Бен Зайтлин: «Нельзя помогать людям, если ты их не уважаешь»
Победитель «Санденса» и обладатель каннской «Золотой камеры» рассказал COLTA.RU, почему правительство всегда плохо обращается с пострадавшими от катаклизмов — неважно, Крымск это или Луизиана
«Звери дикого Юга» — экстатический и немного театрализованный кинофильм, снятый американской арт-группой Court 13 под предводительством Бена Зайтлина, — идет в кинотеатрах уже две недели. Речь в нем о группе отважных нонконформистов из Нового Орлеана: вопреки стихии и принудительной заботе властей они ведут на затопленных территориях вольное автономное существование — без денег, без полиции, без департамента образования и без санитарных служб. Часть сборов Зайтлин решил отдать жертвам наводнения в Крымске (российский прокатчик картины, компания «Другое кино», перечислит пострадавшим четвертую часть бокс-офиса «Зверей»).
— Почему вы вообще решили дебютировать в полном метре именно с этим фильмом?
— О'кей, я до этого уже делал короткометражку про тех, кто пострадал от урагана «Катрина» в моих родных местах — в Новом Орлеане («Победа на море». — И.Ч.). Для меня это вообще было очень серьезное переживание — в первую очередь связанное даже не с самим городом, который серьезно пострадал, а именно с его жителями: и с теми, кто ушел, и с теми, кто остался в Орлеане, несмотря ни на что. Ну вы же знаете наверняка, что в Америке не слишком хорошо к ним относятся — к тем, кто остался, я имею в виду. И понять их никто не пытался — все решали за них. Уходите — и все тут. А что у них есть своя голова на плечах — про это никто не думал. И этот вопрос меня реально волновал — я хотел сделать фильм не про потоп даже, а именно про людей, которых спасают помимо их воли. А почему именно сейчас? Ну, мы хотели идти по своему пути и быть независимыми — это всегда связано с кое-какими финансовыми трудностями. Даже короткометражки, которые мы делали, требовали невероятных усилий для студии (Зайтлин — один из основателей студии и своеобразной арт-группы Court 13. — И.Ч.). Я каждую свою копейку вкладывал в производство этих маленьких фильмов. Да и сами по себе эти короткометражки были дорогие — не только для нас, но и, думаю, для любой другой независимой студии. Ну и в итоге мы своего добились — смогли найти людей, которые нам помогли запуститься в полном метре. Да и еще снимать на нормальную камеру «Зверей» — хотя съемки были правда экстремальными: из-за места, очень удаленного ото всех дорог. Так что для съемок «Зверей» нужно было правда созреть: и в техническом плане, и в эмоциональном.
© Colta.ru
— А как вы это место нашли — деревню Бастаба? И насколько было принципиально снимать именно там?
— Просто смотрел на карту Луизианы и искал, где кончается дорога.
— Искали конец земли?
— Да-да, именно. Иначе это место не назовешь — это именно что жопа мира такая.
— А где вы взяли актеров — хотя их трудно так называть, они все-таки слишком органичные...
— Мы перебрали, кажется, вообще всех детей, которые живут в этих местах, — вроде как четыре тысячи человек, но могу и путать. Да, все, кто есть в кадре, — местные жители, они в Южной Луизиане живут. То есть, в общем, не так далеко от Нового Орлеана. Мы ходили по школам, церквям, ходили в такие учреждения, которые называются Community Center. А папу мы натурально на улице нашли — просто он шел и страшно нас всех зацепил сам по себе. На эту роль мы как раз, кстати, не собирались брать никакого типажного персонажа — думали все-таки о профессиональном актере. Но не нашли такого. Они все, думаю, сыграли бы эту роль несколько слащаво — а нам надо было, чтобы она была сыграна жестко.
— А не кажется вам странным, что вот вы сняли «Зверей» — и тут же началась новая серия таких же потопов. Здесь, в Одессе, даже был потоп — в некоторых районах. Не говоря уже про Крымск — я знаю, что вы часть доходов с проката картины решили перевести пострадавшим там людям...
— Ну да, это что-то такое непонятное и для меня, и, думаю, для всех. Мир вокруг очень быстро меняется, и очень часто ты думаешь, что снимаешь про прошлое или вообще про время, которого никогда не было, — а оказывается, что сделал страшно злободневное кино. Я думаю, это все про разрушение планеты скорее — она быстро рушится очень. И это делает сюжет «Зверей» вполне универсальным: сейчас это происходит в Луизиане, завтра — совсем на другом конце планеты. В Крымске вот, например.
— Но при этом я, например, не воспринимаю «Зверей» как фильм про катаклизм. И это точно не фильм о жертвах катаклизма. Скорее, кино про разрушение гармонии из лучших побуждений. Про сильных и больших людей, уничтожаемых цивилизацией вместе с миром, в котором они живут.
— Ага, ну примерно как в мультике про Мадагаскар. Или как в «Ледниковом периоде» (смеется). Но это еще и фильм в первую очередь про отношения. Про людей, просто живущих так и в таком месте, которое их все время обязывает быть сильными. Иначе им просто не выжить. Это их осознанный выбор, и его надо уважать — их в эти места никто не переселял насильно. Это их жизнь — гармоничная, выстроенная. Куда более правильная, чем наша с тобой (смеется).
— То есть история намного более универсальная.
— Да-да, именно. Это не про катаклизм, а про людей. Что значит быть отцом, что значит быть ребенком.
Кадр из фильма «Звери дикого юга» © Другое кино
— А что это за театральная пьеса, по которой фильм поставлен?
— Пьесу написал мой приятель, но я бы не говорил, что фильм прямо по ней поставлен. Там мальчик, а не девочка главный герой. И нету ни Луизианы, ни шторма. Зато есть конец света — там отец главного героя заболевает во время апокалипсиса. Но по сути она похожа на фильм.
— А в театре она шла?
— Да, в Нью-Йорке ее ставили.
— Но при этом фильм не театральный совсем. Да и на документальный мало похож — больше на сказку...
— Ну, я бы не стал так широко говорить про сказку — все-таки все, что есть в кадре, было в реальности. То, что ты называешь сказочностью, — только та доля обобщения, которая мне позволяла сделать фильм чуть более универсальным. Не про Луизиану, а про мир вообще. И эти фантастические животные, которые там появляются, — тоже для этого.
— Получается, что кульминация фильма — это когда героев забирают в больницу или лагерь — не знаю, как это правильнее назвать. То есть больших и сильных людей, о которых вы говорите, забирают и запирают в замкнутом, стерильном и страшно скучном пространстве. По сути получается, это такая критика цивилизации и правительств, которые ее несут и навязывают?
— Да, есть такое дело. Все упирается, в общем, в то, что нельзя помогать людям, если ты их не уважаешь и относишься к ним как к диким, неразумным зверям. И если ты их не понимаешь толком. Нет, я не имею, естественно, в виду, что тем, кто страдает в результате паводков, не надо помогать. Есть огромное количество людей, которые это делают — умеючи, с толком, уважая тех, кого они спасают, и прислушиваясь к ним. В Америке же вполне распространенное отношение к тем, кому помогаешь, как к несчастным неграмотным дикарям, которых надо взять в охапку, отмыть и научить читать и писать. И эта часть фильма, о которой ты говоришь, нужна мне была именно как демонстрация этого отношения — скотского, честно говоря. Навязывания своего, примитивного в плохом смысле, образа жизни — вообще-то те, кто живет в этих деревнях, существуют в гармонии с природой. И с катаклизмами тоже.
— А вы знаете, что после катастрофы в Крымске местный губернатор на вопрос о том, почему он не предупредил никого о надвигающейся катастрофе, ответил, что все равно никто бы свои дома не оставил — так что и предупреждать было незачем?
— Чо, серьезно? Ну не знаю даже, что сказать... Вообще ты сейчас правильный пример привел — потому что именно вот предупреждать людей о надвигающейся катастрофе — обязанность властей. А уже перевозить, не пускать в дома, закреплять в каких-то лагерях — нет. Лишать выбора — это не обязанность власти, а ее преступление. Куда менее серьезное, чем не предупредить, впрочем.
— А почему для вас важно было показать все это глазами маленькой девочки?
— Ну, во-первых, чтобы обострить это все — это, думаю, очевидно. Эмоции, переживаемые детьми, всегда сильнее тех, которые испытывают взрослые. У нее больше поводов бояться и проявлять себя — у нее есть папа, которого она любит... Ну и потом, она в этом месте выросла, было важно, чтобы у главных героев была биологическая, органическая привязанность к этому месту, с которого их будут сгонять. Чтобы героиня существовала в абсолютной гармонии со всем происходящим. (В этот момент из соседнего пресс-шатра начинают раздаваться крики: «Давайте успокоимся — у нас мало времени!») Что он кричит? Странная у них пресс-конференция... Может, пойдем посмотрим — там драка? Вот — видишь, они не дети. И не живут ни в какой гармонии ни с чем.
Кадр из фильма «Звери дикого юга» © Другое кино
— А можно назвать фильм таким анархистским манифестом — в духе «проживем без государства, оно все только портит»?
— Да какой я анархист — посмотри на меня! Они все-таки живут в обществе, в такой коммуне. Они не дикари, это социум — ничем не хуже, а может, и лучше городского. В этой коммуне все друг другу помогают по возможности и выживают-то, в общем, только за счет этих очень правильных и, опять же, гармонично выстроенных отношений. А анархия — мне так кажется — что-то намного более деструктивное. Ну вот на пресс-конференции этой — анархия вроде. Хотя крики и прекратились... Мои герои, обрати внимание, живут именно там и именно потому, что там они могут создать свои законы. Естественные для них. Не нравится им капитализм — живут без денег. И прекрасно живут.
— Ну про гармонию как раз все понятно. А про потоп? Какую он роль во всем этом играет?
— А он тоже часть природы. Часть того мира, в котором они живут. И с которым они прекрасно ладят. Обрати внимание — это же не весь городок отказывается эвакуироваться, а маленькая группа его жителей. Тех, у кого хватает сил противостоять стихии. Достаточно крепких для этого. Ну и потом, каждый, кто живет в Луизиане, знает, что с июня по октябрь такие потопы происходят обязательно. И готов к этому. Ну кому я это рассказываю — ты же из Петербурга вроде?
— Ага.
— Ну вот видишь. У вас же вроде тоже наводнения постоянные...
— Уже нет — дамбу построили.
— Зря.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials