московском киноклубе «Фитиль» пройдет организованная Гете-Институтом двойная ретроспектива немецких режиссеров — Петера Нестлера и Жан-Мари Штрауба (куратор — Кирилл Адибеков). Названная «Сопротивление истории», программа находит неожиданные параллели в двух, казалось бы, противоположных тенденциях немецкого (и, шире, европейского) кино — театрализованном логоцентризме Штрауба и медитативной документалистике Нестлера.

Петер Нестлер
Объединение в одну программу фильмов Петера Нестлера и дуэта Штрауб—Юйе представляется на первый взгляд вызывающим кураторским решением. Кинематограф Нестлера и кинематограф Штрауба — в каком-то смысле антагонисты. Они воплощают в себе два кардинально разных подхода к фиксации окружающего мира. Метод Штрауба — агрессивный, радикальный, агитирующий, демонстрирующий мир человеческой коммуникации как натюрморт. Кино Нестлера, напротив, отражает созерцательный, очищенный от оценочных суждений взгляд. Взгляд примиряющий, синтезирующий природное, гуманитарное и социальное в общую ландшафтную историю планеты, в единый пейзаж, не умирающий на пленке. Две эти концепции, очевидно основанные на диаметрально противоположных режиссерских методах, тем не менее совпадают в своих целях: максимальная конгениальность кино и фиксируемой на пленку действительности, превращение кинокамеры в рентгеновский аппарат, инструмент наблюдения за реальностью, еще более чувствительный, чем невооруженный глаз.
Петер Нестлер — один из самых деликатных наблюдателей в кино. Его точка зрения — это не взгляд натуралиста, в основе которого всегда находится четко проведенная граница между мирами наблюдателя и наблюдаемого, и не взгляд классического документалиста с присущей таковому ощутимой отстраненностью. Его фильмы — это метод медитации. То, что делает Нестлер в документалистике, можно сравнивать с брехтовскими преобразованиями в театре, попыткой слома четвертой стены между местом, человеком и историей. Развитие этого навыка позволяет Нестлеру занять особое положение в пространстве, смотреть на мир из некоей вневременной позиции. Так становится возможной максимальная включенность зрителя в то, что еще недавно являлось просто историческим свидетельством.
Власть над изображением Нестлер обретает благодаря работе с попадающими в кадр объектами как с объектами археологии. Семиотически мир этого режиссера — не Текст, а Документ. Весь корпус работ Нестлера кажется единой лентой из множественных склеек, единым историческим целым. Для понимания Нестлера необходимо воспринять его фильмографию целиком — только так может открыться вся захватывающая панорама этого пейзажа. Отдельные эпизоды настоящего Германии для Нестлера — это неразрывная на самом деле нить, из которой он, как ткач, сшивает полотно Истории.

Петер Нестлер в фильме «Eine hübscher als die andere»
Его фильмы — результат монтажного искусства, выходящего за рамки кинематографа. Наглядным примером может послужить фильм Vantan (1985)— ювелирная работа со статичным изображением. Рассказывающий о жертвах катастрофы на шахте в Северной Силезии фильм формально является элементарным слайд-шоу, снабженным закадровым рассказом. Но в то же время это попытка переосмысления кинематографа, точнее — его практики создания движущихся изображений.
Личная история Нестлера — это сложный случай кинематографиста, не примкнувшего ни к тогдашнему западногерманскому мейнстриму, ни к «новому немецкому кино» (к которому режиссера тем не менее относят немногочисленные критики, знакомые с его фильмами). Его часто называют одним из самых недооцененных режиссеров нашего времени и одновременно одним из самых выдающихся документалистов послевоенного немецкого кино. Отношения произведений Нестлера со зрителем, которого он так и не нашел, — несправедливо ироничная история о том, как режиссер, стремившийся рассказывать простым, доступным языком о сложном, оказался невостребованным в эпоху, когда бушевала «новая волна» с ее патологической привычкой усложнять элементарное.
Авторская позиция Нестлера неуловима, поскольку напрямую происходит из его способности к бесчувственному взгляду, единственно допустимому для создания объективного документа. Мастерство Нестлера как документалиста доказывается тем, что весь его видеоряд самодостаточен, он не требует присутствия автора. И все же есть следы, улики, аллюзии, в которых мы могли бы угадать взгляд режиссера на самого себя (смерть автора не отменила практику создания автопортретов). Вот, например, мальчик, что рисует углем в Aufsatze (1963), фильме о швейцарской деревенской школе. Это работа дебютного периода, в ней можно угадать начинающего Нестлера, который позже будет сравнивать необходимость делать фильмы в нищенских условиях с рисованием углем. В одной из бесед режиссер вспоминает, что принятая им эйзенштейновская практика работы с раскадровками до съемок была его единственной возможностью снимать, поскольку пленка ему доставалась редко. «Это как рисование мелом и углем, так работают, когда нет масла». Лишения способствовали формированию у Нестлера полноформатного, но при этом предельно лапидарного стиля. Угольная графика как метафорический мотив часто появляется в его работах. Свободу от материальных средств и средств производства Нестлер пронесет через всю жизнь, а в 1994-м сделает Hararna Fanger och Steker Jägaren — художественную форму, находящуюся на перекрестке анимации, кинематографа и графики.

Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе
Не преследующее цели бытописания, кино Нестлера пытается задокументировать самый человеческий дух — критический для немца Geist, предвечно пребывающий в Месте, Времени и теперь — в Природе, которую Нестлер делает новым измерением его существования. Natur, где пребывала аллегория поэзии у Шиллера (чужестранка, дарившая пастухам цветы и фрукты, что зрели для нее в другой стране: In einem andern Sonnenlichte / In einer glücklichern Natur), у Нестлера становится увядающим пейзажем, покинутым домом человечества, мастерской, пережившей преобразования работника. Воплощением такого способа мировосприятия становится Die Nordkalotte (1991), один из редких цветных и полных метров режиссера. Ставший результатом путешествия Нестлера на север Скандинавии, в мифическую колыбель германского народа, фильм показывает, как на физическом рубеже Европы идет борьба природы с индустриализацией: сырьевая промышленность против заповедной тундры, токсичные отходы против реликтовых лесов. «Северный Калотт» — ода Нестлера к пейзажу и вершина его пейзажного искусства. В то же время фильм лишен экологического пафоса. Нестлер не был бы собой, если бы пытался навязать конфликт «природа против человека»: лопари рассматриваются им как органическая часть природы, они как будто связаны с ней незримой пуповиной. И, как естественный элемент пейзажа, древние народы Севера гибнут вместе с ним.
Несмотря на кажущуюся незамысловатость техники и каталептическую работу оператора, Питер Нестлер находился в постоянном поиске новых средств выразительности, открывая новые возможности использования камеры. Его дебютная работа Аm Siel (1962), по собственному признанию, была попыткой отразить всю Германию в одной деревне, как в зеркале. Создание инвариантно объективного и истинного изображения (точнее, зеркального отражения) действительности, которое невозможно недополнить или переполнить (зеркало показывает все), — это и есть фундаментальный принцип художественного метода Нестлера.
Штрауб, в противоположность Нестлеру, опирается на слово, литературный текст, наследуя немецкой театральной традиции. Персонажи Штрауба всегда цитируют, они не говорят в традиционном смысле, когда речь персонажа является реакцией на какие-то события фильма или служит выражением эмоций. Жак Рансьер считает, что метод Штрауба — расстановка говорящих тел для связывания текста с геометрией пространства, таким образом человек — лишь вспомогательный, необходимый инструмент для произнесения цитат. Текст, произносимый телом, в фильме сам становится телом, терминологической плотью из слов. Монолог важнее диалога. Эта французская традиция «новой волны», перенесенная Штраубом на немецкую почву, мутирует, но в целом не превозмогает себя. Штрауб, отчасти сделавший кинематограф инструментом философского познания, экспериментирует с различными нарративными традициями, снимая постановки на основе классических и образцовых текстов древнегреческой трагедии, абсурдизма, модернистской литературы, Шенберга, Бертольта Брехта, Гельдерлина, Малларме. Словно порядочный немец, Штрауб (бежавший в Германию из Франции от призыва) экранизировал и Бёлля.

Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе
В 1970-е Штрауб совершает синтез беньяминовских оппозиций — эстетизации политики фашизмом и ответной политизации искусства коммунизмом, настаивая на отсутствии различий между политикой, искусством и жизнью. Штрауб, определяющий себя на левом фланге киноискусства, фирменными длительными статическими кадрами, бросающими зрителя в протяженность бесконечности, педагогически настаивает:
стабильность — антиномия развития;
стабильность — состояние прервавшихся эволюционных траекторий;
стабильность — ржавчина венца творения;
стабильность — аборт проекта «человечество».
И если всякое немецкое кино в известной степени наследует экспрессионизму, то фильмы Штрауба — его простая антитеза, умножение на минус один. Густые акварельные экраны «Носферату» с набухшей в углах темнотой здесь стали хирургическими залами с монотонным преобладанием белого, операционного света — фактически скальпеля, которым кинокамера вскрывает душное брюхо социального общения. Для Штрауба нет другого инструмента, способного не только удалить из процесса наблюдения эмоциональность, но и полностью дегуманизировать образ человека, лишить его, как понятие, смысла. Камера разрушает обыденный язык. Камера, как глазок гастроскопа, показывает независимые от культуры органы пищеварения политики (с особой ясностью мы видим их в «Классовых отношениях», снятых на основе «Америки» Кафки, работе Штрауба и Юйе, удостоившейся почетного упоминания на академическом Берлинском МКФ 1983 года). Штрауб, действительно, последователен в том, что сам он называет «кино, стоящее на собственных ногах»; кино, которое обязано быть по-медицински точным — и документальным.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials
