«Свадьба» в квадрате
Белорусский музыкально-театральный балаган «Серебряная свадьба» покажет Москве, что такое настоящее кабаре. Без ножек в чулках. Взрослым и детям
Кабаре-бэнд певицы и поэтессы Беньки (Светланы Бень-Залесской) и ее мужа — ударника Артема Залесского известен как одна из самых гастролирующих белорусских групп наравне с «Ляписом Трубецким». Не только по России с Белоруссией, но и по Европе. Их музыкально-театральный балаган там привечают, особенно в Германии. Мне довелось видеть выступление «Серебряной свадьбы» в берлинском театре «Шаубюне», где правит Томас Остермайер, в рамках прогрессистского фестиваля F.I.N.D. Немецкая аудитория аплодировала песням-мини-спектаклям, разыгрываемым Бенькой с ее музыкантами, с тем же восторгом и пониманием, с каким встречала «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса и «Отморозков» Кирилла Серебренникова. Бенька поет по-немецки (и по-французски), но главная эмоция ее жизнеутверждающего музыкального театра понятна и без перевода: сука-любовь, жизнь — пищевая цепочка, спасибо за это, жизнь и любовь.
На этой неделе «Серебряная свадьба» покажет в Москве две новые музыкальные постановки. Одну для взрослых, вторую для детей. Концертная программа «Кабаре в квадрате», по замыслу Беньки и Артема, должна передать зрителям дух и атмосферу настоящего кабаре — французского и немецкого, каким оно было до появления «Мулен Руж», ставшего туристическим символом Парижа, то есть до коммерческого обессмысливания жанра. Спектакль посвящен кабаре времен «гидропатов» и поэтов и художников из «Черного кота» Родольфа Салиса, где женские ножки в чулках показывали для того, чтобы эпатировать обывателя, а не для того, чтобы ему потрафить, — кабаре как молодежному контркультурному движению, наподобие панка. «Это было сборище друзей и одновременно артистическая трибуна, где высказывались позиции насчет всего, что происходило — в политике, обществе и искусстве, — скороговоркой выпаливает Бенька. — Оно было очень независимым, хулиганским и совершенно некоммерческим».
Для новой программы, которой группа намеревается развенчивать стереотипы о кабаре, музыканты серьезно углубились в историю вопроса. «Мы поднимаем материал того времени — XIX века и раньше, — рассказывает Бенька. — В программе есть песни, которые переведены, есть песни на языке оригинала, есть песни, музыка к которым сохранилась, а есть те, музыку к которым мы написали сами. Мы старались исполнять их так, чтобы по возможности они вызывали у людей нашего времени те же эмоции, что и у людей того». При этом «Кабаре в квадрате» — это не концерт аутентичной музыки и не дотошная реконструкция. Исторический материал, раскопанный группой, будет подан с присущими «Свадьбе» сентиментальностью, мягким юмором и позитивизмом. «Мы ничего не хотим показывать зрителю вместо ножек в чулках, — говорит Бенька. — Это тогда у кабаре была протестная функция. А мы хотим поддерживать человека в его экзистенциальном одиночестве».
«Черная речка»
От песен, альбомов и концертов «Серебряной свадьбы» идет очень женская энергетика — поддержать, утешить, приобнять, пожалеть, хоть как-то компенсировать повседневные тяготы. Детская программа «Музыка — все!» тоже возникла как компенсация, средство от экзистенциального одиночества. Чтобы не быть одному, мало завести ребенка, надо еще научиться с ним общаться. «Серебряная свадьба» предлагает родителям в помощь инструмент коммуникации — музыку, совместный концерт. «Дети куда-то хотят пойти вместе с родителями, а им некуда. Вот есть такая программа — там никто не курит, не ругается матом и… не ходит в чулках, — озорно улыбается Бенька, мать двух девочек. — Мы создаем атмосферу мастерской, где производятся звуки. Вместе с детьми делаем музыкальные инструменты — обычные и необычные».
«Мы хотим поддерживать человека в его экзистенциальном одиночестве».
«Музыка — все!» молода, как и ее публика, — было сыграно всего четыре концерта — и постоянно растет и изменяется. «Дети — самая непредсказуемая аудитория, — говорит Артем Залесский. — От концерта к концерту мы видим, насколько интересно можно развивать наше взаимодействие с ними, и меняем программу». «Да, мы думали одно, а тут — бабах!! — добавляет Бенька. — Ну, например, я со сцены запускаю мыльные пузыри. Дую в трубочку. Пузыри летят. Дети лезут на сцену и устраивают кучу-малу. Чуть не сбивают меня с ног, для того чтобы просто поскакать на сцене среди мыльных пузырей. Когда песня заканчивается — из зала слышится плач. Одной девочке было мало — она хотела еще мыльных пузырей. Мы отдаем ей баночку с мыльными пузырями».
По мере того, как рассказывается история, Бенька все больше расцветает, как под лучами софитов: «Мы не предполагали такого эффекта. Мы знали, что мыльные пузыри приносят радость детям, но не знали, что настолько. На следующий концерт какой-то добрый человек выставил перед входом в зрительный зал ящик с мыльными пузырями. Берите, кто хочет. Это стало для нас катастрофой, потому что дети выстроились перед сценой и пускали пузыри весь концерт нон-стоп. Пузыри залетали в инструменты, лезли нам в нос и глаза, я забывала текст, путалась и отвлекалась, мне хотелось сдувать детей ветродуем, потому что они мешали. Это парадокс: концерт для детей, а дети МЕ-ША-ЮТ!»
Интонации Беньки театрально взмывают вверх вместе с руками.
Я наобум спрашиваю, слушает ли «Серебряную свадьбу» ее старшая, 9-летняя дочь. «Слушает, — тихо отвечает Бенька, моментально перевоплощаясь из яркой комедийной актрисы в скромную молодую женщину. — Конечно, то, что делают родители, в меньшей степени интересно, чем что-то другое. Но она нас дипломатично поддерживает».
Дипломатично поддерживать — это у Бень-Залесских, видимо, в крови.
«Серебряная свадьба» выступает 21 марта с программой «Кабаре в квадрате» в «Москва Hall» и 22 марта с программой «Музыка — все!» в «Мастерской»
-
23 июляПитчинг кинопроектов в Минкульте займет четыре дня Музыканты всего мира требуют освободить Pussy Riot
-
22 июляAvantfest приглашает на AvantForum В Москву едет Майк Парадинас РЖД не откажется от Газманова Названы номинанты Премии Кандинского
Кино
Искусство
Современная музыка
Академическая музыка
Литература
Театр
Медиа
Общество
Colta Specials