Repetitio, любовь моя
АНДРЕЙ ПРОНИН о «Любовной истории» Дмитрия Волкострелова в «Приюте комедианта»
Я обременен определенной долей инсайда — как раз в дни, когда заключался договор с режиссером, работал в том самом «Приюте комедианта» и хорошенечко помню, как Дмитрий Волкострелов просил не загонять его на сцену, а дать возможность сделать спектакль в альтернативном пространстве. Дирекцию такой вариант не устроил — в итоге получилась «Любовная история» Хайнера Мюллера. Ее, кстати, в отличие от тюзовских постановок Волкострелова («Злая девушка», гостившая вчера в Москве на «Золотой маске», и «Танец Дели») не разрешается считать копродукцией с волкостреловским «театром post»: туда принципиально не берут спектакли, идущие на подмостках и котурнах.
Подозреваю, что спектакль по Мюллеру также был бы немыслим в условиях строгого «Поста». Разве что тексты автора превратят в музейный экспонат, как произошло с Shoot / Get Treasure / Repeat Равенхилла (был в прошлом году на NET), но все же Мюллер много крупнее и влезет отнюдь не во всякий музей: он не только писатель, но и теоретик и практик театра, и эту его ипостась трудно оставить в тени. Соглашаясь на компромисс и выходя на сцену, режиссер Волкострелов не упустил шанса на встречу с гением постмодерна, почти не открытым нашим театром и едва введенным у нас в культурный оборот. Перед Волкостреловым стояла сложнейшая задача: остаться собой и одновременно включиться в чужую, даже чуждую, постмодернистскую эстетику.
Предыдущим спектаклем режиссера был «Танец Дели»: в тексте Ивана Вырыпаева объяснялось, что и Освенцим — тоже танец. В «Любовной истории» эта сомнительная гармония вдруг зазвучала в полную силу. Танец волкостреловского театра — это так называемый нью-минимал, эстетическая система, восходящая к Джону Кейджу, учение об искусстве, не воспроизводящем и не анализирующем, а дышащем, живущем живой жизнью во всем беспредельном роскошестве этой тавтологии. Искусстве безыскусном, больше котирующем случайный шорох, чем трансцендентную виртуозность пианиста. Искусстве принципиально внеидеологическом, не спутывающем, как постмодерн, «да» и «нет» в ленту Мебиуса и не взыскующем «да» в «нет» и «нет» в «да», а попросту уклоняющемся от вопросов.
Мюллер, напротив, был, конечно, плоть от плоти Освенцима. Он нес боль и удрученность политическими преступлениями и социальным злом. Ученик Брехта, он верил в театр как идеологический инструмент. Социалист, он строил пролетарский театр. Но Мюллер — еще и ревизионист-диссидент: его пьесы — не столько оды социалистическому строительству, сколько горестные вопли о недостижимости общественного идеала. «Тотальная драма», изобретенная Мюллером, зиждется на принципах «бедного театра», отказавшегося от бульварной развлекательной мишуры, на брехтовском отчуждении, но и на фрейдовском учении о подсознании, юнгианском — об архетипе. Отсюда знаменитые Мюллеровы эпизоды-сны, а также сложный инструментарий вовлечения зрителя в суггестивный транс и обращение к сценическим принципам античной трагедии.
Перед режиссером стояла сложнейшая задача: остаться собой и одновременно включиться в чужую, даже чуждую, постмодернистскую эстетику.
То, что не вполне удалось Вырыпаеву, у создателей «Любовной истории» получилось как-то даже непринужденно. Заменяющие декорацию (Кейдж декорации не требует, а Мюллер и вовсе ее не рекомендует) объекты — не что иное, как Open Structures Сола ЛеВитта, классика изобразительного минимализма, открытые стереометрические формы. Заметьте, это даже не «Черный квадрат», это стерильная и дружелюбная пустота. Художники спектакля Яков Каждан и Ксения Перетрухина наполнили эти пустоты стаканами с водой — чистой и прозрачной. Стерильность не ушла, но, крадучись, явилась идеология. Наверное, не следует пояснять, что «стакан воды» означает в марксизме безответственную свободу сексуальных отношений, о которой — с невиданной в современном театре целомудренностью — и размышляет Волкострелов. Явилась и суггестия: блистая в лучах софитов, десятки стекляшек вводят зрителя в подобие транса, словно очочки доктора Калигари.
Подобающая постэкспрессионисту Мюллеру образность шедевров экспрессионистского немого кино в спектакле, кажется, тоже процитирована, хотя и слишком робко — прежде всего в световой партитуре, но даже этого хватает, чтобы заиграло пространство зала «Приюта комедианта» (к слову — бывшего кинотеатра «Сатурн»). Правда, гигантская катушка-бобина вращается не в рубке, а прямо на сцене, зато невоспитанные зрители в зале кричат, шипят, хихикают и требуют вернуть деньги за билеты, словно в сельском киноклубе моего детства. Когда вместо «Бей первым, Фредди» им показывали какую-нибудь «провокацию» вроде Тарковского или Феллини. Я не сравниваю Волкострелова с Феллини, боже упаси, а вот крикунов и сравнивать нечего — это все те же, только подросли. Почему они никогда не задумываются, что могут своими воплями и смешками помешать другим зрителям? Откуда эта наглая вальяжность? Сугубо риторический вопрос, который уведет нас далеко от нитки разговора.
Взяв за основу спектакля не громкую пьесу вроде «Квартета» или «Волоколамского шоссе», а юношескую новеллу Мюллера, вполне ординарную и типичную для времени, так и норовящую встать в ряд с «Любовным случаем» Макавеева и «Любовью блондинки» Формана, режиссер виртуозно отразил в ней будущий мюллеровский феномен. Лаконично-вкрадчивая почеркушка: студент Ханс П. (сокращенная фамилия многозначительно намекает на документальную подлинность — мол, его фамилия, конечно, Пфайпфер или Поппер, но ему, бедному, жить еще, пусть будет П., кому надо — узнают) осваивал курс марксистской этики и штудировал к экзамену главу о равноправии женщин. Одновременно познакомился с юной фабричной работницей, сделал ей ребенка и настаивал на аборте, короче, вел себя словно и не марксист, а буржуа со своей содержанкой. Гордая девушка не послушалась, решилась рожать, а слушать извинения одумавшегося ухажера отказалась. Волкострелов разбивает эту простую и назидательную прозу на фрагменты. Принципиальная фрагментарность и отказ от аристотелевских иерархий — принцип позднего Мюллера. Равно, кстати, как и Кейджа — тут они едины.
Текст новеллы в спектакле не разыгрывается, не показывается, даже не рассказывается — исполняется четырьмя актерами, которых так и тянет назвать солистами. Немного смешно слышать, что Волкострелов повторяется и не предъявил в этом спектакле ничего нового. Повторяется в «Любовной истории» не Волкострелов, а фрагменты текста Мюллера — впервые режиссер использует репетитивную технику Кейджа. От простого перечитывания одного и того же куска спектакль движется к эффекту сложного эха. Дробящаяся на отзвуки проза превращается в подобие стихомифий, которыми писал свои трагедии Мюллер. Отстраненная, нераскрашенная манера, в которой принято подавать актерские реплики в минималистском театре Волкострелова, неожиданно вошла в резонанс с возвышенным, безэмоциональным говорением античной трагедии. По крайней мере, тем представлением о ней, которое исповедуют Мюллер и его ученик Теодорос Терзопулос. Волкострелов добавляет неожиданный и мощный аспект: часть текста произносится актерами в микрофоны за сценой, в то время как на подмостках солируют их молчаливые товарищи. Возникает эффект маски античного театра — актерской реплики при неподвижных губах.
Стерильность не ушла, но, крадучись, явилась идеология.
Отважные приключения актеров в этом спектакле — тема для отдельной статьи. Мне трудно было представить себе, что Волкострелов обратится к идеям любимого Мюллером Антонена Арто, но это произошло. Перед нами театр жестокости. Ослепительная улыбающаяся дива Алена Старостина, сосредоточенная умница Алена Бондарчук, сдерживающий нервную ухмылку Илья Дель и показательно неприветливый Иван Николаев начинают спектакль с долгих молчаливых аутодафе перед зрительным залом. Каждому положено встать и молчать, стоять как можно дольше, не обращая внимания на улюлюканье и смешки. Тут нет места каботинству, тебе не будут дарить цветы, ты не пошлешь залу воздушный поцелуй — потная, неблагодарная работа актера-пролетария, не прикрытого ни образом, ни обаятельной манеркой, ни декорацией, ни сюжетом. Пытка длится долго: возникает наконец звучащий текст, но текстуальный репетитив раздражает зал не менее. «Мы уже выучили», — кричит мерзким голосом какая-то тетка из зала: она считает, наверное, себя большой остроумицей. Трагедия входит в спектакль прежде драматического натяжения сюжета: она в жертвоприношении актеров, выносящих глумление публики с кротостью леди Годивы. Неожиданно ловишь себя на мысли, что форма смыкается с тематикой. Крики хулиганов, пришедших «отдохнуть и развлечься», слишком похожи на требовательные понукания клиента, недовольного нерасторопной проституткой.
Более благодарный зритель найдет в спектакле другие поводы для удивления. Намеренно сбоящий темпоритм и шумные перестановки за закрытым занавесом — уникальный для российского театра, твердящего мантру о «профессионализме», радикализм. На втором спектакле монтировщики слегка струсили, тогда на сцену выбежал художник Яков Каждан и стал громко топать и бросать на пол железяки — ведь нельзя нарушать концепцию! В спектакле Волкострелова реализован образ пролетарского театра — бедного, трудового, приглашающего зрителя, словно за кулисы, причаститься работы. Но оцените красоту игры: одновременно это и реализация принципа Кейджа о постороннем шуме как важнейшей части произведения. «Любовную историю», по аналогии с кейджевскими пьесами для препарированного фортепиано, можно назвать квартетом для препарированного театра. И, кстати, о сбоящем темпоритме. Верные принципу кейджевой алеаторики, примата случайности, актеры тащат за кулисами жребий во время действия — кому выходить первым в каждой сцене: фиксированного порядка выходов нет, спектакль каждый раз идет по-новому.
Конечно, в «Любовной истории» есть пощечина общественному вкусу, без нее Мюллер немыслим: это был бы какой-то Штирлиц уже, а не Мюллер. Но я бы не торопился вслед за иными говорить о «провокации», тут больше иронии, легкой насмешки над театральными конвенциями: бесконечно раздвигающийся занавес, заедающий, словно испорченная пластинка, финал, снова и снова повторяемый, пока последний — last but not least — зритель не покинет зал. Из этой серии и внезапный перерыв действия на мини-концерт очаровательной и простодушно-искренней девичьей группы «Трипинадва». Хотя в этой шутке тоже кроется много истин. Готовность зрителя теперь еще и послушать «Трипинадва» — своеобразный практический тест на равноправие женщин. А еще этот дивертисмент — оммаж шедшему на этой же сцене спектаклю Андрея Могучего «Не Гамлет» по мотивам Сорокина и того же Мюллера: там, помнится, играла девичья группа «СтраХУЙдет». Ну и наконец: это небольшая капитуляция Волкострелова — как перед трагическим пафосом, который его спектакль вырабатывает в промышленных количествах и который требует своевременного отвода, так и перед стыком в новелле чтения «Капитала» Маркса и описания фрейдистского страшного сна. Смычки Маркса и Фрейда антиидеологичный Волкострелов уже не потерпит — и отслоит двух великих идеологов одного от другого гитарными песенками.
Встреча двух полярно противоположных культурных школ привела к особому результату. За криками о провокациях хотелось бы не выплеснуть важного факта — Волкострелов, невольно отстранившийся от школ Кейджа и Мюллера, поставил почти традиционалистский спектакль, уж точно подпадающий под понятие «неоакадемизма», хотя бы по факту культурной емкости. Есть тут сцены, которые, пожалуй, одобрил бы и учитель Волкострелова Лев Абрамович Додин. Например, эпизод, повествующий о соитии Ханса и рабочей. Актеры в шахтерских касках — маленькие копатели своего счастья в маленьких шахтах — протягивают друг другу по стакану воды и поворачиваются к публике анфас. Зритель уже не видит актеров, видит только огоньки, блуждающие в темноте. Это уже романтизм, и это ослепительно. Действительно ослепляет — публика не даст мне соврать.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials