Бес из «Машины»
Главный редактор журнала Stereo&Video МИХАИЛ БОРЗЕНКОВ выдал в себе прогрессивного «депешиста», спев осанну звуковому аду нового альбома Depeche Mode
Начнем с того, что это первый по-настоящему крутой альбом «Депешей» после «Ultra» (1997) — то есть за 15 лет. Мне невдомек, как они умудрились в свои пятьдесят вернуть надрыв и злобу 35-летних торчков, но у них получилось.
«Angel»
Однако начнем, пожалуй, с исторического экскурса. Следующий после «Ultra» альбом «Exciter», появившийся в начале 2000-х, прекрасно отразил дух эпохи — угар гламура, всеобщее благоденствие и благополучие; эпохи, в которой главный герой ищет свободной любви, а главный антигерой не способен на большее зло, чем торгануть коксом в клубе и провести в запое неделю-другую. Помню, тогда старые фанаты тоже ругались: мол, Depeche Mode опопсели, что это за саунд, что за сопли, однако наличия хороших песен никто не отрицал.
Ну, а дальше DM покатились по наклонной — «Playing the Angel» прозвучал не слишком внятно. Звук отсылал к индустриальным мотивам, но забрезжило концептуальное мелкотемье. Начались споры между Дейвом Гэханом и Мартином Гором — кому писать песни и как получать за них отчисления. В общем, угар НЭПа. Про «Sounds of the Universe» вообще доброго слова не скажешь — музыканты докатились до политических памфлетов.
В этом месте хочется провести параллель между содержанием альбомов DM и дизайном их обложек. Обратите внимание, насколько они разные — даром что делает их один и тот же Антон Корбайн. Он все-таки гений, который если и не совершает уже новых прорывов, то идеально транслирует в визуальный ряд все то, что творится в душе у подопечных музыкантов. Последняя по-настоящему хорошая обложка была у «Exciter», и ее успокаивающий зеленый тон, конечно, не случаен, не говоря уж о фотографиях музыкантов в курортном бассейне. Обложка «Playing the Angel» была комична, а «Sounds of the Universe» — просто пародийна: такого рода творчеством увлекаются чаще отечественные поклонники DM, мечтающие подражать кумирам.
На «Delta Machine» мы видим индустриальный пейзаж в кровавой гамме и логотипические буквы D и M, стилизованные под стрелки, — вдохновение вернулось к Корбайну, а значит, и в группе что-то зашевелилось. Мы наконец-то переходим к звуку альбома, но прежде я сорвусь в еще один необходимый исторический экскурс.
Надо понимать, что группа Depeche Mode, ее стилистика и мелодика, начиная со второго альбома (на первом заправлял Винс Кларк, который теперь занимается Erasure) — целиком и полностью продукт воображения и подсознания Мартина Гора: не зря он до последнего момента даже Дейву не давал песен писать. Известно, что до того, как взяться за синтезаторы, Мартин у себя в Бэзилдоне играл на гитаре, и на самом деле «великая» эпоха «Депешей» началась с момента, когда он наконец вышел на сцену с электрогитарой Gretch, наяривая блюзовые риффы, — произошло это примерно во времена «Music for the Masses» (1987), идеальным воплощением нового стиля стал «Personal Jesus», а дальше эта техника только развивалась, превратив, скажем, «Songs of Faith and Devotion» натурально в рок-альбом.
Это я все к тому, что смешно слушать фанатов DM, которые клеймят каких-то мифических «продюсеров», якобы не дающих музыкантам нормально играть. Нет, ребята, — Depeche Mode играют ровно так, как хочет Мартин Гор, и если вас звук «Delta Machine» неприятно удивил, то означает это лишь, что вы не слышали прошлогодний релиз дуэта Гор/Кларк под названием «Ssss» c таким ожесточенным техно, что уши в трубочку сворачиваются уже на 30-й секунде. Вот именно на этом альбоме и записан ключ к новому звуку группы. В таком свете я бы не стал рассматривать последние альбомы DM как некую стилистическую трилогию и приписывать большие заслуги продюсеру Бену Хиллиеру. По моей теории, вся его функция сводится к тому, чтобы настраивать Мартину модульные синтезаторы и правильно записывать скрежетания и гудения, которые тот из них извлекает. А происходят они из глубины больного мозга именно Мартина Гора и ниоткуда больше.
Live at SXSW, 2013
«Delta Machine» — самый непопсовый альбом в истории группы. Это настолько бесстыдная смесь техно, индастриала и блюза, что она не укладывается ни в какое актуальное течение. Дружный вой старых фанатов о том, что «Delta Machine» невозможно слушать, только подтверждает мою правоту. Это ведь обычное дело: грузные дяди, которые фанатели от «Violator» в 20 лет, хотят, чтобы им записали еще один «Violator», вернув юношеские ощущения. Именно поэтому несчастные великие рокеры прошлого превратились в жалкие пародии на самих себя, пытаясь изобразить то же, что вытворяли на сцене 30 лет назад. Слава богу, Дейв, Мартин и Энди еще не впали в маразм. Хотели услышать что-нибудь в классическом стиле «Депешей»? Нате выкусите прямой бочки, индустриальных шумов и двухаккордной блюзовой гармонии с приджазованными тональными ходами. На «Delta Machine» круто все — и аскетический саунд, доходящий до нечеловеческого скрежета, и сухая запись голоса Дейва, приобретающего от этого характер надсадный и даже надрывный, и тот самый Gretch Мартина, выпиливающий свои три дисторшированные ноты, что твой Джон Ли Хукер в 1966 году. Это настолько зло, что неподготовленный слушатель не в состоянии считать в новых песнях мелодический рисунок — а ведь здесь есть несколько шедевров, каких не было у DM со времен «Exciter». Я не стану перечислять их: слушайте сами, слушайте несколько раз — в этот альбом надо врубаться; и слушайте, черт возьми, на хорошей технике — иначе не услышите половину того звукового ада, который разворошили Гор и Хиллиер.
Что еще сказать? Да вы просто посмотрите на то, как Depeche Mode сейчас одеты. Так круто они не выглядели уже лет 15.
«Heaven»
Альбом Depeche Mode уже в продаже.
Европейский тур группы начнется 4 мая; в его рамках Depeche Mode 22 июня выступят в Москве (стадион «Локомотив») и 24 июня — в Санкт-Петербурге (СКК).
-
15 июляЗакрылась «Билингва»
-
13 июля«Мемориал» наградили премией мира Pax Christi International
-
12 июляВ московских библиотеках откроют кафе Объявлена программа «Флаэртианы» Новый сезон «The Newsroom» покажут на «Стрелке» Следующего «Бонда» снимет режиссер «Скайфолла»
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials