pic-7
Арто Ушан

Свинг на танцполе

Свинг на танцполе

АРТО УШАН списался с Алексом Барком, музыкальным директором лейбла Sonar Kollektiv, который вернул в берлинские ночные клубы джаз и фанк, и выяснил, насколько важны для них тренды


Чуть больше 15 лет назад шесть немецких диджеев и продюсеров — Алекс Барк, Клаас Брилер, Юрген фон Кноблаух, Роскоу Кретчманн, Штефан Ляйзеринг и Аксель Райнемер — объединились под названием Jazzanova и открыли рекорд-лейбл Sonar Kollektiv. В то время как стены берлинских клубов сотрясало прямолинейное техно, энтузиасты из Jazzanova сконцентрировали свое внимание на других ритмах — джаз, боссанова, хип-хоп, фанк и соул, предложив танцевальную альтернативу прямой бочке. Сегодня в Берлине большинство все еще танцует под техно, но за 15 лет существования лейбл Sonar Kollektiv, открывший 8 подразделений и выпустивший около 250 релизов более чем 80 исполнителей, стал одним из символов ночной жизни немецкой столицы и примером для тех, кто ищет свой собственный путь в танцевальной музыке.

© Joachim Gern

Первая вечеринка Jazzanova прошла в клубе Delicious Doughnuts в берлинском районе Митте, где в середине 90-х диджеи заводили пластинки с джазом, соулом и фанком. В последние годы и вплоть до своего закрытия в прошлом году Delicious Doughnuts был «афтепати»-местом, заполнявшимся людьми лишь к пяти-шести часам утра, чтобы танцевать до обеда следующего дня под тек-хаус. «Тогда это был клуб, куда приходили берлинские индивидуалисты послушать музыку, отличавшуюся от мейнстрима, который играл повсюду», — вспоминает один из основателей Jazzanova Алекс Барк, занимающийся на Sonar Kollektiv отбором артистов.

Наверное, каждый диджей или продюсер в какой-то момент начинает задумываться о создании лейбла. Рекорд-компания может стать неплохим подспорьем в собственной карьере и в то же время помогает найти единомышленников. Именно так и было в случае Jazzanova, когда в 1997 году они вдохнули жизнь в свою идею под названием Sonar Kollektiv. «Да, конечно, в самом начале это определенно была идея, вдохновленная больше эмоциями, нежели практическими соображениями, — рассказывает Барк. — Но для Jazzanova, для нашей диджейской деятельности и для восприятия нас клубами и слушателями лейбл стал хорошим фундаментом». Как и в любой истории, которая вышла из увлечения, при создании Sonar Kollektiv не делались ставки на получение больших прибылей — в самом начале все функции сотрудников рекорд-компании выполняли сами участники Jazzanova. Изменилось ли что-то спустя 15 лет? «Я не могу сказать, что лейбл приносил нам когда-либо большие деньги. Основная прибыль, которую мы получаем от работы в Sonar Kollektiv, — это хорошая музыка», — говорит Алекс Барк.

Почти сразу после начала работы Sonar Kollektiv стал выпускать пластинки не только Jazzanova, но и множества других музыкантов и диджеев, многих из которых — например, нью-джаз-ансамбль Micatone или сингер-сонграйтера Клару Хилл (Clara Hill) — сложно даже условно отнести к клубной музыке. Каталог этого лейбла отличается особенным многообразием, которое, возможно, и стало залогом его успеха. «Мы всегда хотели быть лейблом-исследователем, и я до сих пор не могу назвать какой-то другой инди-лейбл, у которого был бы такой же широкий спектр выбора, как у Sonar Kollektiv, — говорит Барк. — Мы всегда могли себе позволить выпускать музыку, которая нам нравится, даже если она не обладает на первый взгляд коммерческим потенциалом». Нью-джаз, фьючер-джаз, броукен-бит или даунбит — в каталоге Sonar Kollektiv можно найти все что угодно. В нем есть и техно, но даже техно здесь звучит по-особенному. Как, например, в записанном с помощью живых инструментов проекте Кристиана Проммера (Christian Prommer) Drum Lessons. Но при всем разнообразии релизов все же можно найти что-то общее в продукции берлинского лейбла, как, например, сильный вокал, мелодичный бас или нестандартный грув.

«Основная прибыль, которую мы получаем от работы в Sonar Kollektiv, — это хорошая музыка».

Эти элементы объединяют и вечеринки лейбла, которые Jazzanova регулярно устраивает сегодня в разных городах по всему миру. «Для меня до сих пор важно играть в клубах из-за энергии, которая возникает во время выступления, — признается Алекс Барк. — Самое неприятное — это когда люди приходят на пати и стоят, уставившись на диджея, как будто сейчас должно произойти что-то необычное, а ты просто играешь хорошую музыку. Для меня все-таки важен диалог с теми, кто приходит на наши вечеринки. Когда в конце все обнимаются, я понимаю, что это было круто». На серии вечеринок Kaleidoskop, которые Jazzanova устраивала в конце 1990-х — начале 2000-х годов в берлинском клубе WMF и немного позже в Café Moskau, именно такая атмосфера и была. Слухи о ней в какой-то момент дошли и до английского Брайтона, откуда Jazzanova позвонил менеджмент продюсера-суперзвезды Fatboy Slim с предложением сыграть на одной из вечеринок. «Мы тогда им просто сказали, что у нас нет даже в теории бюджета, чтобы оплатить такой букинг», — вспоминает Барк. Как оказалось, известный музыкант и диджей и не хотел никакого гонорара — он сыграл на вечеринке в WMF под своим именем Норман Кук совершенно бесплатно. «Когда мы утром пересчитали деньги в кассе, мы поняли, что сможем несколько следующих месяцев привозить андерграундных продюсеров из Лондона», — смеется Алекс Барк.

В октябре прошлого года Sonar Kollektiv отмечал свое 15-летие в Берлине в знаменитом театре Volksbühne. Сделано это было, конечно, не только для того, чтобы показать исключительность лейбла, но и чтобы дать возможность слушателям увидеть живые выступления музыкантов в идеальной ситуации, а не в ночном клубе, — сидя в просторном зале с прекрасной акустикой, где ничто не мешало получать удовольствие от концерта.

Одним такой подход к репрезентации вполне может показаться следующим шагом развития как для Sonar Kollektiv, так и для самих Jazzanova, а для других, наоборот, станет сигналом того, что лейбл теряет свою прогрессивность, переходит в разряд респектабельной классики. Но важны ли вообще актуальность и тренды для Sonar Kollektiv? «Да, конечно, мы следим за всеми возможными трендами, несмотря на то что наши альбомы звучат не очень современно, — говорит Барк. — Но это не значит, что все тренды нам нравятся». Например? «Например, я слушаю дабстеп и понимаю, почему эта музыка нравится детям. Я только не понимаю, как они под нее танцуют — там же слишком мало музыки. Я ничего не имею против, просто некоторые тренды еще ходят в коротких штанишках и им нужно время, чтобы созреть».


6 апреля в московском клубе Pravda состоится вечеринка, посвященная 15-летию Sonar Kollektiv, на которой выступят Алекс Барк, перспективные новички Paskal & Urban Absolutes и русские музыканты, издающиеся там, — 23-летний москвич Phil Gerus и Дима Студитский.


Диджей, радиоведущий и промоутер Илья РАССКАЗОВ выбирает свои пять любимых пластинок из каталога Sonar Kollektiv.

1. Jazzanova. «Allee der Kosmonauten»

Allee der Kosmonauten — улица на северо-восточной окраине Берлина, получившая свое название в честь совместного полета советских и восточногерманских космонавтов в конце 70-х. Одна из самых первых и самых любимых вещей Jazzanova — футуристичная электроника с джазом и драм-н-бейсом — до сих пор пробирает до мурашек.


2. Сборники «Secret Love»

Знаменитая серия компиляций Sonar Kollektiv. «Тайная любовь» — это фолк-электроника, странный соул, балеарик, даунтемпо и прочие вещи, с трудом поддающиеся жанровому определению. Уже вышло шесть частей сборника, и все они — must-have.


3. Fat Freddy's Drop. «Midnight Marauders»

Cингл новозеландской регги-джаз-банды, вышедший на сублейбле SKBest Seven. Классика на все времена.


4. Clara Hill & King Britt. «Did I Do Wrong»

Коллаборация берлинской певицы Клары Хилл и филадельфийского гуру электроники King Britt бриллиантовыми буквами вписана в каталог Sonar Kollektiv.


5. Christian Prommer's Drumlesson. «Beau Mot Plage»

Мюнхенский музыкант и диджей Кристиан Проммер вместе с живой джазовой группой переиграл всю главную классику мировой техно- и хаус-сцены — от Деррика Мэя и Карла Крейга до Daft Punk и Ame. «Beau Mot Plage», классический трек немецкого микрохаус-продюсера Isolee, в живой версии Drumlesson превратился в уникальное диджейское оружие — когда ты играешь хаус и не можешь слезть с этого ритма, в ход идет «Beau Mot Plage», и танцпол органично погружается в джазовый свинг.

новости

ещё