Дмитрий Сергеев: «Я рассматриваю происходящее с “Коммерсантом” исключительно как бизнес-вызов»
Президент ИД «Коммерсантъ» обсудил с ОЛЕГОМ КАШИНЫМ, находится ли «Ъ» в кризисе, чем занят Виктор Лошак и закроют ли журнал «Власть»
Последнее время в ИД «Коммерсантъ» происходят серьезные кадровые перемены — издание покидают ключевые сотрудники, проработавшие в «Коммерсанте» многие годы. «Кризис» или даже «конец» «Коммерсанта» стал одной из постоянных тем профессиональных дискуссий в соцсетях; этому же был посвящен один из сюжетов новой итоговой программы Леонида Парфенова на «Дожде». ОЛЕГ КАШИН встретился с президентом ИД «Коммерсантъ» Дмитрием Сергеевым и попытался узнать его точку зрения на происходящее в редакции.
— Нравится ли вам руководить «Коммерсантом», довольны ли вы собой в этой роли?
— Когда я пришел в «Коммерсантъ» — это было летом 2012 года, — я был сначала слегка поражен глубиной бизнес-задач, которые стоят перед «Коммерсантом», и, в моем понимании, отсутствием у «Коммерсанта» на тот момент времени какой-то внятной бизнес-стратегии. Сейчас, когда мы столкнулись с тем, что от нас ушло достаточно большое количество реально важных для «Коммерсанта» инфраструктурных людей, когда обострилась конкуренция за людей на этом рынке, я рассматриваю происходящее исключительно как бизнес-вызов. Но нам есть что этому вызову противопоставить — именно потому, что мы компания частная, а не государственная, и я думаю, что в ближайшее время (мы это планировали сделать вне зависимости от последних событий, возможно, немножко эскалировавших это) мы сделаем несколько вещей, которые раньше на российском медийном рынке я не могу вспомнить, кто бы делал. Я назвать эти вещи пока не могу, но мы объявим о них в самое ближайшее время.
— А хотя бы теоретически — о каких вещах вы говорите? Вот в «Известиях» вся редакция уже два года работает на сайт, бумажную газету собирают два или три человека. В «Коммерсанте» такой революции пока не было.
— Я не об этом. Но то, о чем вы говорите, кстати, одна из проблем, которую я увидел, когда пришел в «Коммерсантъ». «Коммерсантъ» в интернете реально отстает по навигации, по дизайну, по структуре сайта, в том числе отчасти по подходу к формированию контента. Сайт очень долгое время был просто лицом газеты, куда просто выкладывалась газета. Потом был создан специальный отдел несколько лет назад, и сначала были большие проблемы в работе с редакциями, чтобы они писали на сайт. Сейчас эта проблема почти полностью решена, но есть еще куда расти. Вторая проблема — технологическая. На мой взгляд — но мой взгляд подтверждается тем, что «Коммерсантъ» первый по цитируемости и по аудитории среди газет, но не первый среди интернет-ресурсов, — сайт надо перезапускать. Например, на мобильных устройствах он очень неудобно открывается. Поэтому мы поставили задачу перезапуска. Над этой задачей мы сейчас работаем.
— То есть этим должна была заниматься еще [бывший главный редактор сайта kommersant.ru] Лиза Голикова.
— Этим и занималась Лиза. В том числе в рамках подготовки к этому Лиза съездила в Штаты, а это на сегодняшний день лучшее место в мире, где можно научиться новым технологиям и тому, что вообще происходит в медиа, потому что они по тем процессам, которые происходят в медиа, нас на много лет опережают. Но после этого Лиза приняла предложение ИТАР—ТАСС и ушла туда. Ее сменил человек, с ней рука об руку этим занимавшийся, — [заместитель шеф-редактора ИД «Коммерсантъ»] Илья Булавинов, который в ближайшее время уходит в РИА Новости. И поэтому у нас возникают задержки, но мы все равно эти проблемы решим, и сайт мы в течение этого года перезапустим. Вторая вещь связана с редакционными вопросами, и здесь мы все равно должны — поскольку у нас есть бумага, и именно бумага для нас является источником основной выручки на сегодняшний день, — самые большие эксклюзивы, про которые мы точно понимаем, что они не утекут, держать для газеты и выкладывать их одновременно с выходом газеты. В остальном, безусловно, нужно больше работать на сайт.
— Тогда прокомментируйте уход Булавинова, Голиковой и других людей, которые должны были этими вещами заниматься.
— «Коммерсантъ» — думаю, вы это лучше меня знаете — в очень большой степени не компания, предприятие, структура или бизнес-единица. «Коммерсантъ» с точки зрения внутренних отношений — это такая как бы семья, у которой есть свой дом на улице Врубеля, где очень многие люди являются родственниками, очень близкими друзьями и так далее. У этого есть свои плюсы и свои минусы. Часть этих минусов мы видим сейчас, во всей этой ситуации, когда люди от нас уходят в государственные структуры. Если человек уходит из «Коммерсанта», декларируя, публично или не публично, что уходит по каким-то редакционным соображениям, связанным, условно, с лояльностью «Коммерсанта» власти, то уходить при этом в государственную структуру — это странно. Но вот поскольку «Коммерсантъ» в очень большой степени семья и эти люди проработали по 20 лет — когда ты в семье делаешь не очень хороший в твоем собственном представлении поступок, тебе надо и этой семье, и прежде всего самому себе этот поступок как-то объяснить, и ты находишь объяснение этому.
— То есть вы считаете, что заявление Булавинова — лицемерное и неправдивое?
— Я считаю заявление Булавинова абсолютно точно некорректным. С корпоративной точки зрения в любой компании, в любой стране мира существует правило, что вопросы, связанные с деятельностью этой компании, в социальных сетях не обсуждаются. Это первое. Второе — Булавинов выступил с этим обращением в Фейсбуке в тот момент, когда он даже не написал заявление об увольнении. Он сначала выложил этот пост, а только потом написал заявление. И, наконец, третье. У очень многих людей возникло общее ощущение после этого поста, что в «Коммерсанте» процветает цензура, есть какие-то очень большие редакционные проблемы, Булавинову кто-то не дает работать, самореализовываться и так далее. А это неправда, потому что Илья только недавно возглавил сайт, и он работал, он каждый день рассылал всем прекрасные результаты роста трафика, он был, как мне казалось, всем этим мотивирован, горел на работе, проводил летучки и так далее. Но дело даже не в этом. Если рассматривать этот пост как заметку журналистскую, то люди, которые точно разбираются в журналистике лучше, чем я, говорят, что там не хватает фактуры, как это называется в профессии. Там не хватает самой главной фактуры — куда при этом Илья уходит. Люди, прочитавшие этот пост, поняли его как обвинение «Коммерсанта» в том, что «Коммерсантъ» — главный апологет режима. А он при этом уходит в РИА Новости. Как-то не срастается.
Любой акционер любой компании в мире не будет радоваться тому, что, с одной стороны, эту компанию публично обвиняют в упадке, а с другой стороны, из этой компании последовательно уходит какое-то количество сильных людей, которых перекупили конкуренты.
— Нет, это как раз именно что срастается. Это такой неприятный для «Коммерсанта» парадокс: людям кажется, что им будет комфортнее даже в госструктурах, чем в «Коммерсанте». То есть вы не верите, что для Булавинова главное — уйти из «Коммерсанта», а не в РИА Новости?
— У меня нет оснований в это верить. Послушайте, я не хочу обсуждать какие-то морально-этические вопросы, у всех свои представления о морали, этике и так далее. Я знаю только одно: безусловно, с точки зрения финансовой возможности госструктур превышают наши, поскольку мы находимся в рынке, а они вне рынка. Но с точки зрения самореализации возможностей у нас точно больше.
— Но все-таки не всех переманивают госструктуры. Куда и почему из «Коммерсанта» ушла Арина Бородина? Мне кажется, для издательского дома она была очень важным журналистом, а ушла в итоге в никуда, уже больше месяца без работы сидит.
— Я не знаю, куда и почему ушла Арина. По поводу ее нынешней работы точно не прокомментирую. Когда Арина написала заявление об увольнении, я первый и пока последний раз в жизни с ней общался. Причин ухода она мне не объяснила, сказала, что решила уйти по собственному желанию. И, кстати, лично я считаю, что жанр, в котором Арина была в газете, себя в большой мере исчерпал, уже довольно давно надо было его пересматривать.
— Ваши коллеги — в частности, коммерческий директор «Коммерсанта» Валерия Любимова — в соцсетях открыто пишут, что ИТАР—ТАСС ведет конкретный заговор против «Коммерсанта», забирают людей именно из «Коммерсанта» на заведомо более высокие зарплаты. Это правда? Вы тоже считаете, что у ИТАР—ТАСС такая миссия сейчас — разрушать «Коммерсантъ»? И если да, то зачем?
— Я не сторонник теории заговора, и я думаю, что на самом деле все гораздо проще. ИТАР—ТАСС возглавил Сергей Михайлов. Мы с ним лично пока, по крайней мере, не знакомы, но я вижу, что Сергей Михайлов поставил перед собой задачу — усилить ИТАР—ТАСС, и с бизнесовой точки зрения я его прекрасно понимаю. Если у него есть для этого возможности, если у него есть финансовые ресурсы, то, поскольку лучшие на рынке люди работают в «Коммерсанте», он, естественно, хантит людей из «Коммерсанта». Наверное, я бы на его месте делал то же самое, это логично: если ты приходишь усиливать какую-то структуру, ты берешь в нее лучших людей на рынке.
— Это дословно то, что говорил [гендиректор ИД «Коммерсантъ» Павел] Филенков РИА Новости. Но при этом медийная Москва маленькая, и слухи по ней распространяются очень быстро. Уже рассказывают, как вы отреагировали на заявление Булавинова, как вы пришли на планерку сказали, что акционер [«Коммерсанта» Алишер Усманов] недоволен. Так говорят.
— Я не знаю, о какой планерке вы говорите, но я вам скажу, что любой акционер любой компании в мире не будет радоваться тому, что, с одной стороны, эту компанию публично обвиняют в упадке, а с другой стороны, из этой компании последовательно уходит какое-то количество сильных людей, которых перекупили конкуренты. Но я по этому поводу не собираюсь расстраиваться, я верю в «Коммерсантъ» и считаю, что просто нужно этому что-то противопоставить. Как я вам сказал, у нас есть мысли, что нужно сделать. Я уверен: акционер их поддержит.
— Вы говорите о планах, а из того, что есть уже сейчас, — эти кадровые перемены, гигантские по меркам «Коммерсанта», такого не было уже много лет, чтобы столько народу уходило.
— А мне, кстати говоря, люди, которые работают в «Коммерсанте» по 20 и более лет, говорят, что было. Просто редакциями вставали и уходили, например, при создании «Эксперта».
— Хорошо, то, что сейчас происходит, — это кризис в «Коммерсанте»?
— Нет.
— А что это тогда? Нормальный рабочий процесс?
— Я действительно считаю, что это нормальный рабочий процесс, это обострение конкуренции, прежде всего конкуренции за людей.
— Внутри «Коммерсанта» нет важных причин? Многие считают, что люди не уживаются с [редакционным директором, главным редактором газеты «Коммерсантъ» Михаилом] Михайлиным.
— Михайлин — редакционный директор, мой коллега, и думаю, что неправильно обсуждать его в его отсутствие. Я предпочитаю судить по объективным показателям. Объективные показатели, три основных параметра, — аудитория, цитируемость и рекламная выручка. Все эти показатели у нас улучшаются.
— А в цитируемости, кстати, учитываются комментарии уходящих сотрудников, того же Булавинова? Это считается ссылкой на «Коммерсантъ» или нет?
— Нет, хотя лучше об этом «Медиалогию» спросить. По логике не должно.
— Вы можете назвать за последние три месяца самые резонансные материалы «Коммерсанта», громкие, цитируемые?
— Буквально только что газета получила премию Российского союза промышленников и предпринимателей как лучшее в России деловое СМИ, а радио за юмор в эфире получило еще одну премию, в тот же день, за шоу Норкина с Быковым. С точки зрения материалов — я вижу очень много ссылок на материалы «Коммерсанта».
— И достаточно нашумевшая в журналистских кругах история про публикацию журнала «Власть» про Тихий океан, вышедшую вместо запланированного расследования. Ситуация, когда Игорь Сечин звонит и требует снять публикацию, — кто в ней виноват и насколько это проявление цензуры?
— А кому звонил Сечин?
— Говорят, Михайлину. Я говорю как человек, до которого доходят слухи.
— Я думаю, что часть слухов, на самом деле, — это какие-то демоны, которых люди придумывают, начинают в них верить, а потом это все начинает еще обрастать всякими историями. Например, насчет истории про якобы звонок якобы Сечина по какой-то заметке мне действительно рассказывали, хотя мне никто не звонил и Михайлину не звонил. В этом рассказе я услышал следующие слова: «Иван Таврин, председатель совета директоров “Коммерсанта”, вычитывал журнал “Власть” и снимал эту заметку». Я совершенно точно вам могу сказать — а Ивана Таврина я знаю 20 лет, — что у него как руководителя одной из крупнейших в стране телекоммуникационных компаний просто, во-первых, на это нет времени, во-вторых, это не входит в его интересы и задачи, да и у него вообще сейчас времени хватает только на чтение финансовой отчетности «Мегафона», который стал публичной компанией. Поэтому как я могу комментировать настолько мифологизированные вещи? А та часть этой истории, которая является не мифом, а реальностью, состоит в следующем. Журналист при подготовке материала направил в пресс-службу компании «Роснефть» некие вопросы. Часть этих вопросов — я вам не буду их пересказывать, потому что это редакционная тайна, но когда мы об этом узнали, точка зрения была такова, что часть этих вопросов являлась троллингом и абсолютной провокацией. Потому что это были не вопросы, а некие утверждения. После чего компания «Роснефть» в лице ее пресс-службы отказалась не только отвечать на эти вопросы, но и сотрудничать при подготовке материала. Я считаю, что в этой ситуации чисто по-журналистски ставить материал, описывающий какие-то процессы, которые происходят вокруг «Роснефти», при ее полном отказе участвовать в подготовке материала — некорректно.
— Вы назвали Ивана Таврина. За последний год в «Коммерсанте» стало гораздо больше директоров. Допустим, есть директор Лошак Виктор Григорьевич. Чем он занимается и почему была необходимость его так формально повышать, а по сути выгонять из «Огонька»?
— Мы снова видим, как в каких-то вещах ищется политический контекст, все начинает мифологизироваться. Но на самом деле, если вы проанализируете очень простую вещь — кто сменяет, в случае Лошака его место главного редактора «Огонька» занял Агафонов, который бок о бок с ним много лет проработал, является его учеником. Если заниматься конспирологией и видеть в этом политические смыслы, то, наверное, приходили бы какие-то внешние люди, комиссары. Виктор Лошак сейчас занимается очень многими вопросами. Он обладает огромным количеством связей, человек узнаваемый, которому не откажут во встрече чиновники, представители крупных бизнес-структур. И он решает очень много задач, например, сейчас он договорился с Москвой, с московскими властями, что этим летом мы будем делать большую выставку по Москве. И одна из вещей, которые мы в ближайшее время объявим, — большой проект, его мы будем запускать в «Коммерсанте», Лошак будет важным участником этого процесса, где он будет очень органичен. Так что увольнения никакого не было, потому что он работает. При этом, когда Агафонов уходит в отпуск, Лошак, как человек, больше всего знающий «Огонек», понимающий, что происходит в редакции, сидит на «Огоньке» и как редактор его выпускает. Наверное, если бы в отстранении его от «Огонька» был какой-то политический подтекст, то ему бы запретили это делать, а он делает.
Нет-нет, мы телеканал закрыли.
— Поскольку турбулентность, в которой находится «Коммерсантъ», если отсчитывать от истории с [бывшим главным редактором журнала «Власть» Максимом] Ковальским, длится уже давно…
— Смотрите, я участником истории с Ковальским не был. Тем не менее, поскольку с нее началось то, что принято называть «гребаной цепью», история с Ковальским — это история действительно про увольнение, кстати, я хочу подчеркнуть — по соглашению сторон. Он был отстранен акционером, более того, акционер, не прячась ни от кого, открыто приехал в редакцию, объяснился. Да, это действительно такая история.
— Я и говорю — турбулентность. Она длится уже полтора года, и за это время вы уже научились объяснять перемены таким образом, как будто так и надо. Закрытие канала «Коммерсантъ-ТВ» — объявлено, что он не закрыт, а приостановлен, когда-то будет перезапущен. Вот кстати — почему потребовалось через четыре месяца после его открытия закрывать телеканал?
— Я, в принципе, до недавнего времени занимал совершенно осознанную и осмысленную позицию, что я никаким образом не комментирую деятельность предыдущего руководства. Как, например, Собянин, который был в редакции «Коммерсанта», — когда его кто-то спросил о временах Лужкова, он сказал: «Я деятельность предыдущего градоначальника не комментирую». Но в ситуации, когда предыдущее руководство в последнее время сочло для себя возможным каким-то образом говорить о том, что происходит сейчас внутри «Коммерсанта», я вам могу сказать по поводу телеканала. Немножко более подробно, чем я говорил летом. Телеканал был создан ценой инвестиций в более чем 20 миллионов долларов. При этом операционные убытки этого телеканала составляли более миллиона долларов в месяц. Создан он был сначала с концепцией такого телевидения, которое может существовать без звука, как набор анимированных картинок. И уже после того, как он был в таком виде создан и в это была осуществлена инвестиция, люди, управлявшие этим каналом, пришли в крупнейшее агентство, которое продает телевизионную рекламу в нашей стране, и в агентстве им сказали: это непродаваемая история, мы не можем продать это клиенту. Не говоря уже про то, что это очень небольшая, нишевая аудитория, и мы сегодня в перспективы этого не верим, потому что это не работает.
Про телевидение я могу говорить точно, потому что я возглавлял до недавнего времени очень экономически успешный телехолдинг, и я могу сказать, что действительно убежден: продать это на рекламном рынке невозможно. Тогда, в этот момент, — не с самого начала, а именно после обсуждения с рекламным агентством — решили, что на канале, оказывается, нужен прайм-тайм, нужны ведущие и так далее. И в это было предложено вложить новые инвестиции. В этот момент времени, безусловно, у акционера, у совета директоров, у меня, уже посмотревшего на эту историю, возникли вопросы. Вкладывать новые деньги в проект, в который мы не верим, — это, мягко говоря, рискованно. Есть вещи, в которые вкладывать более эффективно, и у нас на них есть свои ресурсы, «Коммерсанту» не надо просить новых инвестиций у акционера.
— Но в момент закрытия канала было объявлено, что он не закрыт и будет перезапущен. Это была заведомая ложь, да?
— Нет-нет, мы телеканал закрыли. Почему было сказано, что это не закрытие, а приостановка? По той простой причине, что у «Коммерсанта» осталась компания, которая это делала, осталась лицензия, осталась база, где, я считаю, можно сделать то, что могло бы жить, — онлайн-телевидение, гораздо более интегрированное внутрь «Коммерсанта». Безусловно, видео в интернете растет, и оно может быть одним из больших драйверов роста трафика на сайте «Коммерсанта». И если сделать какой-то проект вот так, а не как «Коммерсантъ-ТВ», которое платило кабельным операторам за присутствие, но при этом не собирало денег с рекламодателей, то этот проект будет иметь экономическую модель. Более того, я пока не могу ничего конкретного говорить, но на сегодняшний день мы находимся в переговорах с рядом медийных западных компаний, ориентированных на деловую информацию, чтобы сделать это в партнерстве, разумно, экономически просчитанно. У нас есть очень узнаваемый в России бренд, которому, судя по цифрам, доверяют. Есть лучшие в стране журналисты и эксклюзивный доступ к какой-то информации. Партнеры дадут нам ту часть информации, которая относится к другим рынкам, дадут какую-то базу, уже имеющуюся у них на сегодняшний день, и мы, возможно, попробуем сделать на базе этого СП. Единственное в телевидении СП с западной компанией в Российской Федерации создано с тем же акционером — это русский канал «Дисней». Наши партнеры это тоже учитывают, и если они будут делать это с кем-то, то, наверное, у нас хорошие шансы быть теми, с кем они это сделают.
«Коммерсантъ» пропагандой — ни той, ни другой — не занимается. «Коммерсантъ» занимается информационной журналистикой. Она не может быть лояльной или нелояльной кому-то. Она информационная.
— Но когда и что, пока рано говорить?
— Да. А если возвращаться к закрытию канала — если вы посмотрите на опыт существования других аналогичных проектов, российских, то еще один телеканал, созданный в рамках другого издательского дома, недавно был закрыт. Может быть, к нам раньше пришло понимание того, что это нежизнеспособная тема. Когда закрывался тот телеканал — посмотрите, как он был закрыт, как люди расставались с трудовым коллективом, какие были объяснения и так далее. У нас было совсем не так. Я честно собрал всех, кто на тот момент на этом проекте работал, на «Красном Октябре», открыто перед ними выступил, сказал: «Ребята, так и так» — ну, примерно те же вещи, что говорил вам, только без подробностей по цифрам. Всем им была выплачена компенсация за несколько месяцев работы, и все это было сделано по отношению к людям достаточно грамотно и корректно.
— Если говорить о других издательских домах и их телеканалах, есть и другой опыт — письмо Сунгоркина, что бумагу закрываем, телеканал развиваем.
— Я его читал и с очень многими вещами, которые там написаны, согласен. В очередной раз убедился, что Сунгоркин, как никто другой, в этом понимает, он высветил очень многие проблемы. Но в этом письме прямо написано — «наш телеканал убыточный». Он пишет «я верю», но это уже другой вопрос, верит кто-то или нет.
— Отставка [главреда «Коммерсантъ-FM» Алексея] Воробьева — чем она была вызвана? Снова сошлюсь на слухи — говорят, она была связана с интервью Лужкова в эфире. Если да, то в чем проблема с Лужковым?
— Вы знаете, с Лужковым нет никаких проблем. Я не буду полностью рассказывать всю эту историю по одной простой причине: эта история находится в плоскости личных взаимоотношений двух людей, и я к этим людям не отношусь. Это личностный конфликт. Она связана не с интервью Лужкова как таковым, на самом деле, и не с фактом того, что Лужков был в эфире. Потому что если бы она была связана с этим, то смотрите: об интервью стало известно в четверг, а вышло оно в пятницу. Если бы это было связано с тем, что мы не хотели видеть Юрия Михайловича в нашем эфире, были все возможности за это время интервью снять, извиниться, сказать, что не записалось, все что угодно. Но это интервью вышло.
Там вопрос был в другом. В том, что с точки зрения редакционной об этом интервью никто не знал и никто не смог подготовиться. Если бы об этом было заранее известно, то, поскольку Лужков достаточно редко появляется в медийном пространстве, тот же отдел политики и другие отделы могли бы подготовить вопросы, как это было с Собяниным, когда все заранее подготовили вопросы, была собрана достаточно большая группа на Врубеля, в зале для летучки, и все эти вопросы задавали. Поэтому в истории с Лужковым вопрос был задан именно про то, что с внутриредакционной точки зрения это было подготовлено просто плохо. А после этого была на этот вопрос эмоциональная реакция и все, что за ней последовало. Комментировать это я не хочу, потому что это личные отношения. Но если вы посмотрите на того человека, который сменил Воробьева, — он до недавнего времени был ежедневным колумнистом радио, если проанализируете его комментарии и так далее, наверное, вы поймете, что вряд ли эта отставка или смена Воробьева на [обозревателя «Коммерсантъ-FM» Константина] Эггерта каким-то образом политически мотивирована. Если бы она была так мотивирована, то на месте Эггерта сегодня был бы просто другой человек.
— Просто вам везет, что внутри коллектива всегда находятся люди, готовые занять освободившееся место. Кстати говоря, главным редактором «Власти» так и останется шеф-редактор издательского дома Азер Мурсалиев, да? Не обсуждается вопрос об отдельном главном редакторе?
— Нет.
— И лет десять ходят уже слухи, что «Власть» рано или поздно будет закрыта, потому что дорого обходится и мало ее читают. Насколько это сейчас актуально, будет ли закрыта «Власть»?
— Знаете, я к этим вопросам отношусь достаточно цинично. Например, одна из вещей, которая встраивается в конспирологическую политическую теорию, — история про закрытие журнала Citizen K. На протяжении достаточно длительного времени, которое он существовал, этот журнал был убыточным, его показатели экономические не росли, и в общей сложности сформировался достаточно приличный убыток. Я бы не хотел называть сумму, несмотря на всю мою открытость, есть коммерческая тайна. Был убыток, мы Citizen K закрыли. А журнал «Власть» — прибыльный, с ним просто есть следующая проблема, как я это вижу. Тот журнал «Власть», который делал Ковальский, был скорее таким сатирическим журналом, бичующим пороки общества, пороки власти и так далее. Тот журнал, который делает сейчас редакция во главе с Азером Мурсалиевым, является аналитическим, серьезным журналом про политику, общество, макроэкономику. Это просто реально другая идея журнала. И, безусловно, та аудитория, которая была у сатирического журнала, ушла, а новая аудитория, которой это интересно, — а это крупный бизнес, чиновники, аналитики, эксперты и так далее — приходит. И этот год где-то аудиторию «Власти» действительно колбасило, потому что старая ушла, новая приходила. Сейчас эта аудитория уже есть, и она вполне монетизируется. Аудитория, которая есть сейчас, более премиальна в смысле рекламодателей.
— То есть правильно ли я понимаю, что в целом вы довольны тем, что у вас получилось за этот год?
— Если говорить о моей конкретной деятельности, я разобрался во всех делах, познакомился со всеми людьми, и на сегодняшний день я точно понимаю, что надо делать.
— Ощущения, что кризис, что-то не получается, нет?
— У меня нет, абсолютно. Я думаю, что ощущение кризиса — в головах людей. Кроме Бразилии и Китая, где просто растет число людей каждый день, которые научились читать, во всех остальных странах мира пресса переживает не лучшие времена. И с точки зрения медийного пространства, и с точки зрения экономической, того, что происходит на рекламном рынке. Рекламный рынок прессы растет ниже инфляции. А поскольку все наши остальные расходы подвержены инфляции, то маржинальность бизнеса падает. И это происходит и в Америке, и в Европе. Но можно медленно умирать и говорить: ну да, так и все, и ничего хорошего у нас не будет — и внутри «Коммерсанта», и внутри многих западных печатных медиа многие люди привыкли жить в той реальности. Поэтому с точки зрения самоощущения многих людей, которые в этих компаниях работают, их внутреннее ощущение падает. Вот что происходит с компанией экономически, вот что происходит со мной, вот что происходит с потреблением того, что я делаю, — безусловно, многие на эту тему рефлексируют. Но здесь я, как человек новый, могу на это посмотреть не как на проблему, а как на возможность. У «Коммерсанта» есть журналисты, есть технология работы с информацией, с фактурами, со сбором, с проверкой источников. Есть информационный центр, который гениально построил Александр Стукалин, потом отладил Михаил Лукин и сейчас его сменщик — Кирилл Урбан, тоже совершенно талантливый парень.
Человек не может потреблять бесконечное количество информации, поэтому ему нужен trusted source, и этим trusted source мы будем. Безусловно, по дороге от сегодняшнего дня к тому дню, когда мы будем достаточно зарабатывать в интернете, возможно, будем монетизировать наш контент другим образом, продавая его юзерам, будет сложно. Но в данном случае, когда у «Коммерсанта» есть тот акционер, который есть, это является большим плюсом, потому что в сложной ситуации акционер сможет компанию поддержать. Кстати, я хотел бы, чтобы вы в каком-то виде написали очень важные слова, я правда хочу это сказать. На самом деле, когда говорится про упадок «Коммерсанта», то как бы подразумевается, что те люди, которые остались в «Коммерсанте», — это слабаки, непрофессионалы и так далее. Я вот лично вам честно могу сказать, что меня это просто внутренне оскорбляет, я так не считаю. Я знаю огромное количество талантливейших журналистов внутри «Коммерсанта», и вы их тоже знаете.
— Я знаю, но не все они довольны происходящим. И могу быть предвзятым, но отношение к [бывшему главреду «Коммерсанта»] Андрею Васильеву было гораздо более сыновним у коллектива, чем к нынешнему руководству.
— Поймите правильно, я не могу это комментировать, потому что на тот момент я в «Коммерсанте» не работал и какие у кого были отношения — сыновние, дочерние, братские, — просто не знаю.
— А себя вы считаете частью команды «Коммерсанта»? Вы стремитесь к этому?
— На сегодняшний день я себя считаю частью этой команды. Когда я выступал на коммерсантовском вечере корпоративном, на Новый год, я сказал несколько слов. В «Коммерсанте» такие вечера проходят зажигательно, поэтому не уверен, что меня все слышали, но я сказал: «Я считаю, что “Коммерсантъ” — это в очень большой степени реальная семья, и я вам благодарен, что вы меня в эту семью приняли». Безусловно, изначально меня отторгали. Я говорю: у того, что «Коммерсантъ» как семья, есть свои плюсы и есть свои минусы. Часть из этих минусов мы сейчас видим. Но одна из вещей, которые мы в ближайшее время сделаем, — мы закрепим, в том числе корпоративно, что «Коммерсантъ» — это сообщество, что все люди, работающие в «Коммерсанте», должны ощущать свою сопричастность с «Коммерсантом».
— Просто в наших условиях, когда есть такое политическое похолодание, действительно существует проблема, что если начнется цензура, нельзя будет об этом сказать обществу. Наверное, это долг журналиста — сказать, что есть цензура.
— Я считаю, что в «Коммерсанте» в какой-то момент времени существовала, возможно, даже цензура другого свойства. Я, например, слышал, что один из главных редакторов — я при этом не присутствовал, но мне это пересказывали, — говорил, что если наша власть сделает даже что-то безусловно хорошее, мы просто этого не можем заметить. Это для нас по определению абсолютное зло, и наша миссия — с этим злом бороться. Я искренне не считаю, что это журналистика. Равно как и обратный какой-то пропагандизм. Вы прекрасно знаете, что есть сегодня медиаресурсы, занимающиеся пропагандой. «Коммерсантъ» пропагандой — ни той, ни другой — не занимается. «Коммерсантъ» занимается информационной журналистикой. Она не может быть лояльной или нелояльной кому-то. Она информационная.
— Вы говорите о демонах, которые живут в либеральной тусовке, но у вас тоже есть такие демоны. Я не знаю, о каком главном редакторе вы говорите, но, по крайней мере, десять лет назад, когда я был молодым стажером, мне редактор объяснял, что «Коммерсантъ» — газета плохих новостей просто потому, что плохие новости лучше продаются. Опыт и годы убедили меня, что это правда. Писать о крушении самолета важнее, чем написать, что вице-мэр Москвы по ЖКХ высаживает клумбы. Клумбы не могут быть важнее, чем, не знаю, коррупционные разоблачения.
— А «Коммерсантъ» разве не пишет о коррупционных разоблачениях? По-моему, он как раз очень большую цитируемость получил благодаря тому, что в «Коммерсанте» лучший на рынке отдел преступности, возглавляемый Максимом Варывдиным, который первым имел эксклюзив на Сердюкова. Разве это не так?
— Разумеется, да, но это было в тот момент, когда Сердюкова уже мочил Следственный комитет.
— А я считаю, что Макс гениально делает свою работу. Он первым написал, например, про Васильеву.
— И со стороны это выглядит именно как информационное спонсорство уголовного дела против Сердюкова. Если завтра «Коммерсантъ» напишет, что Навальный украл «Кировлес», это будет такая же сенсация.
— Если мы говорим об информационной журналистике, то — если упал самолет, можно написать, что упал самолет, погибло столько-то человек, причиной аварии стал отказ двигателя, пилотом был такой-то. Собрать всю фактуру и первым ее дать, люди из «Коммерсанта» об этом узнают и поймут всю ситуацию. А можно написать — упал самолет, посмотрите, как неистовствует режим.
— Такого никогда не было в «Коммерсанте».
— А я не говорю, что было. Я говорю, что я не считаю это информационной журналистикой. И считаю, что какое-то время если не газета, то некоторые журналы издательского дома этим занимались. Например, та же история с бюллетенем.
— Хорошо. После всего, о чем мы говорили, я еще раз спрошу: в «Коммерсанте» кризис?
— Нет, конечно.
-
28 августаОткрывается Венецианский кинофестиваль
-
27 августаНа конкурсе Operalia победила российская певица Романом Геббельса заинтересовалась московская прокуратура «Ляписы» записали первый альбом на белорусском Московские музеи останутся бесплатными для студентов The Offspring проедут по девяти городам России
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials