Молодая гвардия
«Митина любовь» и «Елка у Ивановых» в «Гоголь-центре», «Портрет Дориана Грея» в Театре имени Ермоловой: КРИСТИНА МАТВИЕНКО о молодой режиссуре на московских подмостках
Режиссеры возрастной категории «25+» в последние годы без работы не сидят — на небывалую для отечественной драмы востребованность молодой режиссуры оперативно отреагировал даже внутрицеховой жаргон, введя в обиход звучное словечко «молреж». Нет в сегодняшнем российском театре человека более занятого, чем молреж, — предложения от худруков больших и малых театров сыплются на него как из рога изобилия: хочешь — проходи боевое крещение в регионах, хочешь — делай себе имя в столицах, не в Москве, так в Петербурге. Театральные боссы в кои-то веки рассуждают прагматично: зачем ждать, пока желторотые птенцы оперятся, пускай работают здесь и сейчас, пока есть энергия и силы. Особенно устойчивый спрос на молрежей наблюдается в тех столичных театрах, что начали нынешний сезон во главе с новыми худруками: Олег Меньшиков приглашает ученика Кирилла Серебренникова Александра Созонова поставить уайльдовский «Портрет Дориана Грея» в обновленном Ермоловском, а у самого Серебренникова в недавно открывшемся «Гоголь-центре» дебютируют выпускник Иосифа Райхельгауза Денис Азаров («Елка у Ивановых» Александра Введенского) и прошедший актерскую школу Льва Додина рижанин Владислав Наставшев («Митина любовь» Ивана Бунина).
Инсценировка бунинской повести — перенос одноименной работы Наставшева, два сезона назад шедшей в Dirty Deal Teatro, открытом в бывших складских помещениях на задах рижского городского рынка. В обеих версиях спектакля героев «Митиной любви» режиссер загоняет на утыканную металлическими штырями вертикальную стенку, по которой паре молодых актеров приходится с акробатическим упорством передвигаться на протяжении всего действия, — остроумный прием переводит химию любви в видимую ее физику, заставляя осязаемо пережить крайнюю степень душевного и телесного беспокойства, обуревающего бунинских протагонистов. Драму юношеских искушений витальная Александра Ревенко и рефлексирующий Филипп Авдеев (ученики Кирилла Серебренникова по Школе-студии МХАТ) играют с лаконизмом и рельефностью. Однако московская реинкарнация спектакля страдает от той же внутренней статики, что отличала и рижский первоисточник, — предложенная режиссурой смысловая вертикаль осваивается хоть и разнообразно, но монотонно, а однозначность ловко придуманного аттракциона усекает полнозвучие «Митиной любви» до бесхитростного театрального экзерсиса, аккуратно (пускай и не без обаяния) исполненной начинающими артистами гаммы.
«Елка у Ивановых», выпущенная помогавшим Серебренникову в работе над «Золотым петушком» и самостоятельно выступавшим на поприще оперной режиссуры Денисом Азаровым, — первая в России постановка пьесы Александра Введенского. Когда-то ее фрагменты ставил Роман Козак, время от времени ее используют в качестве материала для дипломных работ в театральных вузах (на выходе чаще всего получаются нарочно «странные» спектакли, в которых текст Введенского читается нарочно «странными» голосами, — и все это почему-то проходит по ведомству абсурдизма), но вот чтобы «Елка у Ивановых» была представлена на отечественной профессиональной сцене целиком и полностью — это случилось впервые.
Вслед за Введенским Азаров предлагает актерам говорить нормальными голосами и вообще делать все то, что черным по белому написано в пьесе, оставив претензии на пресловутую «странность». Мать и отец Пузыревы сношаются на диване, пока их обезглавленная дочка лежит на столе, а подошедший к ним годовалый младенец (которого, к слову, играет старейшина труппы бывшего Театра им. Гоголя, а ныне самая востребованная актриса «Гоголь-центра» Майя Ивашкевич) жалуется, что ему противно, — потому что и правда ведь противно. Реальность пьесы режиссер видит так, как если бы семейство Ивановых существовало на самом деле и терпеливо ждало Рождества, а в итоге вместо подарков получило под елку дикое убийство девочки Сони.
Денису Азарову удалось сохранить и обнаружить мрачный юмор, который у Введенского строится на коллажном смешении обыденного и фантастического. Одна беда: затейливо придуманное пространство (зрители попадают в зал из фойе через шкаф, еще один шкаф, стоящий в углу, по ходу действия поглощает героев, оказываясь вратами в потусторонний мир) и ряд придуманных режиссером «спецэффектов» несколько смазывают впечатляющий эффект «фантастического реализма» — наиболее отчетливо гротесковое смещение возникает в спектакле там, где актеры играют максимально достоверно, а режиссер осмысляет реальность «Елки у Ивановых» как пугающую в своей обыденности действительность.
Поставленный Александром Созоновым на большой сцене Театра имени Ермоловой «Портрет Дориана Грея» с Олегом Меньшиковым в одной из ключевых ролей заочно выглядел историей о клинче поколений, очередной попыткой вживления нового театрального содержания в старую, омертвевшую театральную форму. На премьере, однако же, выяснилось, что все новое в постановке Ермоловского таковым может считаться достаточно условно, что нехитрую режиссерскую фантазию артисты Ермоловского подминают своими старорежимными замашками на раз, а вместо спектакля публике предложено полюбоваться на груду претенциозных и плохо сделанных аттракционов. Движущийся экран, флэшка с роковым портретом, стриптизерша в латексе и танцы Анны Абалихиной под ревущее из колонок техно, рекламные постеры со стилизованным под «Шанель» логотипом DG, рамка с металлоискателем, через которую проходят в дом Дориана, party на фоне салатового задника, какой бывает в фотостудиях, — можно было бы подумать, что Созонов актуализирует сюжет, но в действительности он его лишь пересказывает, спотыкаясь на каждом слове.
В искусственном, тотально вторичном и до жути бесстильном пространстве этого «Дориана Грея» нет места даже драйву — говоря о любви друг к другу, мужчины здесь откровенно стесняются собственных слов. Рассказ про записных столичных метросексуалов получился нескладным клипом, маниакально одержимым желанием быть модным — но в итоге выглядящим не дороже, чем поддельный DG, сделанный в Китае. На таком фоне единственным по-настоящему запоминающимся героем спектакля предсказуемо становится Олег Меньшиков — не потому, увы, что выдающийся актер как-то особенно хорош в роли лорда Генри, просто он сам по себе денди и герой настоящей, не фейковой, рекламы. Говоря о последней премьере Театра имени Ермоловой, очень легко списать неудачу на профессиональный тонус труппы — артисты, мол, плохие, и дело с концом. Но разве не в том же Ермоловском пару месяцев назад был показан «Театральный альманах», в котором разномастная труппа выглядела коллекцией живых и интересных персонажей?
Сходства между спектаклями трех молрежей, друг за дружкой вышедших на московскую сцену, ровно никакого, так что про поколение двадцатилетних и его высказывание лучше промолчать. Бессмысленно было бы предъявлять нынешней театральной молодежи какой-то особый счет, неверно ждать от них спектаклей-поступков и премьер-манифестов: нам приходится жить, а им — работать в эпоху театральных перемен, когда процесс важнее результата. Важно другое: в застоявшиеся без притока новых сил столичные стационары наконец-то пустили свежую кровь, и в контексте сегодняшнего театрального процесса терапевтический эффект этой процедуры, что называется, трудно переоценить.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials