Кошкин дом
ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ — о фильме Ульриха Зайдля «Рай. Вера» и его неочевидном главном герое
Жарким венским летом, когда богато озелененные пригороды замирают, как пейзажи на открытке, а их улицы пустеют, словно перед концом света, немолодая помощница рентгенолога Анна-Мария берет отпуск, чтобы провести его дома, с любимым. С Иисусом.
Несмотря на довольно гомерический, находящийся на грани комического хоррора и злого фарса сюжет о вполне плотской любви австрийской домохозяйки к деревянному распятию, вторая часть «райской» трилогии Ульриха Зайдля представляется вынужденной остановкой на пути к финальному «Рай. Надежда». Вся история «Веры» кажется (и во многом является) полнометражным полуигровым дополнением к его документальной картине 2003 года «Иисус, ты знаешь» — там камера, установленная за алтарем, документировала смешные и трогательные просьбы, с которыми австрийские католики обращаются к Богу. Частная жизнь молящихся была оставлена без внимания — как мы видим сейчас, временно.
Жизнь эта мало отличается от той, что мы видели в первой игровой картине Зайдля, «Собачьей жаре»: стерильный особняк в пригороде, минималистические мещанские интерьеры в стиле 70-х, кафель в гараже, изображение Иисуса на прикроватном столике, флоггер — в ящике стола. Предельная атомизация мира, отчуждение людей не только друг от друга, но и от окружающих их предметов, жилищ, ландшафтов. Мир, в котором на все словно надет презерватив. Но природа — в том числе и человеческая — не терпит пустоты, и фрустрация прорывает защитный скафандр благочинности. Истосковавшаяся по теплу Анна-Мария истово хлещет себя плеточкой перед распятием, подпоясывается веригами, дисциплинированно отрабатывает наложенную ею самой же епитимью и активно, искренне, страстно общается с жильцами квартир, которые она обходит в рамках своего добровольного служения Деве Марии. Женщина таскает с собой статуэтку Божьей Матери и предлагает незнакомцам вместе помолиться; некоторые соглашаются, некоторые вступают в ожесточенную дискуссию. Именно в сценах этих совместных молебнов, иногда переходящих в домогательства или в потасовку, и происходит то пугающее пересечение документа и постановки, которое составляет одновременно драматическую и комическую суть кинематографа Зайдля. В ролях тут заняты реальные эксцентрики и обыватели, равно как и подставные актеры, грань между ними провести трудно — самый безумный после Анны-Марии персонаж «Веры», господин Рупник, встречающий проповедницу в одних трусах, уже был героем нескольких документальных фильмов Зайдля. Финальным, триумфальным экспонатом зайдлевского антропологического музея становится, разумеется, эмигрантка из России, здоровая выпивающая баба, которая медведицей мечется по своей засаленной берлоге с отбитым кафелем и липким линолеумом. Широту русской души режиссер пишет широкими мазками, как в «Импорте-экспорте»: ящик пива в холодильнике, гора грязной посуды в кухонной раковине, тут же для декора развешено свежепостиранное белье, стоны о прекрасной жизни в СССР (sic!) перемежаются потешной возней двух дам за бутылку пива.
Впрочем, весь этот занимательный, хоть и немного поднадоевший, обезьянник служит лишь шумным фоном для настоящей комедии, которая разворачивается в гнезде благочестия, когда туда возвращается полупарализованный арабский (!) муж Анны-Марии, некогда сосланный ею к родственникам, кажется, в Египет. Приглашенный на роль отвергнутого супруга непрофессионал Набиль Салех играет колясочника-иконоборца с трудно скрываемым удовольствием, и его постоянную и, казалось бы, неуместную ухмылку легко понять — то, что начинает происходить с Анной-Марией после этого нежданного (и необъяснимого) приезда, больше напоминает комедии Саши Барона Коэна, чем бесстрастную и взвешенную документалистику. Главный риторический прием Зайдля крайне прост — это инверсия. Другой-мусульманин становится тут голосом разума, дающим крайне здоровый в своей эмоциональности и одновременно безобидности ответ на все вопросы про «мичети». Он по-хозяйски въезжает на молельное собрание, устроенное единомышленниками жены в гостиной, и искренне удивляется — да вы же религиозные фанатики! Он иконоборчески сбивает клюкой развешенные повсюду кресты и изображения красавца-Иисуса. Он справедливо обвиняет жену в мазохизме, беспомощно скребясь в запертую дверь спальни. Он, наконец, становится единственным другом бедного котика, которого жена брезгливо держит в темном гараже, — поет животному песни на арабском и кормит его человеческой едой. Анна-Мария в это время мастурбирует распятием, в нарушение заповедей пренебрегая законным мужем. Этот любовный треугольник так немыслим, что воспринимается исключительно как атеистический фарс. В какой-то момент Анна-Мария встречает в ночном парке группу разнузданных свингеров — нет никаких гарантий, что это живые люди, а не преследующие ее демоны Большого Секса. Колесо фрустраций, фантазмов, чувства вины героини монотонно крутится безо всякого шанса на остановку. Если грузная белая туристка из первой части трилогии переживала в своем секс-туре некую психологическую ломку, травму, взросление, то героиня «Веры» — это уже совершенно гоголевский типаж, персонаж, в силу своей запредельной акцентуации обреченный быть маской на заднем плане.
Но кто тогда настоящий протагонист фильма? Хочется надеяться, что это — заточенный в гараже, объявивший голодовку котейко, самая очевидная жертва религиозного фанатизма и антропоцентрических предрассудков, герой-резонер, недвусмысленно выражающий режиссерские симпатии своим беспрецедентно пронзительным урчанием.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials