Артистка
В прокат выходит «Белоснежка» Пабло Бергера — вторая за год после «Артиста» попытка использовать эстетику немого кино в популистских целях. Еще менее удачная
Белоснежку в фильме Пабло Бергера зовут Кармен. Эта подмена имени одной канонической героини на имя другой, впрочем, так же условна, декоративна, как и остальные трансформации, переживаемые здесь классическим сюжетом братьев Гримм. Папаша — властитель не людей, но умов, богатый андалусийский тореадор, парализованный после встречи с очередным быком. Мать — скончавшаяся в тот же день при родах танцовщица фламенко. Мачеха — узурпировавшая отцовские капиталы медсестра-сиделка с БДСМ-наклонностями. Гномы — семь цирковых карликов-тореадоров. Принцев в этом мире нет, а вот без отравленного яблочка Бергеру, понятно, не обойтись. Черно-белая Севилья 1920-х, все разговоры ведутся через титровщика, зато за кадром трещат кастаньеты и иногда даже поют цыгане. Никто еще не знает фамилии Франко.
«Белоснежка» хочет нравиться примерно так же сильно, как «Артист» Мишеля Хазанавичуса (упоминать здесь «Табу» Мигеля Гомеша — еще один недавний эксперимент с языком немого кино, пожалуй, будет неуважением к Гомешу, в отличие от Бергера понимающему, о чем и почему молчит), — эстетику немого кино Бергер задействует как прием в первую очередь популистский, утрирующий и усиливающий и без того гиперсентиментальный пафос этой вариации заезженной сказки. Никакого смыслообразования из этого молчания, как и в «Артисте», здесь не происходит, и даже анахроничной выбранную Бергером стилистику назвать нельзя: «Белоснежка» — кино не немое, а только притворяющееся немым, снятое, может, и на 16-миллиметровую пленку, но в 2012 году — и это заметно. Хазанавичус, по крайней мере, пытался, пускай и дилетантски, оправдать спорную форму содержанием — сюжетом о приходе в «великий немой» звука. Единственное формальное объяснение приема, которое предпринимает Бергер, — водевильный красный занавес, открывающий «Белоснежку».
Нет, сама по себе форма, конечно, не должна непременно нуждаться в оправдании — ее, в конце концов, всегда можно списать на экзальтированность авторского взгляда на мир (неудивительно, к слову, что постеры «Белоснежки» украшает похвала Альмодовара). Другое дело, что единственная польза, которую приносит «Белоснежке» ее неочевидная форма, — маркетинговая (успех «Артиста» Бергеру в этом контексте только на руку), во всем остальном ей все время приходится подставлять костыли. Отсутствие речи здесь не то что ощутимо, оно буквально вызывает дискомфорт — уже на отметке в час экранного времени хочется одного: чтобы кто-нибудь немедленно заговорил, и главное, затихли бесконечные оркестровки на условно «испанские» темы, составляющие звуковой ряд.
У Бергера не получается обойтись одним изображением — при всей своей простоте и архетипичности материал такому изложению сопротивляется. Приходится глушить зрителя сентиментальным саундтреком и скоростным монтажом. Последний и вовсе выдает режиссера с головой. Бергер, конечно, заглядывал в сокровищницу немого кино — то тут, то там мелькает складка, довольно ловко имитирующая Эйзенштейна или Бунюэля, один раз используется калейдоскопический монтаж, особенно ладно ему дается парочка мельесовских трюков. Но на весь фильм цитат испанцу не хватает — и немалая часть «Белоснежки» состоит из восьмерок, пусть и разыгранных лицами, на которые интересно смотреть (невинно-пацанская физиономия маленькой Кармен, гипертрофированно девиантная маска играющей медсестру Марибель Верду, красиво состарившаяся Анхела Молина, карлики опять же), но оттого не менее нелепых в отсутствие собственно разговоров. В какие-то моменты Бергер, кажется, машет на концепт рукой — и утомительно перемежает крупные планы титрами диалога.
В итоге как концепт «Белоснежка» оказывается куда обаятельнее, чем в виде собственно фильма. Сколь бы красивыми визуально ни были отдельные кадры или сцены, они, как франкенштейновский монстр, соединены большими, уродливыми, раздражающими швами. Чем дальше, тем сильнее фильм спотыкается — и Бергеру не остается ничего, кроме как скороговоркой проболтать третий акт. В зажеванной концовке вдруг обнаруживается и единственная серьезная, не декоративная операция, проделанная автором со сказочным сюжетом, — в этом травмированном от рождения, по факту ложно заданных автором координат, мире оказывается невозможно финальное спасение. Принц здесь оборачивается карликом. «Великий немой» в бергеровском ему посвящении — набором фигурных безделушек из комиссионки. В этом, впрочем, вряд ли есть вина комиссионки.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials