Искусство: главное за неделю
Чего нельзя пропустить с 25 по 31 марта (по мнению редакции)
Марат Гельман в Петербурге, лекции Елены Бакановой, Ирины Кулик, Саши Обуховой и Кети Чухров, «АРТ-ХАОС» в Нижнем Новгороде, Сергей Братков в PinchukArtCentre, мнение Петера Ноевера и газета Жоао Рибаса.
25 марта, понедельник, 19:30
Образовательный центр ЦСК «Гараж»
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 4 (Парк Горького, у Пионерского пруда)
Марсель Дюшан — Сальвадор Дали. Апология музея. Лекция Ирины Кулик
«Гараж» открывает свой второй масштабный образовательный курс, посвященный современному искусству. Но если про русское искусство, как мы помним, будет рассказывать Саша Обухова, то про зарубежное можно будет послушать арт-критика Ирину Кулик. Теперь раз в две недели по понедельникам она будет освещать основные темы и проблемы современного искусства на основе парадоксального столкновения двух художников. Герои ближайших динамических пар лекционного цикла «Несимметричные подобия»: Марсель Дюшан — Сальвадор Дали, Джексон Поллок — Ив Кляйн, Синди Шерман — Софи Калль, Йозеф Бойс — Энди Уорхол, Крис Берден — Марина Абрамович, Марк Ротко — Джеймс Таррелл, Роберт Смитсон — Гордон Матта-Кларк. С деталями программы, разработанной до ноября этого года, можно ознакомиться тут. На первой лекции Ирина Кулик сопоставит искусство Марселя Дюшана и Сальвадора Дали.
Вход свободный, но количество мест ограниченно, организаторы просят приходить заранее.
25 марта, понедельник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Вечер памяти Эдуарда Штейнберга
Участниками вечера памяти известного российского художника, представителя русского альтернативного искусства второй половины ХХ века, погибшего в Париже в марте прошлого года, станут его близкие друзья: Владимир Немухин, Олег Генисаретский, Виталий Пацюков и вдова художника, историк культуры, искусствовед Галина Маневич. Будут представлены работы художника из частных коллекций и собрания ГЦСИ, также состоится показ фильма «Эдик Штейнберг, художник, поэт, рыбак, философ» (Жиль Бастианелли, 37 минут, 2007—2012 год, Россия/Франция), снимавшегося в Париже и Тарусе на протяжении шести последних лет жизни Эдуарда Штейнберга.
26 марта, вторник, 10:00
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание, зал № 7
Ул. Волхонка, 12
Выставка одной картины: Аньоло Бронзино, «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна»
Пушкинский музей продолжает проводить уже ставшие традиционными выставки одной картины. В рамках этой серии показываются выдающиеся работы, привезенные из различных музеев мира. В течение марта—апреля можно будет познакомиться с полотном одного из важнейших представителей итальянского маньеризма Аньоло Бронзино (1503—1572). Из миланской Пинакотеки Брера к нам привезут «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна» (1540—1550). Это один из редких примеров аллегорических портретов художника: итальянский адмирал и государственный деятель предстает в образе морского бога.
По 21 апреля
26 марта, вторник, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Сергей Серп. Территория искусства
На этой встрече художник Сергей Серп расскажет о знаменитой выставке «Территория искусства», проходившей в 1990 году в Государственном Русском музее. Куратором этой выставки был Понтюс Хюльтен, первый директор Центра Помпиду, в то время руководивший парижским Институтом пластических искусств. На этой выставке впервые в Ленинграде демонстрировались работы известных художников второй половины ХХ столетия. Одним из участников этой выставки и был Сергей Серп, представитель движения «некрореализм» и близкий друг куратора. Как сообщается, лектор «поделится со зрителями воспоминаниями о событиях, происходивших в залах Русского музея, расскажет о других проектах Хюльтена и об особенностях образовательного процесса во французском Институте пластических искусств».
26 марта, вторник, 19:00
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Ул. Делегатская, 3
Лекция Петера Ноевера. Next. Искусство против демократии
Петер Ноевер, бывший директор австрийского МАК с 25-летним стажем, поделится своим рецептом превращения просто хорошего музея прикладного искусства в «уникальный, единственный, динамичный и мощный центр современный культуры, известный во всем мире и представляющий лучшие выставки международного уровня». В рамках своей лекции Ноевер, почетный директор Музея прикладного искусства МАК (занимал этот пост с 1986 по 2011 год), наметит возможные перспективы развития традиционных музеев декоративного искусства. На фоне обсуждения будущего московского Музея декоративно-прикладного искусства эта лекция кажется более чем актуальной.
26 марта, вторник, 19:00 — открытие, 27 марта, среда, 12:00 — для всех посетителей
PinchukArtCentre
Ул. Большая Васильковская/Бассейная, 1/3—2, блок А, Бессарабский квартал, Киев, Украина
Персональная выставка Сергея Браткова «Добро покупает зло» в рамках пространства РАС-UA
На этой неделе в Центре Пинчука новое прочтение найдет тема зла. Помимо выставки Чепменов, выстроенной вокруг их инсталляции «Все зло мира», откроется персональная выставка Сергея Браткова «Добро покупает зло». Название в виде строчки из десятилетиями гуляющего по интернету анекдота — вполне в духе Браткова: эта ироничная формулировка позволяет домыслить любые, даже самые критические, трактовки. Сергей Братков — известный художник и фотограф родом из Харькова, чьи проекты всегда пропитаны тонкой иронией и остроумием. Выставка откроется в пространстве PAC-UA, расположенном на 5-м этаже центра. Если в других частях музея демонстрируются работы зарубежных авторов, мировых арт-звезд, то это пространство, где каждый месяц открываются новые выставки, отведено исключительно для украинских художников, причем только для новых проектов.
По 21 апреля
27 марта, среда, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Показать искусство: парадоксы и компромиссы. Лекция Елены Бакановой
Лекция Елены Бакановой является частью цикла «Искусство передачи искусства», в рамках которого уже прошли встречи с Анной Толстовой, Фаиной Балаховской, Еленой Селиной, Марией Москвичевой и Дарьей Пархоменко. На лекции «Показать искусство: парадоксы и компромиссы» совладелица галереи Paperworks, главный редактор журнала Black Square (2009—2010) Елена Баканова поделится своим опытом и наблюдениями над особенностями функционирования современного искусства сегодня.
Стоимость лекции — 100 рублей. Для льготных категорий — 50 рублей.
27 марта, среда, 12:00
Центр фотографии им. братьев Люмьер
Болотная наб., 3, стр. 1
100 лет Токио
40 японских фотографов отразят последние 100 лет жизни Токио на выставке, приуроченной к 10-летию Японского института фотоиндустрии. Из пресс-релиза следует, что диапазон экспозиции — «от полупрофессиональных снимков 1910-х годов к развитой репортажной фотографии 1930-х, затем к Олимпийским играм 1964 года в Токио и к нашему времени». Помимо фотографий города на выставке будут представлены портреты современных политических деятелей, писателей, художников и актеров. Куратор: Анастасия Лепихова.
По 12 мая
27 марта, среда, 19:00
ММСИ, Мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова
Ул. Тверская, 17
Александра Кузнецова. Апории
Художница Александра Кузнецова обыгрывает сюжеты знаменитых апорий древнегреческого философа Зенона Элейского. Весь классический набор — Ахиллес с черепахой, летящая стрела и т.д. — исследуется художницей на практике. Используя предметы и видео, Кузнецова выстраивает ситуации, когда эти апории перестают быть абстракцией и становятся реальностью. Организаторы обнаруживают в работах художницы «влияние концептуализма и, в частности, Брюса Наумана». Александра Кузнецова окончила художественно-графический факультет МПГУ, Школу современного искусства «Свободные мастерские», Британскую высшую школу дизайна и Академию коммуникаций Wordshop. Выставка проходит в рамках программы «Дебют».
По 21 апреля
27 марта, среда, 19:00
Историко-мемориальный музей «Пресня»
Б. Предтеченский пер., 4
Показ фильма «Борис Годунов»
В рамках программы «История контр история», организованной музеем «Пресня», будет показан фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов» (2011). Устроители сообщают: «Снятый два года назад и вышедший в прокат парой копий, “Борис Годунов” — одна из самых стремительных и ответственных картин нового российского кино. Стремительная — по тексту, по съемке, по монтажу. Ответственная — по верности духу и букве Пушкина». Фильм представит кинокритик Кирилл Адибеков. Показ состоится в присутствии режиссера Владимира Мирзоева, после показа — обсуждение фильма с режиссером.
Фильм будет показан в DVD-копии.
Вход по билетам в музей — 50 р.
28 марта, четверг, 19:00
Lazarev Gallery
Васильевский о-в, 6-я линия, 5/5, Санкт-Петербург
Александр Жерноклюев. Красные матросы
Выставка экспрессивных живописных работ, тема которых вполне представима из самого названия — «Красные матросы». Это продолжение «матросской» серии, отдельные произведения из которой уже были показаны в различных местах. «Молодые и не очень, моряки, а также сам автор, бывший моряк, изображены исключительно в ярко-красных тонах на белом фоне... Сохраняя и даже выявляя новые выразительные приемы станкового письма, Александр Жерноклюев поглощен живописной техникой: свет, колористика и энергия пластики очень важны в его работах», — отмечает куратор выставки Марина Штагер.
По 18 мая
28 марта, четверг, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Гуманная резиньяция и советская эстетика. Часть 2-я. Лекция Кети Чухров
В этот четверг состоится вторая лекция из небольшого двухчастного теоретического курса Кети Чухров, посвященного исследованию эпистемологических различий между эстетическими позициями западных философов 1960—1970-х годов и советских теоретиков — таких, как М. Лифшиц, Э. Ильенков и Ю. Давыдов. Кети Чухров — философ, поэт, теоретик культуры, кандидат филологических наук, доцент кафедры всеобщей истории искусства РГГУ, член редакционного совета «Художественного журнала». Первая лекция прошла в феврале.
28 марта, четверг, 23:00 — открытие. 29 марта, пятница, 12:00 — для всех посетителей
Центр дизайна ARTPLAY. East Meets West Gallery
Нижняя Сыромятническая ул., 10, стр. 3, эт. 2
Миссия невыполнима
Групповая выставка живописи и графики, на которой представлены по большей части постоянные авторы галереи East Meets West. Все вполне традиционно. Участники: Сурен Айвазян, Ханс Мендлер, Анатолий Пурлик и Александр Олигеров, Лилиана Спикторенко, Сергей Филатов.
По 20 апреля
29 марта, пятница, 19:30
Образовательный центр ЦСК «Гараж»
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 4 (Парк Горького, у Пионерского пруда)
Многообразие персональных стилей в рамках «неофициального искусства» 1960-х годов I. Лекция Саши Обуховой
Вторая лекция масштабного образовательного цикла Саши Обуховой посвящена неофициальному искусству 1960-х годов. В центре внимания курса «История современного русского искусства» — «художники-нонконформисты первого призыва, квартирные выставки 1960—1970-х, соц-арт и московская школа концептуализма, искусство “новой волны” и московский акционизм, ситуация на российском художественном рынке и политическое искусство 2000-х». Лекции Обуховой еженедельные, проходят по пятницам. С программой, разработанной до самого июля, можно ознакомиться тут.
Вход свободный, но количество мест ограниченно, организаторы просят приходить заранее.
29 марта, пятница, 19:30
ГЦСИ, Малый зал
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2
Клуб аниматоров России. Видеопоказ
В рамках программы «Видео-cinema» в ГЦСИ состоится показ анимационных фильмов русских и зарубежных авторов. Заседания Клуба аниматоров — регулярная программа ГЦСИ, которую ведет Наталья Лукиных, киновед, режиссер-документалист и программный директор Открытого Российского фестиваля анимации в Суздале. В рамках вечера состоится демонстрация и обсуждение анимационных работ, а Наталья Лукиных расскажет про недавно прошедший фестиваль в Суздале. Программа — здесь.
29 марта, пятница, 19:00
APERTO gallery
Пер. Пирогова, 18, Санкт-Петербург
Кирилл Макаров. По одному моему желанию
Жоао Рибас. Стена
В APERTO gallery на этой неделе сразу два открытия. На выставке молодого петербургского художника Кирилла Макарова, ставшего в этом году одним из получателей стипендии «Гаража», будет представлена серия работ, созданных под впечатлением от французских шпалер «Дама с единорогом»: «Аллегорическое взаимодействие категорий чувственного и духовного, двойственная природа красоты становятся ядром тематизма выставки, вокруг которого формируется изящное эстетическое пространство. Отправляясь в путешествие вместе с героем выставки, мы попадаем в мир тонких нюансов, иллюзий и намеков, построенный на пересечении форм, фактур, времен и жанров». Пространство галереи заполнят офорты, живописные работы и малая пластика. Второе открытие в APERTO в тот же день — исследовательский проект Жоао Рибаса, куратора MIT List Visual Arts Center (США) при одном из ведущих университетов в мире — Массачусетском технологическом институте. Жоао Рибас (João Ribas) — бывший куратор The Drawing Center в Нью-Йорке, автор многочисленных статей, приглашенный лектор в Гарварде, Колумбийском и Брауновском университетах. Каждую неделю в течение двух месяцев посетители галереи смогут знакомиться с новым номером газеты by João Ribas — издания, посвященного ежедневной исследовательской деятельности куратора. На открытии будет представлена статья Жоао Рибаса Judgment’s Troubled Objects.
Кирилл Макаров — по 21 апреля
Жоао Рибас — по 25 мая
29 марта, пятница, 12:00
«Ткачи»
Наб. Обводного канала, 60, Санкт-Петербург
ICONS
ICONS — кураторский проект Марата Гельмана, созданный на базе музея PERMM и посвященный религиозным сюжетам в современном искусстве. Это большая групповая выставка 25 художников. По словам организаторов, «выставка ICONS была создана как возможная площадка для диалога церкви и искусства, верующих и художников». Марат Гельман добавляет, что «зачастую современный художник, воплощая тот или иной религиозный сюжет, вступает не в непосредственный диалог с религиозными текстами, с религиозной традицией, а вступает в диалог со своим коллегой, с другим художником, со своим предшественником». Вокруг еще не открывшейся выставки уже разгорелся скандал. Участники: Дмитрий Врубель & Виктория Тимофеева, Паша Брат, Илья Гапонов & Кирилл Котешов, Аладдин Гарунов, Дмитрий Гутов, Ирина Затуловская, Владимир Куприянов, Евгения Мальцева, Николай Макаров, Рауф Мамедов, Анатолий, Осмоловский, Георгий Острецов, Арсен Савадов, Евгений Семенов, Александр Сигутин, Елена Суховеева, Виктор Хмель, Александр Ройтбурд, Константин Худяков, Гор Чахал, Юрий Шабельников, Михаил Шварцман, Анфим Ханыков, Дэмиен Херст, Recycle.
По 21 апреля
29 марта, пятница, 19:00
Приволжский филиал ГЦСИ
Нижегородский кремль, корп. 6, Арсенал, Нижний Новгород
Бестиарий. Выставка
«Бестиарий» — попытка создать музей настоящего и будущего, основанный на средневековой эстетике. Организаторы предупреждают, что «внешний вид экспозиции уподоблен тронному залу, где царствуют невиданные существа и, кажется, еще совсем недавно происходили эпохальные события». Объекты и инсталляции, которые покажут в Арсенале, год назад демонстрировались на «Фабрике» в рамках одного из заметных проектов III Молодежной биеннале современного искусства. Группа «Бестиарий»: Екатерина Валетова, Анастасия Дорожкина, Иван Ковалевский, Андрей Строганов, Валерий Переверзев, Наталья Разбродина, Денис Чижов.
По 19 мая
30 марта, суббота, 16:00
Санкт-Петербургский филиал ГЦСИ, Лекционный зал фонда «ПРО АРТЕ»
Петропавловская крепость, 3 (Невская куртина, левая сторона), Санкт-Петербург
Лекция Виталия Пацюкова «Малевич, Дюшан, Кейдж: между космосом, предметом и реальностью»
Куратор выставки «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» прочитает лекцию в рамках параллельной программы этой выставки. Концептуальные рамки лекции, как следует из анонса ГЦСИ, довольно общие — «ключевые концепции западного искусства первой половины ХХ века», но особое внимание будет уделено трем фигурам: Малевичу, Дюшану и Кейджу. Виталий Пацюков — заведующий отделом экспериментальных программ ГЦСИ (Москва), куратор Фонда Гаянэ Хачатурян, куратор ряда выставок ГЦСИ, автор статей о творчестве ведущих современных художников, в том числе Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова, Гриши Брускина, Олега Васильева, Евгения Чубарова, Александра Харитонова.
31 марта, воскресенье, с 14:00 до 16:30
Приволжский филиал ГЦСИ
Нижегородский кремль, корп. 6, Арсенал, Нижний Новгород
АРТ-ХАОС
«АРТ-ХАОС» — это игровой городской квест по истории искусства, позволяющий перемещаться по различным эпохам от античности до современности. Этот проект, разработанный арт-лабораторией «Чердак», предполагает участие 6 команд по 6 человек и активные передвижения по пространству Арсенала. Всего игровых эпох шесть: первобытное искусство, культура Китая, эпоха Возрождения, фольклор, голландский натюрморт, поп-арт. Стоимость билета для каждого участника 300 руб.
Адрес для пресс-материалов — [email protected]. Информация, поступившая позднее четверга предыдущей недели, может не попасть в эту рубрику. Редакция оставляет за собой право публиковать или не публиковать присланные материалы.
-
13 сентябряПолиция задержала участника Московской биеннале
-
12 сентябряУмер Отто Зандер Сокращается финансирование государственных СМИ Конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева подвел итоги Роскомнадзор нашел гей-пропаганду на ТВ Министр культуры Латвии ответит за увольнение директора Национальной оперы
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials