Дайджест новой русской музыки: март
20 записей месяца: Захар Прилепин и «Элефанк», Дмитрий Ревякин, Федор Чистяков, «Почему коммутатор молчит» и другие
1.
Захар Прилепин и «Элефанк»
«Чисто по-пацански»
ThankYou.ru
«Эх, запрещенное давай!» — хочется обратиться к писателю Захару Прилепину словами Евгения Гудзя. Тот все равно не послушается: «Чисто по-пацански» — провокационно радостная музыкальная открытка, в которой даже призыв «расстрелять местное ЧК» воспринимается как троллинг. В этой бодрой, тестостеронной музыке Прилепин явно нашел себя: он похож на занятого нормальным делом и довольного жизнью человека и тогда, когда срывает горло в дуэте с Михаилом Борзыкиным, и когда изображает гопника под пружинистый фанк в духе Fun Lovin' Criminals — и даже когда валяет дурака в амплуа молодого Леонида Агутина.
Зачем слушать. «Чисто по-пацански» — всего лишь разогрев перед революцией. По следам EP в ближайшее время выйдет лонгплей «Переворот» — и вот там, видимо, запрещенного будет навалом.
2.
Дмитрий Ревякин
«Grandi Canzoni, Opus 1»
Planeta.ru
На новый альбом лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин собирает деньги по копеечке, по краудфандинговой модели. Копеечка к нужной дате собрана почти полностью — сольного Ревякина поклонники любят едва ли не больше, чем в составе «Калинова моста». Может, потому, что в одиночку он решается на вещи более смелые и спорные, чем в тысячный раз рыдать над благодатной отчизной. На «Великих песнях» есть колкие фанковые ритмы, грозное завывание синтезаторов и даже легкая нецензурная брань. Есть тут, правда, и разухабистый баян, и казачьи песни, и слово «сукровь» — так что баланс между нашим и вашим опять соблюден.
Зачем слушать. В пару к диску Прилепина — посмотреть на Россию под другим флагом.
3.
«Почему коммутатор молчит»
«Дерева на дередиво»
MNMN Records
Непонятно, почему группа музыканта Азата Марабяна из Борисоглебска до сих пор не стала предметом большого культа: этот потусторонний декаданс-поп с обилием реверба идеально подходит для распространения на кассетах и тайных вечеринок с туманом на сцене. «ПКМ» похож одновременно на «Петлю Нестерова», ранних Radiohead и «Кассиопею» — тут много красивых мелодий и сюрреалистичной романтики, от которой у барышень сладко щемит сердце.
Зачем слушать. Из-за выдающихся сонграйтерских талантов Марабяна.
Скачать альбом по официальной ссылке
4.
Федор Чистяков
«Правило игры»
«Отделение Выход»
«Ноль», баян, песни про волшебный порошок — Чистяков в горбачевско-ельцинской России был персонажем диковатым, но симпатичным, как не в меру пьющий, но всегда здоровающийся сосед. Чистяков сольный, трезвый и почти без баяна внезапно стал соседом, с которым хочется не здороваться, а вести беседы: к разгильдяй-року он припутывает хитроумный фанк и освежающее сеновальное кантри, а к фамильярным куплетам — путаные, но убедительные попытки докопаться до смысла жизни.
Зачем слушать. Если вы хотите залезть в голову к человеку едва ли не самой непростой судьбы в отечественной рок-музыке.
5.
«Жестяные черепахи»
«Точка невозвращения»
Kroogi.com
Пражский резидент Андрей Агеев в одиночку записывает неопрятный гаражный рок, проходящий по касательной от «Гражданской обороны» к The Who и Jefferson Airplane. Выходит очень здорово — то ли из-за на редкость хороших текстов на родном языке, то ли из-за того, что все сильно истосковались по простой гитарной музыке.
Зачем слушать. Хотя бы ради строчки «Трезвым быть страшно», очень точно описывающей текущий момент.
Скачать альбом «Точка невозвращения» на kroogi.com
6.
Hamlet His Highness
«Toy Music for Serious Things»
Минчанин Александр Галецкий, раньше сочинявший авант-нойз и немного игравший с «Солнцецветами», пошел по замыленной дорожке переосмысления бэк-каталога лейбла Ninja Tune. Он плавит в одном котле ленивый битс-хоп Slugabed, вальяжный эмбиент Bonobo, джазовые духовые и шелест винила Mr. Scruff; только в центре действа оказывается не олдскульная диджейская установка, а обычная акустическая гитара.
Зачем слушать. Все это мы слышали тысячу раз, но все это не раздражает и в тысячу первый.
7.
«Сатана печет блины»
«Мент-людоед»
Звезда условного жанра «мем-блюз» — группа «Сатана печет блины» рвет струны и глотку на территории между Васей Обломовым и белорусами «Рокер Джокер»: это свои в доску байки про ужасы нашего городка, спетые по следам заголовков желтых газет и трудного жизненного опыта. Слушаются они на ура — то ли из-за своей вирусной, афористичной природы, то ли из-за детской искренности, с которой все это подается.
Зачем слушать. Ради абстинентного кавера на песню певицы МакSim.
Скачать альбом по официальной ссылке
8.
Osipov Friends
«Place under the Sun»
Молодые москвичи под предводительством тенор-саксофониста Анатолия Осипова пишут канонический легковесный фьюжн с ясными глазами и прямолинейными мелодиями. Примерно таким в конце восьмидесятых любили озвучивать заставки к сериалам и лифтовые холлы; примерно такой в начале 2013-го любят разбирать на косточки деятели вапорвейва. О последнем Осипов со товарищи вряд ли подозревают, поэтому просто делают свою работу с серьезными лицами: они до зевоты техничны, старательны, как отличники, в меру изобретательны и нарочито ненадоедливы — в общем, идеальный вариант для гостиничных ресторанов и лифтовых холлов.
Зачем слушать. Если вы — деятель вапорвейва в поисках идей.
9.
Naive Diver
«Flashback»
Shufflebrain
Жутковатым цифровым дабом, которым промышляет питерский музыкант Александр Перков, можно было бы сопровождать какие-нибудь детские страшилки — скажем, про кыштымского гуманоида Алешеньку. Так и случается: уже к третьему треку пластинки-миньона проявляются «очевидцы» контактов с инопланетянами, в компанию к ним записывается вызывающий мигрени нойз, и «Flashback» быстрым шагом уходит на территорию асоциальной электроники. К счастью, ненадолго — лучше всего Перкову удаются не игры в «4 позиции Бруно», а эпичные космические инструменталы: «End of Computer Age», к примеру, очень логично встраивается в цепочку от Джорджо Мородера к Daft Punk.
Зачем слушать. Поворотов мысли в музыке Перкова немного, зато ему очень здорово удается нагнетать саспенс — в рамках жанра ценное умение.
Скачать по официальной ссылке
10.
jwush
«en SL的»
Bandcamp
Припадающий на слабую долю хип-хоп, укутанные в шум голоса, случайные шорохи и всхлипы, шипящий, как стакан газировки, звук, черно-белая обложка из архивов 9/11 — москвич Андрей Котляровский вооружается одним лишь сэмплером и с его помощью старается отыскать гармонию в окружающей какофонии. Чаще неудачно: спустя двадцать с лишним треков — каждый в минуту длиной — остается ощущение, будто только что полчаса пялился в экран, пытаясь разглядеть картинку с размагниченной видеокассеты.
Зачем слушать. Если хочется чего-то ненавязчивого.
11.
«Дя»
«Капсула»
Тольяттинская группа, в чьем активе значатся пластинки с названиями «Осада Козельска своими силами» и «Дискретное вейвлет-преобразование», делает вязкий и мутный психоделический рок, который очень хочет стать краутом, но моторчика не хватает. Вокал Татьяны Поваляевой то и дело закольцовывается в спираль, гитары и барабаны тоже ходят по кругу — но хождение это шаткое и как будто придуманное случайно; полная иллюзия, что музыканты джемуют в соседней комнате и просто забыли прикрыть дверь.
Зачем слушать. «Дя», «Клад Яда» и остальные проекты Михаила Лёзина — самое интересное, что случилось с тольяттинской музыкой со времен «Хуго-Уго».
12.
Scale
«Go on a Bat, Accordion»
Fuselab
Временно променяв битбокс на лэптоп, Сергей «Галун» Галуненко («Елочные игрушки», Moremoney, Sofeet) принялся ваять с его помощью тот же суматошный, виртуозный бит, что раньше выдавал органами речи. Его дебютная короткометражка — страдающая аритмией, экспрессивная, перенасыщенная неожиданными ходами музыка, которая отчаянно смахивает на головоломки из джукового гетто, но захватывает куда сильнее.
Зачем слушать. Потому что это редкий случай музыки и для головы, и для ног.
13.
Ritmika
«Capital Capture»
Незатейливый инди-поп от ростовчан Ritmika почти совсем не про ритмы, хотя танцевать тут не возбраняется. Он про простые мелодии, которые напеваешь на ходу, когда на душе хорошо, — и решен такими же простыми методами: припевы повторяют по несколько раз подряд, дают синтезаторам много и часто солировать, не экономят на темах, которым хочется хлопать в такт.
Зачем слушать. Это милая, приятная, но совсем не обязательная музыка — как вещица, случайно купленная на воскресной ярмарке.
14.
ST
«Пуленепробиваемый»
«Универсам культуры»
Клинический случай коммерческого рэпа: ST, к которому приклеилось прозвище самого картавого русского рэпера после Гуфа, зовет к микрофону «Смысловые галлюцинации», певицу Линду и того же Алексея Долматова, не скупится на патетические биты с обилием скрипок и фортепиано и наговаривает с важным видом прописные истины жанра — про друзей, коллег, женщин, марихуану и поиски себя.
Зачем слушать. Убедиться, что в рэпе может быть «богато» и без задействования R'n'B.
15.
recordSleep
«Holy Beauty»
Bandcamp
Квартет из Калининграда промышляет инди-роком то ли в британских, то ли в канадских традициях: без тени улыбки тут красиво поют высоким голосом, прописывают бойкие барабаны и беспокойные скрипки и изредка дают гитарам оттянуться в монументальных прог-роковых риффах. Толково, мощно, слаженно и совершенно не по-русски — как будто группа Pompeya повзрослела лет на двадцать.
Зачем слушать. recordSleep страдают самоповторами и слишком затягивают песни, но в остальном идеальны для тех, кто ждет, когда русская земля породит своих Broken Social Scene или Foals.
16.
Various Artists
«Russian Ghetto Compilation Vol. 1»
Beryoza
По-первоапрельски курьезный сборник низовой русской музыки (от Константина Крестова до выпускников «Фабрики звезд»), переложенной на залихватские джуковые ритмы, сделан непонятно зачем и для кого. Для рейвов здесь мало хуков, для энциклопедии новой битс-сцены не хватает громких имен, для шутки результат звучит слишком буднично и скучно. Да и на воскрешение эстрады 90-х компиляция не тянет: за каждым треком тут, кажется, таится издевательский смешок авторов, так что проникаться первоисточниками так и не хочется.
Зачем слушать. С той же целью утоления нездорового любопытства, как при экскурсии в Кунсткамеру.
17.
Ховбай Хвекмеев & PK Jazz Collective
«1976»
Совсем другой привет советской эстраде: загадочный человек по имени Ховбай Хвекмеев рассыпается в реверансах теплым магомаевским мелодиям, ретроградскому спейс-диско и кислотной психоделии. Даже если отсылки к терминологии пятилеток и строительству Припяти отдают желчью, с музыкальной частью тут все безупречно.
Зачем слушать. Чтобы расплыться в довольной улыбке от песни «Солнце».
18.
«Несмеяна»
«Суп с котом»
Воронежские подражатели перестроечной кабацкой попсе окончательно отбросили иронию и перешли на темную сторону. На обложке их нового альбома красуется фотокарточка, как будто украденная с кладбищенского креста, а в звуках царит траурный синти-поп, странный и страшный. Культ лихого безумия ранних пластинок уступил место культу безысходности — так мог бы звучать витч-хаус, придумай его группа «Ласковый бык».
Зачем слушать. Это даже не похороны советской попсы, а самое настоящее ее разложение.
Скачать альбом по официальной ссылке
19.
#####
«MMXII»
Planeta.ru
Годы идут, а в отечественном рэпкоре ничего не меняется — пример группы Korn, заигравшей дабстеп, «Пять диезов» явно не вдохновляет. Впрочем, покопавшись, на новом альбоме можно разглядеть и дроп (когда гитара, отыграв соло, делает вдох перед грядущим шквалом звуков), и эпичные мелодии, раскаляющие стадионы, — а слепой ярости как будто поубавилось. Как бы то ни было, своей цели — помогать подросткам справиться с гормональным фоном — «диезы» служат по-прежнему усердно.
Зачем слушать. Если тело просит слэма.
Скачать альбом по официальной ссылке
20.
«Моя Мишель»
«Ты мне нравишься»
Navigator Records
Если бы Татьяна Зыкина посматривала не на Земфиру, а на группу EMF и Элли Гулдинг, получилось бы что-то вроде «Моей Мишели» — кокетливого сладкоголосого поп-рока, который настойчиво, как родственник на свадьбе, тащит слушателей танцевать. От этой неприкрытой радости в розовых очках не спрятаться, не скрыться: кажется, уже к третьей песне количество глюкозы в крови как минимум удваивается.
Зачем слушать. Если вы всю жизнь мечтали услышать, как звучит Земфира на эндорфинах.
-
20 августаРНО откроет сезон Большим фестивалем Мариус фон Майенбург отказался ехать в Россию Решается судьба фресок Пикассо в Осло Начинается конкурс на новое здание ГЦСИ
-
19 августаНа «Стрелке» обсудят будущее библиотек Forbes: Гергиев хочет создать Национальный центр искусств
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials